Вестник гражданского общества

10.12.2015

Михаил Ходорковский считает революцию в России неизбежной

 

9 декабря состоялась пресс-конференция Михаила Ходорковского. Она проходила по видеосвязи из Лондона, где сейчас находится экс-глава ЮКОСа. Журналисты, задававшие ему вопросы, собрались в московском офисе «Открытой России», общественной организации, воссозданной Ходорковским после освобождения из тюрьмы.
 
На пресс-конференции Михаил Ходорковский заявил, что президент России Владимир Путин совершил в стране антиконституционный переворот, и теперь в России неизбежна революция. Ходорковский назвал законы, которые принимаются в стране, нелегитимными и призвал саботировать их по мере сил и возможностей, подчеркнув, что возвращение в правовое поле из подобной ситуации и называется революцией. Он добавил, что основная задача – сделать ее мирной.
 
Накануне Следственный комитет РФ вызвал Михаила Ходорковского для предъявления обвинения в организации убийства мэра Нефтюганска Владимира Петухова в 1998 году. На странице опального экс-олигарха в социальной сети Twitter опубликована копия повестки его вызова на допрос в Москве, который назначен на 11 декабря. Комментируя эту публикацию, Ходорковский выразил удивление в связи с тем, что повестка пришла на адрес, где живет отец Михаила Борисовича.
 
В ходе пресс-конференции Ходорковский  отверг обвинение СКР, заявив, что оно связано с попытками властей не платить по искам бывших акционеров ЮКОСа, а также «сменить повестку дня» на фоне недавних расследований ФБК, «Новой Газеты», The New Times и публикации на сайте «Открытой России» материалов испанской прокуратуры, доказывающих, что глава СКР Бастрыкин был назначен на эту должность по рекомендации Геннадия Петрова, главаря Тамбовской ОПГ. Кроме того, у власти вызывает раздражение вся деятельность «Открытой России», основателем и  руководителем которой является Ходорковский.
 
Михаил Ходорковский:
 
«Сегодня все вызывает у власти раздражение, вся повестка дня дерьмовая.
 
Когда я вышел из тюрьмы и был выслан за границу, ситуация им благоприятствовала: огромные резервы от сверхвысоких цен на нефть, дружественное украинское руководство, практически прощенная западом война в Грузии, 30 рублей за доллар и, соответственно, никаких протестов.
 
Прошло всего два года, и что мы видим сейчас? Резервы кончаются в 2017 году, и то только потому, что доллар загнали за 69 рублей. Если бы такой девальвации не произошло, резервы бы кончились раньше. Уровень жизни населения провалился на 20% и валится дальше. Привычные места отдыха стали недоступны.
 
Терпение прорывается протестами, спровоцированными патологической жадностью путинского окружения. Дальнобойщики — это только первая ласточка.
 
С Украиной военный конфликт. Тысячи убитых. И ведь еще ничего не кончилось.
 
С Турцией конфликт между торговой и нормальной полноценной войной.
 
Западные санкции — они не только сокращают резервы, но и заморозили технологическую отсталость многих отраслей. Молодежь, специалисты выбирают для продолжения карьеры отъезд за границу.
 
Банковский сектор на грани системного кризиса.
 
Безобразная система коррупции поразила все окружение президента, глав регионов, руководство правоохранительной системы.
 
Что первопричина всего этого?
 
Первопричина — это намеренное разрушение правовой системы страны для того, чтобы сохранить власть.
 
Президент в обход Конституции возглавляет страну фактически четвертый раз. Он получил возможность назначать и увольнять любого судью. Судей Верховного и Конституционного Судов фактически назначает тоже он. Парламент здесь выступает только в роли ширмы.
 
Сам парламент лишен основных бюджетных полномочий. Контрольный орган парламента— Счетная палата — переподчинен президенту. Декоративная роль правительства ясна каждому.
 
Таким образом, средствами государства президент и его окружение могут пользоваться и пользуются практически бесконтрольно. Они их используют на покупку лояльности, на войну, на мегапроекты, и, наконец, попросту многие из них раскладывают эти деньги по своим карманам.
 
«Дело Чаек», дело «русской мафии в Испании», губернатор Турчак как заказчик избиения журналиста Кашина, убийство Бориса Немцова, чьи нити тянутся к ближайшему окружению Кадырова... Это уже не просто деградация государства.
 
В последние дни — отмена приоритета международного права вопреки порядку установленному Конституцией, три года тюрьмы Ильдару Дадину за реализацию конституционного права на мирный пикет.
 
