Вестник гражданского общества

07.09.2017

Битва за табличку

Мемориальная табличка, установленная 7 сентября 2017 г.
Фото из Фейсбука Владимира Рыжкова



7 сентября  в Москве на Малой Ордынке, во дворе дома, где жил Борис Немцов, торжественно установили памятную табличку с надписью «Здесь жил политик Борис Немцов погибший от руки наемного убийцы 27 февраля 2015». При установке мемориального знака присутствовали друзья и родственники убитого политика.
 
Авторами таблички являются архитектор Евгений Асс и дизайнер Евгений Добровинский, а установили ее по решению собрания собственников жилья. Инициатором установки таблички был муниципальный депутат района Замоскворечье Сергей Марков.
 
Он рассказал «Медузе», как ему удалось добиться установления таблички, которую по закону власти не смогут демонтировать.
 
«Эта идея многим приходила в голову после того, как был убит Борис Ефимович Немцов. Я думаю, что тысячи или десятки тысяч людей задавали себе этот вопрос — как можно увековечить [его] память? Правда, реализовать эту идею — это несколько более сложная задача. Попытки делались, и всякий раз власти Москвы отвергали, пресекали, демонтировали самодельные таблички, отвергали инициативы по увековечиванию памяти.
 
Я являюсь муниципальным депутатом в Замоскворечье. Тут совпало несколько вещей. [Большой Москворецкий] Мост [на котором был убит Немцов] — это технически не наш район. Но берег, который начинается после моста, — уже наш. Кроме того, я по стечению обстоятельств живу в том самом доме, где жил Немцов. Он голосовал на наших избирательных участках, в том числе и за меня; когда я был наблюдателем на выборах и он приходил голосовать, мы общались — ну и вообще были знакомы и эпизодически сталкивались при разных обстоятельствах. Так что у меня было целых две причины хотеть это сделать — депутатская и соседская, это уже не говоря об общечеловеческой: политическое убийство нельзя забывать.
 
Еще в 2015 году я выступил с инициативой в совете депутатов об установке мемориальной таблички, но, к сожалению, большинство депутатов — люди, зависимые от вертикали власти, и они отвергли это предложение. Тогда мы пошли по другому пути. Меня избирали председателем совета дома. А ведь никто не хочет общественной нагрузки, так что я сказал: хорошо, я готов, если вы поддержите мою инициативу о том, чтобы установить мемориальную табличку на нашем доме. Ну и да, больше половины [жителей] поддержали. Мы в соответствии с Жилищным кодексом собрали общее собрание, провели голосование, посчитали бюллетени пропорционально квадратным метрам и набрали 58% голосов за. Больших споров не было. Те, кто проголосовал за, либо делали это сознательно, либо являются людьми аполитичными — ну, внесено предложение председателем совета дома, и ладно, нас это не касается; какой-то у меня, наверное, авторитет есть небольшой. Были и те, кто проголосовал жестко против. Они составили меньшинство. У нас все-таки демократическая модель.
 
С юридической точки зрения эта табличка — наша частная собственность. Установлена она на стене дома, который принадлежит нам. Так что даже если бы власти захотели ее демонтировать, по закону у них это сделать не получится. Что касается вандалов — ну понятно, может появиться какой-нибудь SERB. К сожалению, руководитель SERB — это мой коллега-депутат, Игорь Брумель. Я не сомневаюсь, что он придет со своей зеленкой или мочой, которой эти хулиганы любят брызгаться. Но тогда мы будем обращаться в полицию, жаловаться на умышленное повреждение принадлежащего нам имущества и это пресекать. Мы сделали все юридически правильно, так что наша табличка будет висеть и напоминать всем, что здесь жил политик Борис Немцов, погибший от руки наемного убийцы, и это не должно повториться никогда».
 
Как сообщает «Медуза», московские власти уже заявили, что мемориальная доска была установлена незаконно. Сергей Марков ответил на это, что доска будет снята только в случае соответствующего судебного решения: городское правительство не может вынести постановления о ее ликвидации, поскольку табличка не является собственностью государства.
 
