Вестник гражданского общества

03.04.2017

Теракт в метро Санкт-Петербурга унес жизни 10 человек

Фото: Reuters
 
В Санкт-Петербурге в понедельник, 3 апреля, около трех часов дня произошел взрыв в вагоне метро. По официальным данным, 10 человек погибли.

По сообщению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, в результате взрыва погибли 10 человек, семь человек умерли на месте, один скончался в «скорой помощи», еще двое умерли в больнице. Также известно о примерно 47 пострадавших, шесть из них находятся в тяжелом состоянии.

Взрыв произошел на перегоне от «Сенной площади» к «Технологическому институту». По словам очевидцев, взрыв произошел в третьем вагоне, когда поезд только отъехал от «Сенной», при этом состав доехал до следующей станции, и там уже началась эвакуация всех пассажиров.

По данным источника «Интерфакса» в правоохранительных органах, это было самодельное взрывное устройство небольшой мощности, начиненное поражающими элементами. Предположительно, бомбу могли оставить в вагоне — сведений о том, что взрыв мог быть осуществлен смертником, нет.

Сообщения о других взрывах не подтвердились. Первоначально сообщалось, что в метро было два взрыва, но Национальный антитеррористический комитет позднее подтвердил информацию только об одном взрывном устройстве. Также информагентства со ссылкой на собственные источники сообщали об обнаружении на станции «Площадь Восстания» взрывного устройства. Примерно через час после этого сообщения НАК подтвердил — на «Площади Восстания» действительно нашли и обезвредили самодельную бомбу. Появлялись сообщения о взрывах на других станциях метро, в том числе «Купчино», но подтверждения этим слухам не было.

После взрыва закрыли весь метрополитен Петербурга. Петербургский сервис такси «Таксовичкоф» объявил, что в связи с взрывами выводит на улицы города все доступные автомобили и будет возить пассажиров бесплатно; весь городской транспорт, Uber, «Делимобиль» и «Яндекс. Такси» тоже работают бесплатно. Есть сообщения, что некоторые водители такси все же требуют денег от пассажиров. На других транспортных объектах, в том числе на вокзалах и в аэропорту Пулково, усилены меры безопасности. Кроме того, повышенные меры безопасности введены в московском метро.

Работа метрополитена Санкт-Петербурга, вероятно, возобновится только во вторник, 4 апреля. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу подземки.

Следственный комитет завел дело по статье «Теракт», но рассматривает и другие версии. В розыск объявлены два человека. Один заложил бомбу в вагоне, другой оставил взрывное устройство на станции «Площадь Восстания» (эту бомбу обезвредили).

Ответственность за взрыв в метро на себя пока никто не взял.

В момент теракта в Санкт-Петербурге находился президент Владимир Путин, приехавший на переговоры с президентом Белоруссии по поводу поставок газа. Перед началом переговоров Владимир Путин прокомментировал только что произошедший взрыв, в частности, выразив соболезнования родным и близким жертв и пообещал принять все меры, чтобы помочь пострадавшим. Также он сказал, что рассматривается несколько версий, в том числе терроризм.  «Эхо Москвы» сообщило, что ФСО не разрешила Владимиру Путину посетить место теракта, однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что эти сведения не соответствуют действительности.

Больше президент России  про теракт в Петербурге  не сказал ничего. На пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, Путин даже  не упомянул теракт в метро Санкт-Петербурга.

Президент Белоруссии выразил благодарность российском лидеру за переговоры, состоявшиеся несмотря на «трагическое происшествие», не став уточнять, о чем именно идет речь. Соболезнования Лукашенко публично выражать не стал.

Примечательно, что станция «Технологический институт» была первой станцией, на которой невозможно обойти рамки металлоискателей, так как между ними установили барьеры. Эта система была введена здесь с августа 2016 года. На других станциях ограждения между рамками планировали установить к началу апреля 2017 года. Отказаться от прохода сквозь рамки могли только люди с медицинской справкой.

Металлодетекторы — только часть досмотрового оборудования, которое есть на каждой станции петербургской подземки. В специальном огороженном помещении работают рентгенотелевизионные комплексы для досмотра багажа. Кроме того, приобретены переносные досмотровые комплексы «Шмель» по цене около 1 млн рублей за штуку.

Онлайн-ресурс «Открытая Россия» выяснил, кто занимался установкой рамок в петербургском метро.  По информации издания, контракт на подготовку проекта по расстановке металлоискателей во всех вестибюлях питерского метро в 2013 году получила компания «Техно» из Москвы, которая на тот момент проходила процедуру банкротства. Из городского бюджета фирма получила шесть млн рублей.

В 2015 году начался второй этап — установка металлоискателей. Был объявлен тендер на 60 млн рублей на поставку досмотровых рамок. Его единственным участником стала московская компания — ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ»), находящаяся в подмосковном Красногорске. Эта же контора установила металлодетекторы в метрополитенах Москвы и Нижнего Новгорода, в помещениях РЖД и «Сбербанка».

На официальном сайте указан целый перечень положительных отзывов на оборудование «СНТ». Правда, в Нижнем Новгороде рамками остались недовольны и подали иск в суд. Как следует из материалов арбитражного суда, металлоискатели от «СНТ» «неверно указывали зоны проноса тест-объекта, присутствовали ложные срабатывания». Кроме того, «на всех 63 рамочных металлодетекторах отсутствуют отверстия в крышке отсека с электронными платами под питающий кабель, в связи с чем при постоянно подключенном питающем проводе отсек с электронными платами открыт, что способствует скоплению грязи и пыли и, тем самым, быстрому выходу из строя рамок», — говорится в иске заказчика.

Несмотря на сомнительное качество, что показала история в Нижнем Новгороде, металлоискатели имеют положительное заключение Центра спецтехники ФСБ «для использования на объектах транспортной инфраструктуры». Одна такая рамка обошлась бюджету примерно в 185 тысяч рублей.

Кроме проблемы с неисправными рамками есть проблема некомпетентности. Люди, стоящие у металлодетекторов, не имеют никакого специального образования. Зачастую это обычные пенсионеры, которые не отличат по сигналу нож от связки ключей. Такое мнение высказывали многие специалисты по безопасности. Например, директор охранной фирмы «Титан» Сергей Алексеев в интервью «КП» говорил: «Если сейчас установят барьеры, но не будут проверять всех, кто „моргнул“, то я не понимаю, насколько это целесообразно».

«Выявить с одного взгляда человека, который намерен совершить какие-то преступные действия, может только высококлассный психолог-криминалист. А в метро работают обычные люди. Для того чтобы такая система рамок заработала в действительности, и метрополитен не потерял свою основную функцию — перевоз большого количества людей, нужно значительно увеличить зону досмотра и количество сотрудников. И не в два, и не в три раза, а в десятки раз», — заключал он.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.020003080368042