Вестник гражданского общества

19.02.2016

Чья судьба ждет владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика – Ходорковского или Евтушенкова?

Владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик. Басманный суд, 19 февраля 2016 г.
Фото: Reuters

 

На фоне все ухудшающейся ситуации с инвестициями в отечественный бизнес, параллельно с декларативными заявлениями российского президента о недопустимости использования сфальсифицированного уголовного преследования для отъема бизнеса, на наших глазах происходит очередной рейдерский захват крупного бизнеса путем обвинения его владельца в уголовном преступлении.
 
Вчера, во время допроса в качестве свидетеля по делу о теракте 2011 года, следователями Следственного комитета  был задержан владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик.
Сегодня, по решению Басманного суда, Каменщик помещен под домашний арест до 18 апреля.
 
Политический эмигрант и бывший российский предприниматель Евгений Чичваркин – создатель компании сотовой связи «Евросеть», отобранной у него в результате сфальсифицированного уголовного дела, -  вчера в Фейсбуке прокомментировал задержание владельца аэропорта «Домодедово»:
 
«Задержали владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика.
 
Давно следил за его успехами и отношусь к нему с огромным уважением. Для меня этот человек стоит в одном ряду с Сэмом Уолтоном и Ингваром Кампрадом.
 
Я не знаком с ним лично, но то, что он сделал, заслуживает геройской звезды или того, чем правильно было бы заменить Героя Соцтруда. Таких людей нужно в Кремле награждать и детям ставить в пример.
 
Один из самых лучших аэропортов Европы, точно лучший аэропорт России. Первый раз теракт произошел в 2004 году, и уже тогда пытались прикопаться к собственникам. Второй раз — в 2011, и я на 90% уверен, что чекисты устроили его сами, чтобы отобрать аэропорт, так как в тот момент Путин объединял авиастроительную и вертолетостроительную корпорации.
 
Вопреки давлению властей и терактам сопротивляться 12 лет — это настоящий героизм. Как и с Полонским, дело политическое, дело заказное. Если посадят, будет узником совести».

 
История вопроса
 
47-летний владелец аэропорта «Домодедово» начал свой путь в бизнесе в 1991 году, когда он стал главой московского представительства компании «Ист Лайн», занимавшейся чартерными грузоперевозками. Вскоре он стал владельцем всей компании и создал на базе аэропорта «Домодедово» несколько профильных предприятий.
 
В 1997 году «Ист Лайну» было передано в долгосрочную аренду имущество аэропорта, которое по закону не может быть частной собственностью (взлетно-посадочные полосы, стоянки самолетов, рулежные дорожки). При этом Каменщик занял пост главы совета директоров «Домодедово».
 
Позднее Росимущество в течение трех лет пыталось оспорить арендные сделки, однако в итоге президиум Высшего арбитражного суда подтвердил их законность.
 
В 2004 году «Ист Лайн» продал собственную авиакомпанию, признав ее непрофильным активом. Каменщик объяснил это тем, что группа намерена целиком сконцентрироваться на аэропортовом бизнесе.
 
В сентябре 2011 года Каменщик объявил о планах по созданию на базе «Домодедова» так называемого «аэротрополиса» – единого кластера, включающего в себя логистические и транспортные узлы, торговые центры и гостиничные комплексы.
 
Состояние Дмитрия Каменщика оценивается в 3,8 млрд долларов, рейтинге миллиардеров Forbes за 2015 год он занимает 27-е место.
 
Владельца «Домодедова» обвиняют по статье 238 УК РФ: «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Следователи считают, что установка новой системы досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, организованная Каменщиком, привела к увеличению степени уязвимости аэропорта. Бизнесмену грозит 10 лет тюрьмы.
 
Как сообщал представитель СКР Владимир Маркин, в 2010 году руководство «Домодедова» утвердило новый регламент проверки пассажиров, после которого через рамки металлоискателя на входе проходили не более 2% прибывающих в аэропорт людей.
 
В то же время сам Каменщик в интервью Forbes отмечал, что на момент теракта службы безопасности аэропорта не имели права досматривать каждого пассажира. При этом «Домодедово» добровольно и бесплатно предоставило полиции досмотровую технику и операторов интроскопов.
 
«До 2014 года, когда соответствующий федеральный закон появился, только полицейский на основании Закона о полиции мог на входе в терминал остановить гражданина, который показался ему подозрительным, и досмотреть его. На этом строится уверенность в прочности нашей правовой позиции», - отмечал Каменщик.
 
