Вестник гражданского общества

18.04.2016

Путин и Порошенко обсудили по телефону обмен Савченко на приговоренных к 14 годам российских военных

Ерофеев и Александров в зале суда. Фото: Reuters

В понедельник, 18 апреля, Голосеевский районный суд Киева приговорил задержанных в прошлом году в Донбассе россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева к 14 годам заключения с конфискацией имущества.
 
 Гособвинение требовало для россиян 15 лет тюремного заключения. Ерофееву и Александрову были предъявлены обвинения в террористическом нападении на украинские вооруженные силы и убийстве военного.  
 
"Ерофеев и Александров признаются виновными [...] в ведении агрессивной войны по предварительному сговору группой лиц, содействии деятельности террористической организации по предварительному сговору группы лиц [...] осуществлении теракта [...] применении оружия для провокации военного конфликта по предварительному сговору группой лиц", - цитирует судью агентство "Интерфакс".
 
Адвокат Ерофеева Оксана Соколовская заявила, что защита будет обжаловать приговор. "Мы в полной мере не согласны с приговором, ибо ни одно доказательство обвинения не подтверждает те статьи, по которым обвинили подзащитных", - заявила Соколовская в беседе с журналистами.
Защитник Александрова Валентин Рыбин, сказал, что решение об апелляции будет принято после того как защита получит текст судебного решения.
 
Для подачи апелляции у защиты есть 30 дней до вступления приговора в силу.
 
Александр Александров и Евгений Ерофеев были задержаны украинскими военными 16 мая 2015 года в районе населенного пункта Счастье, как утверждают в Киеве, при попытке захватить стратегический мост. Задержанию предшествовала перестрелка, в ходе которой погиб один украинский военнослужащий, а оба россиянина получили ранения и были госпитализированы.
Сразу после задержания раненый Александр Александров назвался сержантом российской армии, а Евгений Ерофеев - капитаном ГРУ России.
 
 Российская Федерация признала, что задержанные россияне служили в армии, однако уволились перед поездкой на Донбасс.
 
Украинское следствие обвинило россиян в ряде преступлений, в том числе и в участии в совершении террористического акта, в результате которого погиб украинский военный Вадим Пугачев.
 
Защита обвиняемых настаивала на предоставлении им статуса военнопленных, что, согласно Женевской конвенции, не позволило бы судить их за уголовные преступления.
 
Однако впоследствии они отказались от своих показаний и в суде заявляли, что на момент задержания уже не были российскими военными и добровольно пошли служить в милицию так называемой "Луганской народной республики". Изменение своей позиции они объяснили тем, что к ним якобы применяли пытки.
 
Евгений Ерофеев во время одного из заседаний заявил, что ни в кого не стрелял. "Нет доказательств, что я стрелял. Я мимо проходил", - заявил Ерофеев журналистам на вопрос, что же он делал под Счастьем.
 
Поэтому прямого обвинения в убийстве украинского военного россиянам не предъявляли, а только в участии в террористическом акте. Но и по этой статье им грозило максимально возможное в Украине наказание - заключение на 15 лет.
 
Александр Александров отказался от последнего слова, а вот Евгений Ерофеев заявил о политической составляющей дела. "Не считаю себя виновным по всем статьям, по которым меня обвиняют. В этих статьях не то, что я совершал или мог совершить, а то, что необходимо было мне предъявить, чтобы вызвать максимальный резонанс. Он нужен был тем, кто хотел добиться определенных целей, чтобы был пиар и резонанс в мире, в стране, в прессе, в обществе", - сказал Ерофеев.
 
На завершающем этапе судебного процесса был  найден убитым адвокат Александрова Юрий Грабовский, что затянуло оглашение приговора почти на месяц.
 
22 марта 2016 года, когда российский суд приговорил украинскую летчицу  Надежду Савченко к 22 годам тюрьмы за якобы участие в убийстве российских журналистов в Луганской области, президент Петр Порошенко заявил о готовности обменять ее на Александрова и Ерофеева.
 
На оглашение приговора суда в Киеве пришли сотрудники посольства России в Украине, сестра Надежды Савченко Вера, адвокат украинской летчицы Илья Новиков.
 
Все желающие журналисты попасть в зал суда туда не смогли. На входе образовалась давка и сутолока. В зал заседания пустили только телеоператоров.  Здание суда было взято под усиленную охрану. Около 50 силовиков окружили его по периметру.
 
Вечером в понедельник появилась информация о том, что президент Украины Петр Порошенко в ходе телефонного разговора с российским президентом Владимиром Путиным призвал освободить Надежду Савченко, которая отбывает заключение в РФ.
 
"Петр Порошенко подчеркнул, что Украина призывает Россию немедленно освободить Надежду Савченко…  В связи с ухудшением здоровья Надежды Савченко, Президент Украины также призвал допустить к ней украинских или немецких врачей", - говорится в сообщении на сайте украинского президента.
 
Вопрос о  политическом обмене Савченко на Александрова и Ерофеева поднимается регулярно с тех пор, как Савченко был вынесен приговор.
 
Ее адвокаты неоднократно заявляли, что Надежду Савченко могут обменять на двух россиян после того, как приговор по ним вступит в законную силу. "Но у нас нет 30 дней, чтобы ждать вступления в силу приговора", - сказал Илья Новиков журналистам в понедельник.
 
Адвокаты Надежды Савченко недавно заявили, что состояние летчицы за время длительной сухой голодовки  значительно ухудшилось.
 
