Вестник гражданского общества

02.12.2015

Чайки и Цапки. Дружба семьями

Ольга Лопатина вместе с Артемом Чайкой (крайний справа), управляющим отеля
и местными чиновниками на церемонии открытия гостиницы Pomegranate.
Фото: ФБК


Фонд борьбы с коррупцией во вторник, 1 декабря, опубликовал большое расследование о преступных связях семьи и ближайших сослуживцев генерального прокурора РФ Юрия Чайки. Оно выложено на сайте https://chaika.navalny.com/ в виде 44-минутного фильма и в виде текста с фотографиями.
 
В связи с расследованием фонда Навального журналисты РБК и ряда других изданий обратились с запросами в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет.
 
Документальный фильм ФБК «Чайка. Криминальная драма» за сутки набрал более 600 тысяч просмотров в интернете. При этом официальной реакции на информацию, изложенную в расследовании ФБК, пока не последовало, и во вторник, и в среду, 2 декабря, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на вопросы журналистов отвечает, что в Кремле расследование о Чайке «не читали».
 
Центральной фигурой расследования фонда является старший сын генпрокурора Артем Чайка - резидент Швейцарии.
 
Артем Чайка владеет домом в Швейцарии стоимостью около трех миллионов долларов. При этом во всех документах он указывает швейцарский адрес более скромного жилья. Артем Чайка хранит деньги на швейцарских счетах, которые с начала 2000-х годов обслуживала юридическая фирма Мурата Хапсирокова (сына Назира Хапсирокова, бывшего управделами Генпрокуратуры) — сейчас он занимает пост сенатора от Адыгеи. Как утверждают в ФБК, это позволило Артему Чайке не рассказывать о происхождении своих денег.
 
Впоследствии для обслуживания своих счетов Артем Чайка приобрел 40% юридической фирмы у своего младшего брата Игоря. Его партнер в этой фирме — 72-летний швейцарец Франсуа Тарен - бывший глава Миграционного управления кантона Во, который в 1996 году помог оформить визу и приобрести виллу в Швейцарии главе Солнцевской ОПГ Сергею Михайлову по кличке Михась.
 
По данным расследования фонда Навального, свою бизнес-империю Артем Чайка начал создавать в 23 года, тогда, используя связи отца, он совершил рейдерский захват государственного предприятия — Верхнеленского пароходства в Иркутской области. В расследовании ФБК подробно описана вся схема отъема.
 
Две главные детали: рейдерский захват сопровождался смертью бывшего директора предприятия Николая Паленного; согласно заключению судмедэксперта, он был убит, но прокуратура отказалась завести дело. В 2003 году, когда произошло убийство, заместителем прокурора области была Альбина Ковалева, которая, по данным «Новой газеты», очень близка к семье Юрия Чайки (раньше он сам работал в Иркутске под ее руководством). Даже сегодня, когда Альбине Семеновне уже 71 год, она в звании генерала работает советником генпрокурора.
 
Как отмечается в расследовании ФБК, удивительным образом бизнес Артема Чайки процветает именно в тех регионах, где прокурорами назначены «ученики» Ковалевой, выходцы из Иркутской прокуратуры.
 
У Артема Чайки есть целый холдинг компаний с оборотом в сотни миллионов долларов. Он покупает активы бессистемно: у него есть предприятия по добыче соли и песка, строительству, изготовлению кирпича, юридические конторы. Среди активов Артема Чайки также Тыретский солерудник в Иркутской области (четвертый по размерам в России), Воробьевское месторождение соли в Калужской области, Обуховский песчаный карьер.  Вместе с Самвелом Карапетяном сын генпрокурора строит торговый центр «Рио» в Мытищах.
 
Сын генпрокурора также является совладельцем роскошного отеля Pomegranate на греческом полуострове Халкидики. В реконструкцию отеля он вложил до 29 млн евро — прибыль от его легальной и нелегальной предпринимательской деятельности в России, которой покровительствуют связи его отца.
 
Вторая совладелица отеля Pomegranate — Ольга Лопатина - бывшая жена заместителя генпрокурора  РФ Геннадия Лопатина. Сотрудники ФБК считают, что их развод носит формальный характер, поскольку она по-прежнему носит обручальное кольцо. Кроме того, бывшие супруги продолжают ежедневно общаться в соцсетях и вместе играют в онлайн-игры.
 
