Вестник гражданского общества

23.05.2018

Олег Сенцов: «голодовка до фатального конца»


С 14 мая, то есть уже десятые сутки, держит голодовку украинский режиссер Олег Сенцов, осужденный в России за терроризм на 20 лет колонии строгого режима. Его требование – освобождение и возвращение на родину всех украинцев-политзаключенных, содержащихся в  российских тюрьмах, на данный момент это 64 человека.  
 
На следующий день после объявления голодовки, 15 мая, в колонии у Олега Сенцова побывал его адвокат Дмитрий Динзе, через которого он передал заявление со своими требованиями:
 
«Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осужденный российским судом и находящийся в колонии города Лабытнанги, объявляю бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года. Единственным условием ее прекращения является освобождение всех украинских политзаключенных, находящихся на территории РФ. Вместе и до конца. Слава Украине!».
 
По словам адвоката, Сенцов готовился к голодовке заранее, примерно за полтора месяца: он постепенно отказывался от предлагаемой пищи и не принимал продуктовых посылок.
 
На пресс-конференции в Киеве адвокат Сенцова Дмитрий Динзе заявил, что тот будет голодать «до фатального конца», назвав саму голодовку «жестом отчаяния».
 
Как выяснило Радио Свобода, Сенцов находится в отдельной палате медсанчасти ИК-8 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО), где отбывает наказание, под круглосуточным наблюдением врачей. На данный момент, по утверждению УФСИН ЯНАО, его здоровью ничего не угрожает. Так ли это на самом деле, независимые наблюдатели проверить не могут: в местной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) еще в марте прошли перевыборы, но Общественная палата в Москве до сих пор не выдала новым членам необходимые документы, без которых их никуда не пускают.
 
Украинский активист Александр Кольченко, проходивший по одному делу с Олегом Сенцовым и осужденный на 10 лет лишения свободы, готов поддержать голодовку Сенцова. Об этом он написал в письме украинскому режиссеру. Опасаясь, что цензура не пропустит его письмо, он подробно рассказал о его содержании адвокату Светлане Сидоркиной, которая посетила его в колонии в Копейске.
 
«В письме он написал, что, по его мнению, средство голодовки может быть эффективным для защиты только в том случае, если государство дорожит своей репутацией. Он считает, что в случае с Олегом Россия может проигнорировать его голодовку, не давая умереть, просто применить принудительное кормление и отправить его на психиатрическую экспертизу. Смерть Магнитского в России ничего не изменила, вместо этого был принят "закон Димы Яковлева". Он не отговаривает Олега, поскольку знает, что он упрямый и решения своего не изменит. Он очень опасается за его здоровье, поскольку знает о климате и условиях жизни в Лабытнанги, от других заключенных, еще со времен, когда они с Олегом шли по этапу. Хотя Саша и не согласен с методом Олега, но уважает его позицию об освобождении политзаключенных Украины из российских застенок и готов поддержать Олега, если будет необходимость», – рассказала Светлана Сидоркина. Она пыталась отговорить Кольченко от голодовки, ссылаясь на проблемы со здоровьем, из-за которых он находится на диетическом питании.
 
Кроме письма Олегу Сенцову, Александр Кольченко написал обращение на имя Владимира Путина с требованием вмешаться в ситуацию с голодовкой Сенцова и освободить его. Однако Кольченко также опасается, что цензура не пропустит это обращение.
 
Вечером 21 мая стало известно, что Министерство иностранных дел Украины направило России ноту, в которой потребовало предоставить украинскому консулу и врачам доступ к Сенцову. До этого на многочисленные просьбы Киева о встрече украинского дипломата с Сенцовым в Москве отвечали отказом, мотивируя тем, что он российский гражданин. Однако, как заявил защитник Дмитрий Динзе, Сенцов – гражданин Украины, у него нет российского паспорта и он никогда не писал заявление на получение российского гражданства, как это сделали многие жители Крымского полуострова. В УФСИНе ЯНАО Радио Свобода сообщили, что никаких запросов насчет режиссера Олега Сенцова ни с украинской стороны, ни из аппарата уполномоченного по правам человека в России к ним пока не приходило.
 
В Киеве в последние дни состоялось несколько акций с требованием к правительству активизировать усилия по освобождению украинцев, осужденных в России и Крыму. Участники акций, обращаясь к президенту, министрам, депутатам, чиновникам, скандируют: «Хватит сидеть!», они призывают не говорить о своей обеспокоенности, а сделать то, что нужно.
 
