Вестник гражданского общества

Под запретом

Юрий Самодуров выступил с показаниями в суде по делу о выставке «Запретное искусство-2006»

Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев

         Почти два года длится судебный процесс по делу о выставке «Запретное искусство-2006». Сама выставка, организованная искусствоведом, заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым, проходила в марте 2007 г. в Музее и Общественном центре имени Андрея Сахарова, директором которого был в то время Юрий Самодуров. На выставке, как сообщалось в программе музея, были представлены произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях художественными советами или директорами в 2006 году. Газета The New York Times писала тогда: выставка «Запретное искусство-2006» была задумана как протест против цензуры в сфере искусства, которой, по словам Самодурова и прочих, музеи и выставочные залы подвергались с 2000 года, когда Владимир Путин, недавно назначенный премьер-министром России, стал президентом.
          Отдельно отметим, что «запретные экспонаты» можно было увидеть в выставочном зале Музея имени Сахарова через дырки в простыне.
          В том же 2007 г. против организаторов выставки - Ерофеева и Самодурова - было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ – «возбуждение ненависти либо вражды». Дело это, по меткому выражению писателя-диссидента Вадима Белоцерковского, «поднято самыми реакционными кругами, связанными с властями». Ведь чтобы возбудиться до ненависти, потенциальному посетителю выставки нужно было на эту выставку прийти и заглянуть в дырочки – и сделать это он мог исключительно добровольно. Тем не менее, таких добровольных мазохистов, возбудившихся до ненависти, набралось достаточно – достаточно, чтобы возбудить уголовное дело против прогрессивных общественных и культурных деятелей, предпринявших активные действия против цензуры в искусстве.
          Естественно, с резкой критикой выставки выступили Русская православная церковь и православные общественные организации. В ходе расследования директору центра Самодурову и куратору выставки Ерофееву предъявили обвинение в разжигании межнациональной розни (?!).
         Проведенное под бдительным оком возмущенной православной общественности следствие установило, что «в период проведения указанной выставки были совершены действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства граждан по признаку их отношения к религии, что было связано с демонстрацией на данной выставке экспонатов и произведений, содержащих унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим данную религию» .
          Летом 2008 г. дело Самодурова-Ерофеева было предано в Таганский районный суд г. Москвы.
          С тех пор Андрей Ерофеев стал экс-заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи, а Юрий Самодуров – экс-директором Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова. Защищать запретное искусство и бороться с цензурой в современной России становится небезопасно для профессиональной деятельности и карьеры.
         Оба обвиняемых по делу о «Запретном искусстве-2006» виновными себя не признают и настаивают на своем праве организовывать и проводить подобные выставки, а также на том, что такая деятельность является, в первую очередь, правозащитной, ведь она отстаивает данное Конституцией и другими законами РФ право на публичную демонстрацию произведений современного искусства в специально отведенных для этого местах; а, кроме того, она ни в коей мере не оскорбляет чувства верующих или иных каких групп населения, так как не призывает никого посещать эти специально отведенные места.
          28 мая этого года, после двухлетних разбирательств, судебный процесс по делу о «Запретном искусстве-2006» вышел, наконец, на финишную прямую. В этот день судья Светлана Александрова заслушала показания самих фигурантов дела Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова.
          После выступления в суде Юрий Самодуров написал письмо своему давнему другу Вадиму Белоцерковскому, в котором изложил свои эмоции о произошедшем, а также попросил, по возможности, донести свои мысли о сути этого судебного процесса до широкой общественности. С разрешения и по просьбе Вадима Белоцерковского наш вестник публикует отрывок из личного письма Юрия Самодурова и тезисы его выступления в суде.

           Из письма Юрия Самодурова Вадиму Белоцерковскому:
          Вадим, так сложилось, что сегодня состоялось главное для меня и Андрея Ерофеева заседания суда, на котором мы дали показания суду. Каждый из нас прочел заранее приготовленный текст показаний. Для меня суть конфликта изложена в тех двух страницах, которые я зачитал и передал суду (многое я сказал и устно, но суть конфликта именно в этих двух страницах изложена). Если можно их опубликовать буду благодарен. Собственно говоря, остались только выступления прокурора, адвокатов, и наше последнее слово (которое, как говорят адвокаты, в общем-то, не имеет значения). В общем, сегодня мы высказали главное, а дальше уже будут «последствия».

