Вестник гражданского общества

Грипп и здравый смысл

          Жизнь в мегаполисе вроде Москвы имеет ряд серьезных недостатков, один из которых – огромное количество инфекций, подстерегающих каждого из нас в местах большого скопления людей; и избежать этих мест, проживая в таком перенаселенном городе, просто невозможно. Количество заболеваний, вызванных вирусными инфекциями, традиционно увеличивается у москвичей в осенне-зимний период, и также традиционно в этот период санитарные службы столицы объявляют об эпидемии ОРВИ и их наиболее тяжелой разновидности – гриппа. Мы все привыкли к этому, принимаем это как неизбежную данность и ведем себя в эти периоды так, как умеем и как нас воспитали.
          Но иногда тревожность санитарных служб зашкаливает, и на москвичей вываливается масса негативной информации: о том, что эпидемия грозит превратиться в пандемию, о высокой смертности от гриппа, о новых, невиданных доселе и особо опасных вирусах гриппа. Так уже второй год весь мир и Москву в частности лихорадит от информации о высокопатогенном гриппе под названием H1N1, в просторечии именуемом «свиным» (аналогичные панические атаки мир недавно пережил с «птичьим» гриппом, с «атипичной» пневмонией и т.д.).
          Являются ли эти паники своеобразной «рекламной акцией» фармацевтических компаний или на самом деле есть повод бить тревогу – единого мнения на этот счет нет. Кто-то из специалистов в области медицины и вирусологии в частности говорит о том, что птицы, свиньи и прочие животные всегда были переносчиками вирусных инфекций, при определенных причинах приобретающих формы, передающиеся и людям, а также о том, что пневмония – самое распространенное осложнение гриппа, в том числе и протекающая в атипичной форме, и, следовательно, бить тревогу по поводу новых, опасных для населения земли вирусов нет смысла. Кто-то, напротив, пугает повторением пандемии гриппа вроде «испанки», случившейся в начале ХХ века, когда от вирусной инфекции умерли миллионы.
          Кто из них прав, судить сложно, пожалуй, только время рассудит этот спор. Но есть вещи бесспорные, например, что быть здоровым хорошо, а болеть и тем более умереть от болезни – плохо, что для сохранения здоровья необходимо соблюдать личную и общественную гигиену, что профилактика болезней надежнее и дешевле, чем их лечение, а также, что необходимо включать здравый смысл во всех случаях жизни.
          Вот о том, как соотносятся эти бесспорные истины и эпидемия гриппа в городе Москве (и во всей России тоже), мне бы хотелось поговорить подробнее. 
         28 октября главный санитарный врач Москвы издал Постановление, в котором говорится, что «по состоянию на 26.10.09 года ситуация по заболеваемости гриппом и ОРВИ в городе Москве расценивается как эпидемическая» (см. здесь http://www.educom.ru/ru/actual/gripp/).
          Вслед за этим Постановлением руководители различных служб и департаментов Москвы стали издавать свои приказы и указания, исходя из эпидемической обстановки в городе. Естественно, самые уязвимые и самые важные и дорогие во всех смыслах являются для нас наши дети. Поэтому приказы, касающиеся профилактики болезней среди детей, заслуживают наибольшего внимания.
          Передо мной Приказ руководителя Департамента образования города Москвы «О дополнительных мероприятиях по профилактике гриппа и ОРВИ…». На мой взгляд, – это документ потрясающей силы. Потрясающей чиновным идиотизмом и отсутствием здравого смысла.
          Судите сами:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ


12 ноября 2009 года № 2369

О дополнительных мероприятиях по профилактике гриппа и ОРВИ в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы

