Вестник гражданского общества

23.08.2017

Режиссера Кирилла Серебренникова отправили под домашний арест

Кирилл Серебренников в суде

Сегодня, 23 августа, Басманный суд Москвы вынес решение о помещении всемирно известного режиссера, художественного руководителя Гоголь-центра  Кирилла Серебренникова под домашний арест на 2 месяца, до 19 октября 2017 года. Такое решение по ходатайству следствия приняла судья Елена Ленская. Режиссеру предъявили обвинение  в хищении 68 млн руб., выделенных государством на поддержку театрального проекта «Платформа».
 
Кирилл Серебренников был задержан поздним вечером 21 августа в Петербурге на съемочной площадке своего фильма про Виктора Цоя и привезен в Москву, где его сначала 8 часов допрашивали в СКР, а затем отправили в СИЗО. Связаться с адвокатом Серебренникову позволили только после 10 часов утра 22 августа.
 
О деле, по которому задержали Кирилла Серебренникова, стало известно 3 месяца назад, когда в Гоголь-центр и домой к его художественному руководителю и еще по нескольким адресам пришли с обыском. Как выяснилось позже, дело о мошенничестве с государственной субсидией компании «Седьмая студия» было возбуждено еще в 2015 году. После обысков  СКР предъявил обвинения бывшему бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой, бывшему директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому и экс-гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину. Итина поместили под домашний арест, остальных отправили в СИЗО.
 
Серебренников до последнего времени оставался в статусе свидетеля, но после майских обысков и допроса у него изъяли загранпаспорт.
 
Все это время Кирилл Серебренников продолжал работать. 11 июля в Большом театре должна была состояться премьера балета «Нуреев», в котором Серебренников был режиссером, сценографом и автором либретто. Однако 8 июля стало известно, что премьеру отменили. Директор Большого театра Владимир Урин заявил, что спектакль был не готов, а его премьера состоится в мае 2018 года. В тот же день агентство ТАСС, ссылаясь на свои источники, написало, что «Нуреева» отменили по прямому распоряжению министра культуры Владимира Мединского из-за «гей-пропаганды». Позднее премьеру балета перенесли на декабрь 2017 года.
 
В конце июля в Санкт-Петербурге Кирилл Серебренников приступил к съемкам фильма «Лето» — о юности Виктора Цоя. По словам Михаила Идова, одного из сценаристов картины, к настоящему моменту фильм снят уже на две трети; оставалось всего восемь съемочных дней.
 
7 августа в интервью газете Sueddeutsche Zeitung Серебренников рассказал, что правоохранительные органы забрали у него загранпаспорт. «В сентябре я должен ставить в Штутгарте оперу-сказку „Гензель и Гретель“ Энгельберта Хумпердинка. Надеюсь, что мне удастся выполнить свои обязательства по контракту», — сказал режиссер немецкому изданию.
 
В начале августа стало известно, что Масляева дала показания против Серебренникова. Согласно протоколу ее допроса, Итин, Серебренников и Малобродский создали АНО «Седьмая студия» «для реализации преступного умысла». Бухгалтер же помогала им обналичивать субсидию от государства; наличными фигуранты дела распоряжались по своему усмотрению, заявила Масляева следствию.
 
Ранее Масляева – пожилая женщина с целым букетом тяжелых заболеваний, откровенно заявила, что подпишет любые показания, которые от нее потребуют, чтобы выйти из заключения, выдержать которое она не в состоянии. Тем не менее, после дачи признательных показаний из СИЗО ее не выпустили.
 
Как выяснилось 22 августа, в розыск объявлена исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова. По версии следствия, деньги, выделенные на этот спектакль, были похищены, а сам спектакль не поставлен. И это несмотря на то, что спектакль идет в репертуаре театра с 2012 года и до сих пор, его посмотрели огромное количество зрителей, о нем написано множество рецензий, он снят на фото и видео, участвовал в фестивалях «Золотая маска», «Балтийский дом», «Новый европейский театр», ездил на гастроли в Париж.
 