Как уточнил финансист Слава Рабинович, который был соседом Немцова по этажу, табличка установлена не на том доме, где жил Немцов, а на соседнем. «Борис жил в доме по адресу Малая Ордынка, дом 3. Табличка установлена на стене дома, адрес которого Малая Ордынка, дом 1. Между этими двумя домами есть общий двор и общие ворота, в которые входил/въезжал Борис. И жильцы дома номер один пошли навстречу, а ТСЖ нашего с Борисом дома отказалось даже рассматривать МОЮ инициативу более года назад. У нас было собрание ТСЖ. Я поднял этот вопрос. Некоторые члены нашего ТСЖ сказали: "Здесь же наши дети гуляют. Зачем нам нужны какие-нибудь опасные провокации?" Другие наши жильцы, тоже, между прочим, с детьми, поддержали меня, но наша часть была в меньшинстве. Я никого не сужу и ярлыков не клею, но ситуация говорит о полной ненормальности общества».
 
Опасения жильцов дома, возможно, не напрасны, аналогичную памятную табличку в Ярославле, где Немцов был избран депутатом городской думы, постигла незавидная участь. По словам ярославского активиста Виктора Поляка, «в Ярославле еще полтора года назад к годовщине убийства Бориса оформили решение собственников дома, где жил Борис Немцов, и установили табличку в соответствии с решением. Власти Ярославля просто как ума лишились, начали орать о незаконности, а потом втихаря утащили. Подвела при этом бывшего и.о.мэра его наглость, с которой он хвастал ею. Только на этой основе удалось вернуть. Но повторную установку ликвидировали без шума и теперь полиция делает вид, что нечего искать, так как она не имеет ценности и неизвестно кому принадлежит. Думаю, что и в Москве подлянка будет».
 
ТАСС приводит заявление Отдела монументов, памятных знаков и мемориальных досок столичного Департамента культурного наследия о том, что власти Москвы потребуют демонтировать мемориальную доску памяти убитого два года назад политика Бориса Немцова, которая появилась в четверг, 7 сентября, на стене его дома.
 
«В постановлении 1287 "Об утверждении положения о порядке установки в городе Москве мемориальных досок" все прописано о порядке установки. В ситуации с Немцовым ничего законного нет, одно беззаконие», - сказала сотрудница отдела. Она также уточнила, что в случае признания мемориальной доски незаконной ее демонтаж будет производиться «за счет инициаторов, которые это сделали незаконно».
 
Как известно и московские и федеральные российские власти относятся к закону об увековечении памяти весьма избирательно, внося при необходимости изменения в правовые акты.
 
В постановлении правительства Москвы говорится, что мемориальные доски устанавливаются не ранее, чем через 10 лет после свершившегося исторического события или кончины увековечиваемого лица. «На лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, полных кавалеров ордена "За заслуги перед Отечеством", полных кавалеров ордена Трудовой Славы, а также лиц, удостоенных звания "Почетный гражданин города Москвы" и лауреатов премии правительства Москвы "Легенда века" ограничения по срокам установки не распространяются», - отмечается в документе.
 
Исключением могут стать особые решения Комиссии по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры. Однако если такого решения нет, а в данном случае его не было, такие мемориальные доски подлежат демонтажу за счет тех, кто их установил. Установку досок согласуют Москомархитектура, Департамент культурного наследия и Мосгордума, после чего должно быть утверждено постановление правительства Москвы.
Как сообщил зам. мэра Москвы по социальному развитию Леонид Печатников, «любая мемориальная доска, установленная с нарушением, будет одинаково демонтирована, независимо от того, какому деятелю она посвящена».
 
«Приведу пример: когда была повешена доска Людмилы Марковны Гурченко - до момента, пока это не было узаконено и не были внесены изменения в законные и подзаконные акты Москвы, связанные с народными артистами Советского союза, эту доску демонтировали», - сказал он.
 
Как сообщает «Эхо Москвы», первое время возле таблички Бориса Немцова во дворе на Малой Ордынке будут дежурить волонтеры на случай, если ее попытаются демонтировать.
 
Напомним, что оппозиционный политик Борис Немцов был застрелен в центре Москвы 27 февраля 2015 года. Власти не согласовали установку памятной доски на месте его гибели – на Большом Москворецком мосту, также сославшись на постановление о десятилетнем сроке. Стихийный мемориал «Немцов мост» возник там с первых дней после убийства политика и существует до сих пор. Московские власти его регулярно разрушают, и также регулярно его восстанавливают дежурящие на мосту волонтеры. Недавно один из волонтеров, охраняющий мемориал от разрушения, Иван Скрипниченко, умер в больнице через несколько дней после того, как на мосту на него напал неизвестный и сломал ему нос.
 
Соратники Немцова считают, что установка мемориальной доски на Большом Москворецком мосту – единственный разумный способ предотвратить такие конфликты в дальнейшем.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.016593933105469