Первое уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности было возбуждено еще в январе 2011 года, однако в апреле 2012 года оно было закрыто, так как следствие пришло к выводу, что на момент теракта не была утверждена система мер безопасности в аэропортах.
 
Интерес следствия к этому делу вновь проснулся после того, как стали известны имена собственников аэропорта.
 
Сразу после теракта 2011 года,  когда прошедший в здание аэропорта террорист подорвал себя в зоне прилета международных рейсов, в результате чего погибли 37 человек и 172 получили ранения, президент Дмитрий Медведев поручил найти реальных собственников «Домодедова», но фактического владельца аэропорта тогда найти не удалось.
 
«В Домодедово разбирались с тем, кто является собственником аэропорта? Всем вроде известно, кто собственник, в то же время начинают проверять, а собственник спрятан за структурой бенефициарных владений», - отмечал Медведев.
 
О том, что Каменщик является конечным владельцем аэропорта «Домодедово», было официально объявлено только в сентябре 2013 года. Требование о раскрытии этой информации было связано с планами властей по вложению значительных инвестиций в развитие Московского авиаузла.
 
Как сообщала газета «Ведомости», незадолго до этого Минэкономразвития России предложило обязать владельцев более 1% акций стратегических объектов транспортной инфраструктуры (в том числе аэропортов) предоставлять информацию о себе ежеквартально. За сокрытие сведений о себе предлагалось ограничить владельца в праве голоса на общем собрании акционеров.
 
Владельцем всех активов аэропорта долгое время была компания DME Ltd, зарегистрированная на острове Мэн. Вскоре после теракта DME Ltd объявила об IPO и назвала своим единственным владельцем главу совета директоров Дмитрия Каменщика, однако затем размещение акций было отменено, а Каменщик заявил, что он лишь наемный менеджер.
 
В июле прошлого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что владельцы Домодедова установлены. По его словам, они пять лет уходили от ответственности, причем не от уголовной, а от материальной, но никуда при этом не уезжали из Москвы.
 
Летом 2015 года было возбуждено новое уголовное дело в отношении трех топ-менеджеров аэропорта «Домодедово»: экс-директора аэропорта Вячеслава Некрасова, бывшего управляющего авиационной безопасностью Андрея Данилова и экс-главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом) Светланы Тришиной.
 
Как считает следствие, они вместе с Дмитрием Каменщиком ответственны за внедрение новой системы досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, которая повысила степень уязвимости аэропорта.
 
Сам Каменщик говорит, что не видит оснований для уголовной ответственности своих сотрудников в связи с терактом. Незадолго до задержания он рассказывал, что уже неоднократно ходил на допросы и не исключал, что тоже может стать фигурантом уголовного дела. При этом он подчеркивал, что скрываться от следствия не намерен.
 
Как сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, следователи интересовались у владельца «Домодедова», почему он даже не пытался покинуть страну, имея под контролем такой крупный аэропорт и зная о все возрастающем интересе следствия к его персоне. Однако Каменщик настаивал, что не видит смысла бежать, так как знает, что за ним правда.
 
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил Интерфаксу, что РСПП не готов поручиться за Дмитрия Каменщика, но считает, что правоохранительным органам следует использовать менее жесткие меры пресечения в отношении подозреваемых бизнесменов. Шохин напомнил, что в деле о теракте в «Домодедово» идет речь не о преднамеренных противоправных действиях, а о неэффективности системы контроля безопасности в аэропорту, поэтому жесткость меры пресечения вызывает вопросы.
 
Бывший зампред правления Центробанка, экономист Сергей Алексашенко называет расследование в отношении Каменщика «очередным изданием дела ЮКОСа».
 
«Я не хочу гадать и предсказывать, что случится с Дмитрием Каменщиком, – это будет его личный выбор. Пойти по пути Гусинского/Евтушенкова, подписав обязательство все отдать в обмен на личную свободу. Или пойти по пути Ходорковского и выступить в роли очередной жертвы, потеряв бизнес, который по решению суда будет забран в пользу государства, как в случае с "Башнефтью" на основании нового прочтения старых законов, которые отныне будут гласить, что сдавать Домодедово в аренду тот чиновник был не уполномочен», - пишет Алексашенко.
 
Нынешняя история может быть связана с тем, что сейчас происходит загадочная приватизация, а фактически присвоение аэропорта «Шереметьево» структурами Аркадия Ротенберга, считает старший эксперт Института экономической политики имени Егора Гайдара Сергей Жаворонков.
 