Ю.Самодуров

ТЕЗИСЫ МОИХ ПОКАЗАНИЙ СУДУ
(судье С.Ю.Александровой)

          1. Выставка «Запретное искусство-2006» (куратор А.Ерофеев) была проведена некоммерческим учреждением культуры «Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова» в соответствии со своей миссией, уставными задачами и формами деятельности. Проводя выставку, я выполнял гражданский и профессиональный долг и профессиональные обязанности директора Музея и действовал в полном согласии со своими правовыми, профессиональными, гражданскими и общественно-политическими убеждениями.
          Демонстрацией выставки «Запретное искусство-2006» Музей и центр имени Андрея Сахарова явочным порядком реализовал, продемонстрировал российскому обществу и защитил гарантируемое Конституцией РФ (ст. 13, пп.1, 2; ст. 14, п.1; ст. 28, ст. 29, пп. 1,3,4,5; ст. 44, пп.1,2), а также Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях (ст.6) право Музея и центра имени Андрея Сахарова, равно как и других светских учреждений культуры, публично демонстрировать в России в специально отведенных для этого местах произведения современного искусства, получившие признание специалистов по современному искусству, независимо от того, как эти произведения могут оцениваться и восприниматься с религиозной, в т.ч. с православной, точки зрения любыми внешними наблюдателями: верующими мирянами, служителями церкви, официальными представителями РПЦ, экспертами-религиоведами, общественными организациями, позиционирующими себя в качестве православных, и т.п., а также независимо от того, как эти произведения могут оцениваться представителями исполнительных, законодательных и судебных органов власти.

          2. Публичной демонстрацией ряда представленных на выставке «Запретное искусство-2006» художественных произведений: Михаил Рошаль-Федоров «Дадим угля сверх плана», 1972; Вячеслав Сысоев «Апокалипсис», начало 1980-х, «Свет против тьмы», 1985-1986, «Крестный ход», начало 1980-х; Александр Косолапов «Реклама Макдональдса», 2000, «Икона-икра», 1995; Александр Савко две работы из серии «Путешествие Микки Мауса по истории искусства», 1995; Вагрич Бахчанян «Без названия», середина 1980-х, «Известия», середина 1980-х - Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова в соответствии со своей миссией и уставными формами деятельности и я в роли его директора и в полном соответствии со своими профессиональными обязанностями и культурными, правовыми, гражданскими и общественно-политическими убеждениями явочным порядком реализовал и защитил гарантируемое Конституцией РФ (ст. 13, пп.1, 2; ст. 14, п.1, ст. 28, ст. 29, пп. 1,3,4,5; ст. 44 пп.1,2), а также Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях (ст.6) право художников и светских учреждений культуры на публичную демонстрацию в России, в специально отведенных для этого местах художественных произведений, в которых иконографические религиозные символы, образы, знаки или их фрагменты берутся и изображаются авторами произведений не в их исходном сакральном значении и контексте, а помещаются в профанный контекст и совмещаются с чуждыми им изображениями для выражения любых интересующих и волнующих авторов произведений художественных задач, идей и явлений, при условии, что данные произведения с нерелигиозной, светской точки зрения выражают - по мнению их авторов, а также специалистов по современному искусству и руководителей учреждений культуры, где эти произведения демонстрируются - определенные идеи, мысли, чувства, в т.ч. атеистического характера, не направленные на оскорбление личности и личного достоинства верующих, в т.ч. православных.

28 мая 2010 г.
Ю.В.Самодуров


          Послесловие
          Последствия, про которые, иронично замыкая слово в кавычки, пишет Юрий Самодуров, не трудно предугадать. Все больше цензуры вокруг нас, все больше того, что становится под запретом. Не случайно оба фигуранта этого дела лишились в его ходе своих должностей в сфере профессиональной деятельности. Не случайно единственный журналист, регулярно освещавший ход этого судебного процесса - Вера Васильева – обвинена судьей С. Александровой в административном правонарушении и удалена из зала суда.
          Приговор, скорее всего, будет обвинительным. И это будет приговор нашей стране, нашему обществу – мы глотнули чуть-чуть свободы, поперхнулись ею, не справились с ответственностью, которую она в себе несет, и вновь погружаемся в болото лжи, где разговаривать можно только эзоповым языком, а читать между строк. Под строгим надзором православной общественности.


РИММА ПОЛЯК

29.05.2010


Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.023940086364746