Учитывая сложившуюся эпидемическую ситуацию в городе Москве и с целью предупреждения распространения гриппа и ОРВИ среди обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, начальнику управления профессионального образования Департамента образования города Москвы Потапову А.С., начальнику управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Петруниной И.А., начальнику управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы Бахчиевой О.А., начальнику отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения Департамента образования города Москвы Головченко Г.В.:
1.1. Поручить руководителям подведомственных государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы:
1.1.1.Усилить контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы.
1.1.2.Издать приказ о назначении ответственного лица по контролю за ежедневным проведением комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по гриппу и ОРВИ в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы.
1.1.3.Обеспечить достаточное количество дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы.
1.1.4.Усилить контроль за температурным режимом, режимом проветривания помещений государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.
1.1.5. Обеспечить проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств во всех помещениях государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.
1.1.6.Осуществлять контроль за соблюдением личной гигиены обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.
1.1.7.Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы проводить уроки с использованием средств индивидуальной защиты (масок).
1.1.8. Усилить разъяснительную, санитарно-просветительскую работу среди обучающихся, воспитанников, их родителей, (законных представителей), педагогических работников об организации противоэпидемических, профилактических мероприятий в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ.
1.1.9. Рекомендовать родителям (законным представителям) проводить неспецифическую профилактику против гриппа и ОРВИ в домашних условиях.
1.2.Проработать вопрос изготовления индивидуальных марлевых масок на уроках материальных технологий в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы.
1.3. Обеспечить бесперебойную работу систем приточно-вытяжной вентиляции и воздушного отопления в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, а также их техническое обслуживание и своевременное проведение профилактических работ.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Умрихину М.Е., заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Гуcеву Т.Н., заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Иванова В.А., начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Петрунину И.А., начальников окружных управлений образования Департамента образования города Москвы.

Руководитель Департамента
образования города Москвы
О.Н.Ларионова

          Из всех пунктов этого Приказа только два, выделенных мною, представляют собой конкретные меры, которые можно привести в исполнение, следуя Приказу, остальные или являются благими пожеланиями, или уже – без этого Приказа – осуществляются в московских школах на постоянной основе.
          И что же приказывает осуществить этот документ, говоря простым языком? Заставить учителей вести уроки с марлевыми масками на лицах, а учеников на уроках труда изготавливать эти маски. Что касается изготовления марлевых масок – возможно, эти навыки и пригодятся когда-нибудь в жизни, хотя для получения навыка достаточно изготовить оду-две маски, а не ставить это на поток. Что же касается ведения уроков с маской на лице, то давайте прочитаем, что пишет в своем блоге об этом ноу-хау учитель математики одной из московских школ:
          На грани отчаяния.
Первый день после "карантинных" каникул принёс новые проблемы: издан приказ о том, чтоб учитель преподавал в маске.
Как чиновники себе это представляют???
Я сорок пять минут подряд говорю. К концу урока маска будет мокрой насквозь. Сколько мне их надо на день? Как будут слушать меня ученики, что им из моей речи будет понятно, если они не будут видеть ни движения моих губ, ни мимики? Я уж не говорю об эстетике и о моём комфорте, мне во время урока и без маски, как правило, душно.