Мы имеем дело с полноценным антиконституционным переворотом.
 
Каков выход? В отсутствие института честных выборов и иных механизмов законной смены власти единственный способ ее смены — это революция.
 
Революция в России неизбежна. Остатки резервов и угроза репрессий лишь оттягивают ее неизбежное наступление.
 
Вопрос в том, как сделать революцию хотя бы относительно мирной и эффективной с точки зрения восстановления демократического управления страной.
 
Свою задачу я вижу в представлении обществу альтернативы, в помощи людям, готовым стать этой альтернативой, желающим приобрести для этого политический опыт.
 
Собственно, для этого мы и запустили проект «Открытые выборы». Тимур Валеев, руководитель проекта, в этом зале.
 
Для этого мы создали и будем помогать создавать площадки свободного обсуждения будущего страны. Мы рассказывали и будем рассказывать правду в статьях и фильмах. Мы боремся и будем бороться за права политзаключенных, против репрессивных антиконституционных законов.
 
Я вижу Россию правовым государством с независимыми судами, с независимым парламентом, имеющим широкие полномочия в бюджетной сфере и сфере контроля за исполнительной властью.
 
России необходимо сильное и самостоятельное правительство. России нужен и президент, но как гарант прав граждан и глава государства, который без уверток оставит свой пост не более чем через два срока и оставит его навсегда.
 
Стране нужны новые точки роста, современные мегаполисы помимо Москвы, нужна современная инфраструктура, дешевые и быстрые транспортные коммуникации, нужна современная промышленность. Все это невозможно без выхода из изоляции, куда нас затолкала эта власть для того, чтобы сохранить свою несменяемость.
 
Я знаю, сменив эту власть, придется срочно воссоздавать образование и науку, доступную медицину и честную полицию, да много чего еще на самом деле придется воссоздавать.
 
Средства на все это есть. Их просто надо рационально использовать, а не обменивать на лояльность проходимцев с погонами и без.
 
Путин и его окружение должны дать ответ обществу за сделанное в независимом суде. Я вижу это как свою задачу.
 
Повторю: российскому обществу пора признать — в стране произошел антиконституционный переворот.
 
В стране создаются нелегитимные репрессивные законы, они принимаются нелегитимным парламентом по указке нелегитимного органа власти — администрации президента — и применяются зависимыми судами.
 
Они противоправны. Их необходимо саботировать по мере сил и возможностей.
 
Возвращение в правовое поле из такой ситуации называется революцией. Она неизбежна и необходима.
 
Революция — это хорошее слово.
 
Она может и должна быть мирной.
 
Сделать революцию мирной — наша общая задача».
 
Полностью пресс-конференцию Михаила Ходорковского можно посмотреть на сайте «Открытой России» и на ее аккаунте на YouTube

 «Надо всерьез относиться к тому, что говорит Ходорковский. Когда он говорит про революцию, не думаю, что он имеет в виду, народные массы, которые пойдут штурмовать Зимний. Но перемены состоятся. Если они не вписываются в электоральные рамки, то их следует называть революционными», – заявил в разговоре с корреспондентом «Агентства Бизнес Новостей» независимый политолог Дмитрий Орешкин.
 
Он также добавил, что революция в России – «это на самом деле переворот». Как, когда и «под каким соусом» его организуют – технические детали. Но он неизбежно состоится, уверен Орешкин.
 
«Возможно, власть сменится после физической смерти Владимира Путина. Проблема путинского режима как раз в том, что он не так плох сам по себе, как то, что после него начинается. Потому что он законопатил все реальные способы изменения ситуации: и в сторону улучшения, и в сторону ухудшения», – заключил Дмитрий Орешкин.
 
Есть ли у России шанс выйти из текущей ситуации без социальных потрясений, о неизбежности которых говорит Михаил Ходорковский? Такой вопрос Русская служба Би-би-си задала  российским экспертам-политологам, как провластно, так и оппозиционно настроенным. Как и следовало ожидать, мнения разделились в зависимости от политических взглядов самих политологов. Публикуем ответы некоторых из них.
 
Шеф-редактор сайта Кремль.орг Павел Данилин:
 
Во-первых, высказывания Михаила Ходорковского больше походили на призыв к революции. Во-вторых, никакой анализ заграничных "сидельцев", которые в принципе не представляют себе, что происходит здесь, в России, не может считаться адекватным.
 
