Вестник гражданского общества

17.07.2015

Годовщина трагедии рейса MH17. За сбитый самолет пока никто не ответил

На месте падения обломков «Боинга»

17 июля исполняется ровно год с того дня, когда в небе над Донецкой областью был сбит пассажирский самолет «Малайзийских авиалиний», летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. Все 298 человек, находившихся на его борту, погибли. Большинство из них - 196 человек – голландцы. Лишь в конце мая этого года международные эксперты завершили поиски на месте крушения самолета. Обломки лайнера, останки пассажиров и их личные вещи были отправлены в Нидерланды.

Хотя после трагедии малайзийского «Боинга» прошел уже год, до сих пор нет точной картины катастрофы, виновные не названы, следствие не завершено и непонятно, когда начнется суд.

Нидерланды, взявшие на себя руководство расследованием, накануне годовщины активизировали свои действия. Власти страны потребовали провести трибунал ООН, чтобы наказать виновных за крушение лайнера. «Трибунал ООН был бы лучшим решением, чтобы наказать ответственных за трагедию с MH17, и лучший шанс передать их в руки правосудия», - заявил 3 июля премьер-министр страны Марк Рутте.

Идею международного трибунала поддержали Австралия, Бельгия, Нидерланды, Украина и Малайзия.

14 июля, Малайзия официально внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования виновных в крушении самолета в Донецкой области в июле 2014 года. Голосование по этому вопросу в Совбезе ООН может состояться 21 июля. 

Верховная рада Украины призвала ООН и мировое сообщество поддержать создание международного трибунала по крушению малайзийского «Боинга» под Донецком. За соответствующее постановление проголосовали 248 народных депутатов из 328, сообщает УНИАН.

За идею создания международного трибунала по делу рейса МН17 высказывались и родственники жертв катастрофы, которые в Нидерландах объединились в организацию. В годовщину трагедии внимание голландцев по-прежнему приковано к этим людям, чье личное горе одновременно стало самой большой трагедией в современной истории маленького европейского королевства, где не найдется человека, который хотя бы через друзей своих друзей не знал бы кого-то, кто 17 июля прошлого года летел злополучным рейсом Амстердам – Куала-Лумпур.

Проект устава международного трибунала уже согласован. В проекте документа говорится, что трибунал позволит «добиться судебного преследования тех, кто несет ответственность за преступление, связанное со сбитым самолетом авиакомпании Malaysia Airlines, совершавшим рейс MH-17».

Против принятия резолюции о создании трибунала выступила российская делегация. По мнению постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина, «идея создания трибунала похожа на попытку организовать грандиозное политическое шоу».

Между тем, для создания международного трибунала потребуется согласие России, которая, как постоянный член Совета Безопасности, обладает правом вето.

В четверг, 16 июля, президент России Владимир Путин лично выступил против создания трибунала по катастрофе малайзийского «Боинга» на востоке Украины. В разговоре с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте Путин назвал предложения по созданию трибунала «преждевременными и контрпродуктивными».

Также Путин заявил о недопустимости «вбросов» в СМИ разного рода версий, «носящих откровенно политизированный характер». О каких «вбросах» идет речь, Путин не уточнил.

Позиция президента России Владимира Путина по проведению международного трибунала по сбитому «Боингу» является предсказуемой, заявил в интервью CNN президент Украины Петр Порошенко. Он обратил внимание, что за расследованием обстоятельств авиакатастрофы должно последовать привлечение к ответственности «террористов, которые убили невинных людей».

«Мы полностью поддерживаем проведение международного трибунала, который должен быть принят Советом Безопасности ООН. Мы думаем, что если кто-то хочет остановить этот процесс, то он фактически берет ответственность на себя», — подчеркнул глава государства.

Порошенко подчеркнул, что речь идет не просто о «трагедии, которая произошла с самолетом». «Украина очень пострадала от того, что сначала называли гибридной, а теперь реальной войной, оккупации ее территории, аннексии Крыма», — объяснил он. Он обвинил российских военных в поставке оружия ополченцам через неконтролируемую Киевом границу с Россией. По словам Порошенко, именно так в Донбасс и попал ЗРК «Бук», из которого предположительно мог быть сбит «Боинг».

Министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс, комментируя позицию РФ по резолюции в интервью голландской телерадиокомпании NOS сказал: «Мы остаемся в контакте с российским правительством. Дождемся обсуждения этого вопроса в Совете Безопасности ООН. Я не могу делать прогнозы о том, изменит ли российская сторона свое мнение. Думаю, что у дипломатии тоже есть своя функция. Российская сторона и ранее давала знать, что у нее есть претензии к ходу расследования. Мы эти претензии аргументировано опровергли, потому что это расследование как раз является независимым. Такого же мнения придерживается ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и многие другие профильные организации. Если же у российской стороны возникают новые претензии, то я узнаю о них по официальным каналам».