         О чем думала госпожа Ларионова, когда писала (или визировала написанный подчиненными) этот Приказ? Видимо о том, чтобы отчитаться о проделанной «работе». При этом она, кажется, напрочь забыла, что такое школьный процесс и как проходит урок в школе. Но, может быть, муки учителей и бесполезность сидения на уроках учеников не будут напрасными и спасут их всех от эпидемии гриппа? Правда, не совсем понятно, маски на учителях для того, чтобы защищать учителей от заразы детей или, наоборот, защищать детей от заразы учителей?
          Давайте разберемся. Для чего нужны марлевые повязки? Для того, чтобы предотвратить передачу инфекции воздушно-капельным путем. Поэтому они эффективны для профилактики болезни в тех случаях, когда кто-то в помещении заведомо болен, чтобы ухаживающий за больным человек не заразился, или когда человек находится в многолюдном помещении среди посторонних, и риск заразиться от неизвестного больного при этом велик, или когда человек болен сам и не хочет заразить окружающих. Следовательно, если в классе и в школе все здоровы, то ношение масок внутри школы не имеет никакого смысла. А если учитель или ученик болен, то он не должен в таком состоянии посещать школу.
          Получается, что в школе, как и в каждом постоянном коллективе, маски для профилактики ОРВИ и гриппа не нужны, а нужен медицинский контроль за тем, чтобы заболевшие учителя и ученики не являлись в школу, а также ответственность и правильное отношение к своему и чужому здоровью, как со стороны учителей, так и со стороны родителей учеников.
          Но вот с этим – с ответственностью за свое и чужое здоровье – у нас в стране большая напряженка. Поэтому заглотить широко рекламируемый Колдрекс и явиться больным на работу – в порядке вещей. Более того, в порядке вещей сбить жаропонижающими средствами высокую температуру своему ребенку и отправить его в детский коллектив. Достаточно нескольких таких безответственных «товарищей» - и эпидемия ОРВИ не заставит себя ждать. Наверное, каждый из читателей сталкивался с подобной ситуацией, а, возможно, кто-то сам ее провоцировал. Расскажу для иллюстрации пример из своей жизни. Однажды, примерно лет 8 назад, я была свидетелем и невольной жертвой такой «рукотворной» эпидемии ОРВИ в отдельно взятом подмосковном санатории.
          После учебного года я хотела «поправить здоровье» своему ребенку, закончившему 2 класс, и купила дорогущую путевку в санаторий «Отрадное», принадлежащий мэрии Москвы. Погода выдалась неважная, несколько дней подряд шли проливные дожди, и все отдыхающие санатория вынуждены были проводить время в корпусе. Там была прекрасно оборудованная большая детская комната, и в ней толпилось множество народу – дети всех возрастов и даже взрослые, так как занятие по душе мог найти каждый. Но через несколько дней отдыхающие – взрослые, но преимущественно дети – стали заболевать один за другим, и симптомы у всех были одинаковые – озноб, высокая температура, боль в горле, насморк, кашель, ломота во всем теле. Заболел и мой ребенок – в итоге почти весь срок путевки мы с ним провели в номере – лечились. Врачи санатория сбились с ног, так много оказалось в нем тяжело больных, но при этом они всеми силами пытались замолчать тот факт, что в санатории присутствует вирусная инфекция, поразившая большинство отдыхающих.
          Случайно я узнала, что послужило источником этой маленькой эпидемии. В столовой за соседним с нашим столиком сидела дама, то ли сама чиновник мэрии, то ли жена чиновника, но явно не как я, купившая путевку за свой счет. С ней был сын 5-ти лет, который в отличие от многих детей не отсиживался в номере с высокой температурой. И вот эта дама, ничуть не смущаясь, рассказала, что у ее сына сразу после заезда поднялась высокая температура, но она ее сбила анальгином и отвела его в детскую комнату. И так несколько дней подряд. Не сидеть же мне с ним в номере! – манерно и безапелляционно заявила она на мои слова о том, что ее сын стал источником заразы для окружающих и что больного ребенка в детский коллектив приводить нельзя. Тогда администрация санатория замолчала эту историю – связываться с чиновниками из мэрии побоялись. И таких дам в нашем обществе не мало. Более того, по моим наблюдениям, меньшинство составляют те, кто ответственно и серьезно относится и к своему здоровью, включая здоровье своих детей, и к здоровью окружающих.
          Так, может быть, руководителю Департамента образования города Москвы было бы лучше издать Приказ, который бы ввел в школах обучение элементарным правилам поведения людей в коллективе, элементарным основам, которые должен знать каждый о своем здоровье, о правильном поведении во время болезни? Для этого не надо даже вводить специальный курс – эти знания прекрасно вписываются в уже существующие школьные предметы - природоведение, ОБЖ, биология. Можно и для родителей ликбез устроить в стенах школы – на ту же тему. Ведь дети невежественны в этих вопросах потому, что невежественны их родители. А также учителя и чиновники от образования.
          Давайте начнем включать здравый смысл в свою жизнь – тогда и грипп окажется не таким страшным. 


РИММА ПОЛЯК

18.11.2009


Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.012023210525513