Ольга Лопатина также является совладелицей компании «Сахар Кубани», доли в которой принадлежат женам Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза — лидеров Кущевской ОПГ. Еще одна часть компании записана на Надежду Староверову, жену бывшего управделами Генпрокуратуры РФ Алексея Староверова (он покинул свой пост после того, как выяснилось, что на территории его дома жил член «банды ГТА»). Офис «Сахара Кубани» находится в том же здании, где была штаб-квартира Цапка.
 
Семейство Цапков получило широкую известность после судебного процесса 2011–2013 годов – о деятельности в Краснодарском крае связанной с местными властями преступной группировки под руководством Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза, занимавшейся рэкетом, грабежами, изнасилованиями и другими преступлениями. Главарь банды и его ближайшие подручные приговорены к пожизненному заключению за убийство 12 человек, в том числе четверых детей.
 
Среди прочего у Артема Чайки есть вилла в Греции, на которой пока продолжается строительство. Неподалеку виллу построила себе Ольга Лопатина. Дома Чайки и Лопатиной находятся недалеко от Афона, куда генпрокурор Юрий Чайка любит приезжать, чтобы «духовно зарядиться».
 
По мнению ФБК, в преступных схемах замешан и младший сын генерального прокурора – Игорь Чайка.
 
Самой шокирующей частью расследования ФБК стала информация о связи семьи генпрокурора с семьями главарей банды из Кущевской станицы Краснодарского края.
 
Сегодня, 2 декабря Ольга Лопатина заявила, что никогда не вела бизнес с представителями ОПГ, а о «Сахаре Кубани» узнала накануне. Информацию об отеле и вилле она не подвергала сомнению. Лопатина собирается подать в суд иск о защите чести и достоинства. Свое заявление бывшая жена замгенпрокурора передала через официального представителя Генпрокуратуры.
 
Между тем, также 2 декабря, источники газеты  «Ведомости» в Федеральной налоговой службе подтвердили, что бывшая жена заместителя генерального прокурора РФ Ольга Лопатина владела долей в совместной компании с женой лидера кущевской ОПГ Сергея Цапка.
 
Как следует из данных реестра юридических лиц, Ольга Лопатина и Надежда Староверова (жена бывшего управделами Генпрокуратуры) владеют компанией «Арлайн». Этой фирме, в свою очередь, принадлежала половина фирмы «Сахар Кубани» с офисом в Кущевской. Другой половиной владели жены лидеров кущевской ОПГ Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза.
 
По словам собеседников «Ведомостей» в ФНС, год рождения, московский адрес и ИНН Лопатиной (той, что владеет «Арлайном») совпадают с данными бывшей супруги заместителя генпрокурора.
 
Преступная группировка Сергея Цапка действовала на Кубани. Она занималась вымогательством и рейдерскими захватами. Про группировку стало известно в 2010 году после массового убийства в Кущевской. Там Цапок и другие члены группировки расправились с фермером и его семьей, убив в том числе четырех детей. Цапок был приговорен к пожизненному заключению. Убийство фермера он объяснил тем, что тот мешал ему вести бизнес. По словам Цапка, ему хотелось, чтобы фермер страдал сам и чтобы видел, как страдает его семья. В 2014 году Сергей Цапок умер в СИЗО.
 
Сотрудник ФБК Георгий Албуров в интервью Радио Свобода рассказал некоторые подробности об этой части расследования:
 
«Цапок, Цеповяз и их ОПГ терроризировали Кубань много лет. Генеральная прокуратура закрывала все уголовные дела, которые какие-то там смелые милиционеры против них возбуждали. Прокуроры, которые закрывали дела против Цапков и Цеповязов, до сих пор сидят в своих креслах. У них, естественно, были высокопоставленные покровители. У случайных людей не может быть бизнеса с женами двух заместителей генерального прокурора.
 
Кубань – это такой отдельный регион, почти как Чечня. То, что там происходит, – натуральный Дикий Запад. Цапки и Цеповязы – только то, что вскрылось, и там же повсеместно такое! Формальные заявления мы, конечно, напишем, но примерно с таким же успехом можно писать в Чечне заявление на Рамзана Кадырова».
 