Сегодня Кирилла Серебренникова доставили в зал суда в наручниках в сопровождении семи вооруженных спецназовцев. В зале режиссера поместили в клетку для задержанных.
 
Заседание проходило под звуки оваций и криков поддержки с Каланчевской улицы — к зданию суда пришли сотни сторонников режиссера, среди них были и коллеги по работе, и поклонники его творчества.
 

В коридоре суда

Одноклассница и друг Кирилла Серебренникова журналист Екатерина Гордеева вела из зала суда репортаж в Фейсбуке.  Приводим его с небольшими сокращениями.
 
«Выступает следователь, говорит о группе по предварительному сговору, которой руководил Серебренников. Говорит, что Серебренников вины не признал и «фактически отказался от дачи показаний".
Говорит, что вина доказана на основании показаний других обвиняемых.
Попросил о домашнем аресте.
 
Выступает адвокат. Говорит, что причиной отказа от дачи показаний было то, что Серебренникова поздним вечером 21 августа забрали и 9 часов везли из Петербурга в Москву, а адвокату о задержании сообщили только в 10.20 утра 22 августа. И на допросе Серебренников заявил, что у него нет ни моральных, ни физических сил отвечать на вопросы, разобраться в обвинении.
 
Адвокат просит позволить закончить кино, работать в театре. Просит суд рассмотреть вопрос залога, предлагает залог в сумме предъявляемой в качестве обвинения. Говорит: «Ни у Кирилла ни у меня таких денег нету, но я думаю, в том числе с помощью тех людей, которые стоят сейчас на улице, мы этот залог быстро соберём».
 
Следователь снова: вид на жительство, квартира, планы ставить спектакли за границей.
Следователь просит приобщить письмо, которое отправлял адвокату и Серебренникову о следственных действиях и ответ, что Серебренников собирается в командировку. Адвокат даже рад: да, в ответ на это письмо было прислано письмо продюсера о командировке Серебренникова, а сам Серебренников на все допросы приезжал. Никто никогда скрываться не собирался.
 
Следователь возражает против залога: сейчас идёт следственная экспертиза и сумма, в хищении которой обвиняются (Серебренников – прим. Вестник Civitas), все время увеличивается.
 
Адвокат просит приобщить к делу копии медицинских документов родителей Кирилла, мамы 1937 года рождения и папы - 1933 года рождения. И просит приобщить ходатайства, первое читает вслух, это поручительство Наталии Солженицыной. Потом перечисляет: (в порядке перечисления): от Андрея Малахова, Филиппа Киркорова, Владимира Урина, Евгения Миронова, Алексея Попогребского, Фёдора Бондарчука, Данилы Козловского, Нюты Федермессер, Дуни Смирновой, Игоря Верника, Валерия Гаркалина, Виктории Исаковой, Чулпан Хаматовой, Зельфиры Трегуловой, Алексея Германа, Людмилы Улицкой, Ксении Раппопорт, Максима Матвеева, Владимира Слепакова, Льва Додина, Елизаветы Боярской, Сергея Светлакова, Ивана Урганта, Николая Картозии, Ксении Собчак, Максима Виторгана, Алексея Мизгирева, Константина Хабенского, Николая Сванидзе. (Есть ещё, он не перечисляем, просто передаёт). От себя прямо в зале передаёт поручительство Андрей Сергеевич Смирнов (известный режиссер и актер - прим. Вестник Civitas).
 
Андрей Сергеевич Смирнов: я знаю Кирилла больше двадцати лет, мы познакомились, когда я снимался в его сериале. Моя жена из Ростова, Кирилл - из Ростова. Мы сперва следили за ним как за молодым дарованием, а потом - с восхищением как ща мастером.
Кирилл вдохнул жизнь в полумёртвый театр, там с утра до вечера толчется молодежь, там происходит Жизнь!
Я слышал, суд не уверен, что был спектакль Сон в летнюю ночь. Так вот, мы с женой на нем были!
Все, что здесь происходит, вызывает у меня глубокое возмущение и недоумения. То, что он сидит в клетке, то как его привезли -- в наручниках -- это недопустимо!
Кирилл должен быть на свободе и иметь возможность работать.
 