Граждане, которые в течение десятилетия находились за решёткой, а потом сразу уехали в Германию, вряд ли могут претендовать на знание особенностей политической, экономической и социальной конъюнктуры в современной России. А Ходорковский именно таковой – о жизни в России он не знает вообще ничего.
 
Что касается его прогнозов о готовности к социальному взрыву, то они отличаются глубоким дилетантизмом и совершенным незнанием предмета. Если мы вспомним ситуацию, когда тот же Ходорковский был главой "Роспрома", когда выходили шахтёры к Белому дому, стучали касками и перекрывали дороги, то сейчас этого в принципе нет.
 
Социальный протест находится на крайне низком уровне, и удовлетворённость жизнью достаточно высокая. Поэтому делать прогнозы подобного рода - это значит выставлять себя на посмешище.
 
Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров:
 
С прискорбием должен сказать, что Ходорковский прав. Ситуация в России, во всяком случае, в том состоянии власти, в котором она сейчас находится, подтверждает его слова. Историки часто пишут, что революция не ходит в одиночку. И в России, и в Англии, и во Франции, и в Мексике революции шли серийно.
 
То, что власть не в состоянии справиться с очевидными проблемами, которые видны гражданам, то, что власть фактически полностью потеряла контакт с гражданами, то, что она живёт в некоем виртуальном мире, который она создаёт для граждан и который гипнотизирует её саму, создаёт для социальных потрясений достаточно серьёзные предпосылки.
 
Политолог Павел Святенков:
 
На данный момент есть впечатление, что ситуация стабильная, но это не значит, что в дальнейшем не может произойти дестабилизация социальной обстановки, потому что уровень жизни падает и уже упал очень сильно, правительство полностью бездействует – сегодняшнее выступление Дмитрия Медведева тому порукой.
 
Когда единственной программой правительства является просто сокращение любых социальных расходов, то есть не развитие экономики, а её бесконечный секвестр в условиях падения цен на нефть, это будет означать, что основная часть населения страны погрузится в бедность, а это, в свою очередь, даёт повод для социальной нестабильности, для больших проблем не только в экономике, но и политической сфере.
 
Сохранение нынешней экономической модели – лучший гарант того, что слова Ходорковского рано или поздно сбудутся.
 
Чтобы избежать этого, нужно развивать экономику, надо пользоваться тем, что труд в России подешевел. Но даже дешевеющий труд у нас не является основанием для экономического роста, потому что у нас проблемы с инвестициями, проблемы с кредитами - у нас совершенно людоедские проценты по кредитам, - а это не даёт развиваться бизнесу, не даёт использовать те преимущества, которые возникли на российском рынке в связи с кризисом, резким удешевлением труда, жизни и так далее.
 
Например, даже туризм в России сейчас оживился только потому, что к нам едут туристы из стран Юго-восточной Азии – из Китая, Кореи. Ездить в Россию стало дешево, те же китайцы приграничные закупаются на Дальнем Востоке.
 
То есть Ходорковский может оказаться прав. Россия уже сейчас беднее Китая по ВВП на душу населения, как говорят специалисты, при этом китайская экономика растёт, а наша падает.
 
Политолог Дмитрий Андреев:
 
Несмотря на то, что цены на нефть опять упали, несмотря на санкции, на сегодняшний день я не вижу экономических оснований для социальных волнений. Понятно, что если они и могут быть, то лишь на волне резкого, обвального ухудшения уровня жизни. Судя по тенденциям, которые мы наблюдаем в российской экономике, сейчас таких перспектив нет.
 
Если же говорить о тех сроках, которые называл Ходорковский, а именно 2018 год, то здесь прогнозировать сложно. Можно говорить, что санкции не отменят, что российские резервы будут стремительно уменьшаться, на этом фоне неизбежно начнётся инфляция, ухудшится уровень жизни, поэтому как раз к президентским выборам, возможно, накопится заряд социального взрыва, который и произойдёт.
 
Но можно говорить и прямо противоположное: ситуация в мире становится нестабильной, мы видим, что война в одной локальной точке планеты, в Сирии, существенно поменяла карту мировой политики, что сложилась после Крыма.
 
Антироссийский альянс трещит по швам, Олланд приезжал в Москву, какого-то единого антироссийского фронта не получается пока.
 
Мы не знаем, как будет развиваться война в Сирии – может быть, она заставит Запад и Россию ещё больше интегрироваться друг с другом, а в этой ситуации прогнозировать какой-то резкий обвал вряд ли корректно.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


14.04.2014 Заложник

На главную

!NOTA BENE!

0.026455163955688