На вопрос «Вы все еще на что-то надеетесь?» глава нидерландского МИД ответил: «Посмотрим. Мы хотим обеспечить такое развитие дела, чтобы люди, ответственные за это преступление, предстали перед судом. Один из способов – трибунал ООН».

Накануне первой годовщины трагедии родственники 18 пассажиров сбитого «Боинга» подали в чикагский федеральный суд США иск против одного из бывших лидеров самопровозглашенной Донецкой народной республики Игоря Гиркина, более известного как Стрелков.

Заявители утверждают, что «Боинг» был по ошибке сбит с земли во время военной операции вооруженных сторонников ДНР. По мнению истцов, Гиркин, который называл себя «министром обороны ДНР», руководил всеми подобными операциями, и поэтому несет прямую ответственность за случившееся - вне зависимости от того, был ли самолет сбит по его непосредственному приказу или нет.

Почти все истцы являются иностранцами, включая шестерых граждан Великобритании. Гражданство США имеет лишь заявительница Ясмин Калер, двое родственников которой были в числе 298 погибших на рейсе MH17.

У ответчика Гиркина заявители требуют по 50 млн долларов за каждого своего погибшего родственника, то есть в общей сложности 900 млн долларов.

Претензии к Гиркину предъявлены в соответствии с американским Законом о защите жертв пыток. Хотя в исковом заявлении утверждается, что «ответчик Гиркин и его повстанческая армия действовали при поддержке правительства России» и что Гиркин является кадровым сотрудником ГРУ, Российская Федерация в список ответчиков не включена.

Адвокат истцов Уизнер заявил прессе, что представляет их безвозмездно. «Речь не о деньгах, - сказал он. – Речь о том, чтобы получить какие-то ответы от Гиркина и оказать давление на Россию с тем, чтобы она сотрудничала с международным трибуналом. Родственникам это не будет стоить ничего. Мы делаем это для них, потому что им нужны ответы, и они не хотят, чтобы о них забыли».

Игорь Гиркин написал в четверг на форуме «Антиквариат.ру» издевательский комментарий по поводу этого иска. «Я почти миллиардер! Ведь быть должным 900 млн — это почти что тоже самое, что иметь эти сотни миллионов! Таким образом, мне теперь совершенно не имеет смысла беспокоиться о наличии долгов. Какая разница — буду ли я «должен» $900 млн или $901 млн? В данной связи, обращаюсь ко всем читателям с просьбой дать мне в долг $1 млн, который обязуюсь полностью истратить на нужды ополчения Новороссии и населения ЛДНР. При тратах заранее согласен на внешний аудит», — написал Стрелков.

Он также отметил, что «глубоко симптоматичным» является то, что жители Великобритании «оценили» жизни своих родственников в деньгах». По мнению Гиркина, «старой доброй Англии больше нет», а есть «сообщество менеджеров разной степени эффективности», и «вся их мораль имеет эквивалент в денежных единицах. Гиркин заявил, что именно против этого «он воевал всю жизнь и готов воевать дальше».

Официальное международное расследование гибели рейса МН17 проходит в двух плоскостях. Нидерландский совет по безопасности возглавляет расследование причин падения «Боинга» – готовит реконструкцию технических подробностей катастрофы. Официальная публикация отчета об этом расследовании намечена на середину октября.

Ранее стало известно о том, что Нидерландский совет по безопасности разослал сторонам, вовлеченным в расследование обстоятельств крушения лайнера, черновой вариант своего окончательного отчета. В частности, материалы были отправлены представителям Малайзии, Украины, России, США, Великобритании и Австралии. Сам отчет был подготовлен специальной комиссией, в которую вошли представители этих стран. В отчете содержатся вся собранная информация и все выводы об обстоятельствах, приведших к крушению лайнера, ответили в Нидерландском совете по безопасности на запрос немецкого DW.

Раскрывать детали отчета в совете отказались, сообщив, что по правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), такие отчеты носят конфиденциальный характер. Там не исключили, что возможна утечка информации, хотя и не считают ее вероятной: «По нашему опыту, во время подобных расследований конфиденциальность соблюдается. Хотя никакой гарантии (утечки информации – Ред.) нет, но я хотел бы заметить, что предварительный отчет был разослан еще 2 июня», - подчеркнул представитель совета Вим ван дер Веген.

По данным CNN, черновой вариант доклада насчитывает несколько сотен страниц – в нем назван тип ракеты, которая сбила авиалайнер, просчитана траектория ее полета и указано, откуда она была запущена - из района дислокации сепаратистов. Также в докладе поминутно разобран полет «Боинга».