Защитник Александрова Валентин Рыбин уже заявил, что готов согласовать процедурные действия с адвокатами Надежды Савченко на случай, если будет принято политическое решение об обмене заключенных. Аналогичное заявление сделал и Новиков. "Я надеюсь, что мы с украинскими коллегами обсудим возможное согласование действий защиты по обоим делам для того, чтобы наши подзащитные могли как можно скорее, если будет принято такое решение властями России и Украины, быть обмененными друг на друга", - цитирует адвоката Савченко агентство Интерфакс.
 
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя беседу, подтвердил, что президенты договорились о встрече Савченко с украинским консулом в России. "Президенты условились, что к Савченко в ближайшее время будет обеспечен доступ генконсула Украины в Ростове-на-Дону", - цитирует Пескова Интерфакс.
 
"Затрагивался также вопрос о Надежде Савченко, а также о судьбе российских граждан Александрова и Ерофеева", - сказал Песков.

Между тем, один из адвокатов Надежды Савченко, Николай Полозов,  высказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» мнение, что даже при уже вынесенном приговоре Евгению Ерофееву и Александру Александрову, мало надежды на то, что украинская летчица будет в ближайшее время выдана Украине в обмен на них.
 
«Надо понимать, что даже юридически приговор по делу Александрова и Ерофеева не вступил в законную силу. Они де-юре находятся под презумпцией невиновности. И как менять уже осужденную Савченко на формально невиновных людей? Даже если они не будут обжаловать этот приговор, украинским законом на вступление в законную силу дается месяц. У Надежды такого времени нет, месяц она в состоянии сухой голодовки явно не протянет» – отметил адвокат.
 
С другой стороны, по мнению Николая Полозова, «Кремль не торопится в решении этого вопроса – если будут достигнуты политические договоренности о немедленном освобождении, то, конечно, вся юридическая часть будет подверстана под них, но я не вижу пока никаких сигналов, которые свидетельствовали бы о том, что Путин принял условия той или иной сделки».
 
Защитник Надежды Савченко уверен, что Москва будет тянуть с освобождением украинской военнослужащей еще как минимум полтора месяца: «Сама Надежда Савченко хочет, чтобы ее освобождение произошло немедленно, именно на это направлена ее голодовка, чтобы подтолкнуть политиков к скорейшему разрешению этого вопроса. Но Кремль тянет, и, по сути, все упирается только в нежелание Путина освобождать Савченко сейчас. У меня есть мнение, что он специально тянет время до июня, когда Европой будет решаться вопрос о продлении санкций, и под это дело он готов в обмен на снятие или ослабление санкций менять Савченко. А Ерофеев и Александров ему как таковые не нужны. И даже в случае их обмена она будут выступать лишь ширмой для других политических договоренностей».
 
Николай Полозов рассказал «Голосу Америки» о том, что известно о состоянии здоровья Надежды Савченко: «Последняя информация о состоянии здоровья Надежды Савченко сейчас есть на 16 апреля, когда ее посетила ее сестра Вера. Состояние тяжелое, без внутривенных вливаний в условиях сухой голодовки она выжить бы не смогла. Поэтому Вера ее уговорила на то, чтобы Надежда продолжила внутривенные вливания, и как минимум до 20 апреля она согласилась это делать».
 
Адвокат говорит, что начальство СИЗО, в котором Савченко находится, еще не пыталось насильственно ее кормить: «По счастью, до этого еще не дошло. Но вместе с тем, закон Российской Федерации позволяет принудительное кормление. Я думаю, что рано или поздно все равно ей придется выходить из сухой голодовки даже по той причине, что долгое время внутривенные вливания она не сможет терпеть, поскольку у нее фактически сгорают вены. И, рано или поздно, все равно российским властям придется как-то ее выводить из сухой голодовки, если она добровольно не согласится прекратить ее».

Украинский политический эксперт Олеся Яхно-Белковская также считает, что Россия не будет прикладывать усилий и спешить освобождать Надежду Савченко. «Это «дело Савченко» Россия будет использовать как элемент давления и шантажа для развязывания возможно новой ситуации в Донбассе, и по вопросу санкций в отношении России. Украинская сторона предпринимает все возможные действия, которые только доступны, для возвращения Надежды домой», – говорит Олеся Яхно-Белковская Русской службе «Голоса Америки».
 
Олеся Яхно-Белковская считает, что после вынесения приговора российским офицерам, возможность обмена Александрова и Ерофеева на Надежду Савченко, можно отнести к компетенции Москвы. «Этот вариант теперь зависит от российской стороны – насколько для России это может быть приемлемо или нет. Очень оптимистичные заявления украинских политиков по данному вопросу могут даже ухудшать ситуацию, поскольку при достигнутых договоренностях между Киевом и Москвой, российская власть не упустит случая для того, чтобы дискредитировать украинских политиков», – подчеркивает Олеся Яхно-Белковская.
 
Политическую дискредитацию украинского политикума на международном уровне, срыв переговоров по инициативе официальной Москвы она причисляет к элементам «гибридной войны» между двумя странами.
 
«Вынесение приговора Надежде Савченко позволило оттолкнуться в юридической плоскости президенту Петру Порошенко и сделать заявление о том, что Украина никогда не признает вердикт российского суда и предлагает обменять Надежду Савченко на двух «ГРУшников», мотивировав свое заявление тем, что страна ждет освобождения украинки», – подчеркивает Олеся Яхно-Белковская.
 
По мнению Олеси Яхно-Белковской, призывая Россию освободить Надежду Савченко, Украина апеллирует к выполнению шестого пункта «Минских соглашений» – об освобождении заложников.
 
«Затягивание с освобождением Савченко уже не дает России преимуществ, на которые рассчитывали в Кремле. Нынешнюю ситуацию можно трактовать как попытку торгов со стороны Москвы вокруг политической части «Минских соглашений» и вокруг антироссийских санкций», – подчеркивает Олеся Яхно-Белковская.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.023601055145264