Мама Олега Сенцова Людмила, к которой приехали журналисты «Крым. Реалии», узнала о голодовке сына по телефону. «Он раньше говорил, что голодовка – это не метод. А сейчас я думаю, его довели до самого последнего», -  считает она.

 

Литературное правозащитное объединение «Свободное слово», петербургский ПЕН-клуб и члены «Вольного исторического общества» опубликовали заявление «Спасти Олега Сенцова», в котором заявляют, что «смерть Олега Сенцова станет позором для России и навсегда запятнает тех, кто мог бы его спасти, но не спас». Не поддерживая требование Сенцова освободить всех украинских политзаключенных, подписанты просят «отправить Сенцова на его родину – в Украину». С призывом поддержать это заявление они обращаются к участникам Петербургского экономического форума. Но за этим легко прочитывается истинный адресат заявления – президент Путин.
 
Об этом пишет в Фейсбуке российский правозащитник Евгений Ихлов:  
 
«Очень большая группа действительно очень уважаемых людей призвала власти спасти объявившего голодовку политзаключенного режиссера Олега Геннадиевича Сенцова - освободить и отправить на Украину. Однако Сенцов голодает не за свое освобождение, как два года назад Савченко, а за 64-х политзаключенных граждан Украины, две трети которых - жители Крыма.
 
Таким образом, Путину предлагают быстро выйти из очень неприятной ситуации - как раз накануне Мундиаля и при обсуждении в США новой порции санкций, - не меняя общего направления его политики.
 
Так было во время "разрядки" - перед важными переговорами Брежнев и Андропов выпускали известного диссидента, которому перед этим щедро отвесили лет 7-10 лагерей и ссылок. Но сами преследования диссидентов не прекращались.
 
Мне неизвестно, кто именно продуманно решил не включать в обращение фразу о необходимости выполнить требование Сенцова об освобождении политзаключенных или изъял ее из первой версии текста, но поступил он постыдно. Хотя я понимаю логику: теория "малых дел" в действии - пусть хоть одного отпустят, в целом же изменить ведь нельзя ничего...
 
Но это перечеркивает весь подвиг Олега Геннадиевича, который ведь осознанно приносит себя в жертву во имя всех соотечественников!».
 
Одна из подписантов этого обращения, журналист и правозащитник Зоя Светова, публично обратилась к патриарху Кириллу с просьбой посоветовать Владимиру Путину отпустить на Украину режиссера Олега Сенцова. Как сообщает «Эхо Москвы», Светова уверена, что глава Русской православной церкви мог бы убедить президента отправить Сенцова на Украину.
 
Видимо, в попытке помочь Сенцову, Зоя Светова забыла, какое «милосердие» продемонстрировала РПЦ МП и лично патриарх Кирилл в деле Pussy Riot.
 
Дело Олега Сенцова
 
В августе 2015 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал кинорежиссера Олега Сенцова и анархиста Александра Кольченко виновными по делу о создании террористического сообщества, совершении и планировании терактов. По версии следствия, в 2014 году Сенцов создал «террористическое сообщество», участники которого подожгли дверь «Русской общины Крыма» в Симферополе, а также готовили подрывы памятника Ленину и Вечного огня. Кроме того, им предъявили обвинение в незаконном обороте оружия и взрывчатки в составе группы. Сенцов получил 20 лет колонии строгого режима, Кольченко – 10 лет колонии. Свою вину оба не признали.
 
Верховный суд оставил приговор Сенцову без изменений, а затем отказался его пересматривать. В марте 2016 года Сенцова этапировали в колонию в Якутск, в 2017 году перевезли оттуда в Лабытнанги.
 
В декабре 2017 года украинские власти объявляли, что готовы выдать Москве заключенных российских граждан только в обмен на Сенцова и Кольченко. Российская сторона о таком обмене до сих пор не высказывалась, хотя вопросы о судьбе Сенцова уже не раз задавали на разных уровнях, в том числе президенту Путину.
 
Реагируя на поддержку Сенцова международным кинематографическим сообществом, Путин в декабре 2016 года заявил: «Что касается его творчества, то он осужден не за творчество, а за то, что взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда. А именно фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности».
 
 
 
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.026007890701294