Отдельно хочется отметить, сообщается в расследовании ФБК, что прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек, покрывавший цапковскую ОПГ в Кущевке, также работал с Альбиной Ковалевой в Иркутской области аж с 1985 года.
 
О бизнес-связях семейств Цапков и Цеповязов с родственниками и знакомыми генерального прокурора Юрия Чайки рассказал Радио Свобода и краснодарский журналист Евгений Титов:
 
- Известно, что Алексей Староверов в свое время руководил Федеральной регистрационной службой по Краснодарскому краю. Давайте вспомним, что когда в 2006 году Владимира Устинова меняли на Юрия Чайку, то целый ряд чиновников из регионов перешел в Генеральную прокуратуру, и господин Староверов тоже попал в эту волну. Ни для кого не секрет, что прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек в очень хороших отношениях с генпрокурором Чайкой. В какой-то степени то, что было оглашено ФБК, можно было предполагать.
 
О том, что в Краснодарском крае существует такая банда, федеральная пресса сообщала в начале 2000-х годов. Но в Краснодарском крае никто на это не реагировал. Безусловно, у этой банды были мощнейшие связи с органами власти, с органами правопорядка, в частности, с прокуратурой, о чем свидетельствуют прослушки, опубликованные "Новой газетой" несколько лет назад. По рассказам работников правоохранительных органов, которые в ту пору ездили проверять кущевскую прокуратуру, ничего невозможно было сделать, потому что ощущалось, что в действительности районом руководят не органы государственной власти, а неформальные структуры. Это всегда ощущалось – в Кущевской все решают Цапки. Даже когда пресса об этом писала, ничего не предпринималось. Цапок – типичный "герой нашего времени", преуспевающий бизнесмен, у него диссертация, он начинал даже какими-то политическими делами заниматься. Вокруг этой банды крутилось все, что было связано с властью, один из Цапков даже был местным депутатом. Все это довольно типично для России, а для Кубани – тем более.
 
– Удалось ли выявить связи между бандой Цапков и тогдашним губернатором Краснодарского края Ткачевым?
 
– С абсолютной очевидностью говорить об этой связи мы не можем, потому что нет документов. Но эти люди брали сельскохозяйственные кредиты в местных банках, и мы прекрасно знаем, как все это устроено в России: просто так никто никому большой кредит не выдаст. Когда все это вскрылось, как эти кредиты выдавали, были уволены, в том числе, сотрудники администрации Краснодарского края. Давайте вспомним, что внезапно скончался вице-губернатор Краснодарского края Мурат Ахеджак. Что нам с вами известно о его смерти? Сердечный приступ, больше ничего. Почему он умер на самом деле, что является причиной смерти, мы не знаем. Но именно Ахеджак отвечал за связь администрации Краснодарского края с правоохранительными органами, именно он был в курсе тех дел, которые Цапки могли воротить вместе с местными властями.
 
 
 
Биография Юрия Чайки (по материалам Русской службы Би-би-си)
 
Юрий Чайка родился 21 мая 1951 года в одном из райцентров Хабаровского края - Николаевске-на-Амуре.
 
В 1968-1970-х годах учился в Политехническом институте Комсомольска-на-Амуре. Бросив учебу, недолго работал электриком на судоремонтном заводе, отслужил в армии и в 1972 году поступил в Свердловский юридический институт.
 
"В то время на юридический факультет поступить было очень сложно: нужны были рекомендации от обкома и горкома партии, от прокуратуры области. Я пошел общественным помощником в прокуратуру, и мне дали направление на учебу", - вспоминал Чайка в интервью журналу "Человек и закон".
 
В 1976 году Юрий Чайка получил, наконец, высшее образование по специальности "правоведение".
 
Прокурорскую карьеру возобновил - уже как профессионал - в Иркутской области и прошел все ее ступени от стажера в районной прокуратуре до главы надзорного ведомства по всей области.
 
В 1995 году институтский знакомый Чайки Юрий Скуратов, дослужившийся до должности генпрокурора, предложил ему пост своего заместителя.
 