«Государство просто дарит контрольный пакет акций в обмен на обещание каких-то инвестиций в будущем. Удивительная ситуация. Несколько лет назад возникла идея объединения трех аэропортов московского авиаузла. Мне кажется, что задача состоит в том, чтобы либо заставить Каменщика дешево продать свой аэропорт, либо, скажем, изъять его в пользу государства — по сценарию «Башнефти», когда придумали, что 20 лет назад там что-то было сделано неправильно. А после этого подарить, например, Ротенбергу, как «Шереметьево», в обмен на то, что Ротенберг когда-нибудь что-нибудь проинвестирует», - предсказывает дальнейшее развитие событий в интервью «Открытой России» Сергей Жаворонков.
 
Русская служба Би-би-си также опросила экспертов, что означает задержание владельца аэропорта «Домодедово» для российского бизнеса и что будет теперь с аэропортом. Приводим выдержки из интервью BBC.
 
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:
 
«Ничего хорошего с точки зрения восприятия бизнесом от этого дела не будет, потому что это еще один очередной громкий скандал. Силовые структуры, конечно, могут долго рассказывать о том, что есть реальные основания [для ареста Каменщика] и так далее, но все равно будет создаваться ощущение, что это уголовное дело является частью борьбы за собственность в отрасли, это ощущение покидать нас не будет. Особенно в контексте того, что меняется акционерный капитал аэропорта Внуково, аэропорта Шереметьево: туда приходят частные инвесторы, и все прекрасно знают, кто это.
 
То, что дело пятилетней давности выходит на новый уровень, арестовывается собственник - все это, конечно, будет вызывать определенные подозрения, что использование силовых структур для решения вопросов собственности продолжается.
 
И если вспомнить, что в своем последнем послании президент Путин прямо говорил, что это недопустимо, и признавал, что у нас по неэкономичееским статьям арестовываются предприниматели для того, чтобы решать вопрос о собственности, тогда возникают вопросы, как силовые структуры собираются реагировать на то, что говорит президент.
 
И в ситуации, когда мы слышим, что нам нужно искать новый источник экономического роста, искать выходы из сложившейся ситуации, которая зашла в тупик, когда говорится о росте предпринимательской инициативы, то, конечно, возникают вопросы: если вы собираетесь делать предпринимательскую инициативу основой экономического роста (о чем мы все время слышим от правительства), то как вы будете такого рода дела [как арест Дмитрия Каменщика] разъяснять и объяснять?
 
Случай, действительно, достаточно скандальный, и он дополняет череду таких громких дел – вроде истории с "Башнефтью". Там, правда, Евтушенкова не сажали в тюрьму, но тем не менее, он долго находился под домашним арестом, и актив "Башнефть" потерял.
 
Я не готов давать оценку, что же на самом деле лежало в основе действий следственных органов, но то, что в обществе будет ощущение, что это часть борьбы за собственность – это неизбежно. Оно усиливается, когда вы вспоминаете историю с консолидацией трех аэропортов в единый комплекс и вспоминаете, кто же акционеры того же Шереметьева.
 
Когда создавали комиссию [по урегулированию споров между бизнесом и силовиками], говорилось, что частные случаи не будут является предметом рассмотрения. Но я убежден, что такие случаи [как арест Каменщика] не могут пройти мимо такого формата обсуждения.
 
Потому что это же не просто частный случай, это вопрос о формате отношений между бизнесом и силовыми ведомствами. И я уверен, что в итоге все превратится в рассмотрение личных дел наиболее знаковых фигур.
 
Поэтому, безусловно, дело Каменщика на первом же заседании этой комиссии будет обсуждаться. Потому что это не просто частный, разовый случай, это общая ситуация, очень яркая, скандальная история, которая показывает общий тренд. Если вы от нее отмахиваетесь, значит, такую комиссию нет смысла создавать».
 
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group:
 
«Это было ожидаемое событие. Непонятно, почему его не арестовали раньше и не отжали аэропорт раньше. Он знал, что потенциально есть шанс на арест, но, собственно говоря, куда ты убежишь? Уехать очередным персонажем в Лондон?
 
С точки зрения сохранения своей жизни, жизни своих сотрудников и своей семьи, да, конечно, он должен [был покинуть страну]. Потому что правды он здесь все равно не найдет, бизнес у него все равно отожмут.
 
Речь пойдет о перераспределении собственности в дальнейшем и в обязательном порядке. У нас это обычно вуалируется неким мифологическим государством, но поскольку государство – это группа определенных лиц, думаю, это будет перераспределяться в пользу владельцев оставшихся двух аэропортов – Внуково и Шереметьево.
 
Аэропорт сначала просто поменяет собственника условно на некую "Байкал Финанс Групп", а потом качество обслуживания ухудшится, как во всех остальных аэропортах»
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.026988983154297