Вестник гражданского общества

04.09.2018

Боль и борьба Беслана

Фото: Катерина Сажнева-Калугина / Фейсбук
 

«3 сентября 2018 год. Спортзал школы в 12 часов. Пришли, сели на длинную скамейку. Нас начали окружать молодые мужчины крепкого телосложения. Мы встали, подошли к фотографиям наших близких. Несколько десятков мужчин последовали за нами. Потом сопровождали и на кладбище и обратно до дома. Подходили знакомые потерпевшие. Наклонялись при обнимке, и говорили: "Опять вас караулят". Это продолжается каждый год. А перед годовщиной в СМИ появляется очередная подлая статья или заметка о продажности активистов "Голоса Беслана". 14 лет обливают грязью за правду Беслана. Привыкнуть к этому нельзя. Но это противостояние мы не проиграли. И ответом на подлость- появляются силы дальше бороться. Сердца наши греет бесконечная благодарность всем, кто не испугался и не закрылся от правды Беслана, всем кто помнит. Спасибо Вам!»
 
Это вчерашняя запись в Фейсбуке Эллы Кесаевой, одной из матерей Беслана, лидера общественной организации «Голос Беслана». 
 
14 лет назад, 1 сентября 2004 года, террористы захватили заложников в школе №1 города Беслана. Они удерживали детей, их родителей и сотрудников школы два дня. 3 сентября в здании школы произошел взрыв, после которого силовики начали штурм.
 
В результате теракта и последующего штурма погибли 334 человека. Большинство из них дети (186 человек). Пострадали более 700 человек.
 
В апреле 2017 года ЕСПЧ признал, что российские власти не приняли необходимых мер для расследования обстоятельств теракта и причин гибели заложников, и обязал Россию выплатить истцам 3 миллиона евро. В суд было подано 7 исков от 409 человек. Они ждали решения суда 10 лет.
 
По мнению ЕСПЧ, во время спецоперации власти не смогли свести риски к минимуму. Москва, сказано в постановлении суда, не представила «удовлетворительных и убедительных доказательств». Суд также установил, что у российских спецслужб была информация о готовящемся теракте.
 
1 сентября в школе №1 города Беслана началась трехдневная вахта по жертвам теракта. Каждый год церемония начинается одинаково  -  в 9:15 звучит школьный звонок — именно в это время 1 сентября 2004 года раздались первые выстрелы. Участники вахты приносят во двор школы игрушки и воду в память того, что террористы в течение всех трех дней, что они удерживали заложников, не разрешали им пить.
 
С каждым годом все меньше людей участвуют в траурной церемонии. Но для тех, кто пережил трагедию, боль меньше не становится, их время не лечит.
 
На пресс-конференции Комитета «Матери Беслана», прошедшей в городе 1 сентября, председатель Комитета Сусанна Дудиева рассказала: «Мы организовались, чтобы помочь людям, которым стало невыносимо жить. Таким же, как мы. Для нас ответственность — это способ выживания. В следующем году будет большой юбилей — 15 лет. И мы подведем итоги: что же мы все смогли сделать, чем помочь. И мы дадим строгую оценку.
 
 …у нас до сих пор остались вопросы: почему террористы беспрепятственно приехали сюда и беспрепятственно захватили школу? И почему не было адекватного расследования? Это неудобные вопросы. Но мы не перестанем их повторять».
 
«И все эти 14 лет мы добиваемся принятия федерального закона о статусе пострадавших в теракте», — рассказала журналистам член Комитета Эльвира Туаева.
 
Отсутствие закона о статусе жертв терактов приводит к тому, что в случаях, подобных бесланской трагедии, не возникает оснований для плановой помощи пострадавшим и реабилитации для выживших, бюджете просто нет такой строчки расходов. И люди вынуждены каждый раз ходить к чиновникам с протянутой рукой.

 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.012001037597656