В 1999 году федеральные телеканалы продемонстрировали знаменитый ролик "Трое в постели", где "человек, похожий на генерального прокурора", занимается сексом с двумя девушками, которых СМИ охарактеризовали как проституток.
 
Против Юрия Скуратова было возбуждено уголовное дело, и он был отстранен от должности. Чайка, ставший исполняющим обязанности генпрокурора, заявил, что дело было возбуждено "на законных основаниях".
 
Скуратов так и не смог простить "предательства" и так описывал своего протеже в книге "Вариант дракона":
 
"Он (Чайка) лавировал, часто занимал половинчатую позицию, - писал Скуратов. - С одной стороны, послушно выполнял указания Кремля, в частности по моей травле, а с другой — осторожничал. <…> Березовский не знал, что Чайка никогда не брал на себя решение, особенно решение вопросов спорных, поэтому БАБ напрасно рассчитывал на Юрия Яковлевича. БАБу нужен был новый прокурор..."
 
По мнению Скуратова, аппаратные позиции Чайки подкосило то, что стало известно о связях его сына Артема с ингушскими бандитами Ибрагимом Евлоевым и Хункаром Чумаковым, впоследствии осужденными за вымогательство и грабеж. Артем Чайка, по словам экс-генпрокурора, передал им машину отца с правительственными мигалками и спецталоном, запрещающим останавливать и досматривать автомобиль, и те отправились на этой машине вымогать деньги, пока не были задержаны милицией.
 
В 2000 году Одинцовский горсуд Московской области приговорил Евлоева и Чумакова к шести годам лишения свободы каждого за вымогательство и грабеж. Артем Чайка проходил по делу как свидетель. (Его имя всплывет еще раз в 2011 году в связи с делом о крышевании прокурорами подмосковных казино. По версии Следственного комитета, Чайка-младший выступал координатором "коррупционных связей", но никаких официальных обвинений ему предъявлено не было.)
 
Чайке так и не удалось избавиться от приставки "и.о.". 9 августа 1999 он покинул прокуратуру "в связи с выходом на пенсию" (в 48 лет!). Однако уже 17 августа был назначен министром юстиции в правительстве Владимира Путина и сохранил свой пост в кабинетах Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова.
 
Минюст под руководством Чайки активно проявил себя в деле сокращения числа партий. До вступления в силу в июле 2001 года закона "О политических партиях" их было 59, после стало 35.
 
Юрию Чайке удалось отстоять контроль над Управлением исполнения наказаний (ныне ФСИН), на который претендовал генпрокурор Владимир Устинов.
 
В июле 2005 года ФСИН удалось добиться передачи себе следственного изолятора ФСБ. В октябре 2005 года совладельцы ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев отправились отбывать наказание в колонии города Краснокаменск (Читинская область) и поселка Харп (ЯНАО). ФСИН объяснила это отсутствием мест в колониях близ Москвы.
 
В должности министра юстиции Юрий Чайка встречался с Путиным чаще, чем в качестве генпрокурора.
 
В декабре 2005 года Юрий Чайка по поручению Владимира Путина представил в Совете Европы скандальный закон о некоммерческих организациях и смог получить от экспертов СЕ заключение, что он соответствует международным стандартам.
 
23 июня 2006 года Чайка постановлением Совета Федерации был назначен генеральным прокурором Российской Федерации. В июле 2007 года, после того как Сочи был объявлен столицей зимней Олимпиады 2014 год, президент Владимир Путин поручил генпрокуратуре и лично ее руководителю контролировать олимпийские деньги.
 
Несмотря на скандал с крышеванием казино, 22 июня 2011 года Совет Федерации проголосовал за переназначение Чайки на должность генерального прокурора на новый пятилетний срок. Выступая перед сенаторами, тот пообещал обеспечить ротацию кадров в ведомстве.
 
По мнению экспертов, в последние годы генпрокуратура сильно уступала по влиянию Следственному комитету.
 
В антикоррупционной декларации Чайки и его супруги за 2014 год значится доход в 16 млн рублей и имущество: квартира площадью 204 квадратных метра в пользовании, два машиноместа - также в пользовании, и ретро-автомобиль ГАЗ-13.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.021276950836182