Алексей Мизгирев (кинорежиссер, сценарист - прим. Вестник Civitas): я знаю Кирилла лично много лет. У него нет миллионов. Он достаточно скромный человек, у которого нет машин-домов, который ведёт довольно аскетичный образ жизни. А смысл его жизни - это театр.
Я хочу также сказать, что Кирилл - педагог. Замечательный педагог, вырастивший целую плеяду замечательных ребят.
Мне не составляло труда выступить поручителем. Потому что я совершенно уверен: правда на стороне Кирилла.
 
Адвокат ходатайствует о том, чтобы впустить в зал Ирину Прохорову, которая готова внести залог в любой сумме прямо сейчас. Следователь возражает против залога: сейчас идёт следственная экспертиза и сумма, в хищении которой, обвиняются все время увеличивается.
 
Прохорова выступает. Говорит, что знакома с Кириллом последние 15 лет, их познакомила Волчек. Говорит, что приглашала Кирилла на эфир в свою передачу, а театр, от фонда, - на гастроли в Красноярск.
 
Прохорова: Кирилл выдвинул нашу страну в передовые театральные державы. Я знаю давно Кирилла и могу сказать, что он кристально честный и очень талантливый человек, смысл жизни которого - театр.
Серебренников - патриот своей страны. И он бессребреник.
Я готова внести залог, чтобы великий человек не сидел в СИЗО, чтобы не создавалось впечатления, что возвращаются тяжёлые времена.
 
Слово Серебренникова: «Я бы хотел другое. Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что обвинения, которые мне предъявили, мне кажутся невероятными и невозможными. Я в данный момент нахожусь в процессе кинопроизводства, я снимаю фильм. У меня на выпуске спектакль в Гоголь-центре.
С мая месяца я приезжал по первому звонку следователя, на любой допрос.
Я сотрудничал со следствием, я отвечал на все вопросы и говорил правду, которая заключается в том, что проект Платформа, конечно был, все люди работали на нем самоотверженно и честно, я им горжусь.
Моя работа художественного руководителя, заключающаяся в постановке спектаклей, была выполнена. Мы потратили деньги, но мы тратили их на постановки, на спектакль.
Мы для страны, для Родины сделали большой и яркий проект, который известен во всем мире, который стал стартовой площадкой для многих молодых художников.
Я прошу меня отпустить, я кино снимаю».
 
Кирилл: я испытываю невероятное волнение от той поддержки, которую я чувствую от людей в зале и от людей, стоящих на улице; спасибо вам.
Я стараюсь своей работой сделать так, чтобы наша страна была не провинциальной, а очень важной в мировом контексте.
Я не собирался никуда не уезжать.
Все, что у меня есть - это родители, маленькая квартира и дело, которое я люблю.
Я честный человек. Прошу высокий суд разрешить мне работать.
 
Кирилл: я честный человек, это подтверждают и годы моей работы и ходатайства, которые вы получили.
Я снимаю фильм о Викторе Цое и Майке Науменко, у меня выпуск «Маленьких трагедий» в Гоголь-центре, афиши уже висят, билеты проданы. Я не буду бегать от следствия, я буду работать.
 
Судья огласила решение: задержание законно, обвинения обоснованы, преступление тяжкое. Домашний арест».
 
*****
 
Когда судья Елена Ленская оглашала решение, люди, собравшиеся у здания суда, скандировали: «Позор!».
 
Серебренникову запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя. В сущности, это означает запрет на профессию одного из самых востребованных режиссеров нашего времени.
 
Домашний арест режиссер будет отбывать в своей квартире на Пречистенке. Серебренников сможет посещать театр с письменного разрешения следователя.
 
Защита режиссера собирается обжаловать решение суда. «У нас есть на обжалование три дня, мы обязательно это сделаем», - заявил адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.035751104354858