Конкретные подозреваемые в нападении на пассажирский самолет должны быть названы в другом докладе, который готовит Международная следственная группа, также под руководством Нидерландов. Этот второй доклад по результатам уголовного расследования учтет выводы первого и появится в конце 2015 года. Именно на основе второго доклада планируется проведение судебного разбирательства и осуждение виновных.

Пресс-секретарь Генпрокуратуры Нидерландов, которая проводит криминальное расследование авиакатастрофы параллельно с международным расследованием, ведущимся под руководством Совета безопасности Нидерландов, Вим де Брюн в ответ на просьбу газеты The Telegraph отказался обсуждать детали готовящегося доклада, однако сказал, что в документе будет дан «подробный отчет о том, что произошло». По его словам, в докладе будут предъявлены обвинения в убийстве и, возможно, в военных преступлениях. «Мы не ожидали, что так далеко продвинемся (в расследовании)», - признался Вим де Брюн.

«Мы все ближе к получению убедительных доказательств», - сообщил и генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке. Формально подозреваемые не идентифицированы, но группа из «непосредственных исполнителей и заказчиков» находится в поле зрения прокуратуры, добавил он. Свою работу следователи собираются завершить к концу текущего года.

Ранее Вестербеке в своих интервью подчеркивал, что следователи проверяют все версии, хотя считают ведущей крушение самолета в результате ракетного удара. Власти Украины возложили ответственность за трагедию пассажирского лайнера на сепаратистов Донбасса и Россию. В России все обвинения отвергают и, в свою очередь, возлагают ответственность на украинские власти.

В четверг на нидерландском телевидении состоялась премьера монументальной работы одного из самых видных голландских документалистов Михила ван Эрпа «Горе Нидерландов». Об этом рассказывает Радио Свобода. Режиссер заснял сцены повседневной жизни в трех семьях, потерявших в катастрофе близких. В интервью амстердамской газете «Пароол» ван Эрп признается, что во время съемок ему порой хотелось стать невидимым и психологически сложно было просить семьи допустить съемочную группу в свои дома, особенно на время семейных ритуалов прощания с погибшими. Некоторые герои фильма высказали надежду, что, возможно, их открытость поможет кому-то другому. Режиссер говорит, что ему хотелось передать нечеловеческую боль, которую испытывали родственники в ожидании опознания останков – во многих случаях от их близких осталось очень мало. Создателя фильма также волновал вопрос публичного горя, которое перестает быть только личным.

Героини фильма, сестры Мириам и Сандра Плуг, потеряли обоих родителей и брата. Вдвоем они остались жить в пустом доме. Останков их отца так и не нашли. Ван Эрп говорит, что был поражен жизненной энергией девушек. Им исполнилось 19 и 22 года, и они пробуют жить дальше. Их дядя все еще надеется, что останки брата найдут, но девушки не хотят больше видеть гробов.

Ван Эрпу также удалось запечатлеть суринамско-яванскую семью, где он стал свидетелем совсем иных ритуалов, другой культуры скорби. На юге Голландии режиссер также в течение года снимал родителей Ким Халли, которая погибла в катастрофе вместе с мужем Дейвом и пятилетней дочерью Меган. Они все откладывали похороны, чтобы как можно более достойно попрощаться.

Закрытый показ фильма Михила ван Эрпа состоялся несколькими днями ранее специально для семей погибших в одном из центральных кинозалов Амстердама. Многие из них потом сказали, что узнали в героях себя, говорит режиссер.

В среду закрытая церемония поминовения, также только для близких, прошла в Музее Jan van der Togt в пригороде Амстердама Амстелвейне. В качестве своеобразной инсталляции в память о месте катастрофы в музее высажены более пяти тысяч подсолнухов. Экспозиция создана по мотивам натюрморта, на котором художник Бас Мееус изобразил букет полевых цветов с места трагедии – цветы в поле, на которое обрушились обломки самолета и тела пассажиров, собрали для семей погибших корреспонденты нидерландского телевидения. С картины Мееуса сделано уже более трехсот копий – они теперь стали своего рода алтарями скорби в домах, куда не вернулись пассажиры рейса МН17. В течение полутора недель экспозиция в Амстелвейне будет открыта для публики.

«Это уже такая большая потеря, но массовость делает ее еще больше», – рассказала фризской газете «Драхстеркурант» 73-летняя Трююс ван дер Меер, которая потеряла в катастрофе троих внучек: Софи 12 лет, Флер 10 лет и Бенте 7 лет. В день, когда девочки, летевшие с мамой отдыхать в Таиланд, должны были вернуться домой, их отец Петер ван дер Меер приехал в амстердамский аэропорт Схипхол. Там он сидел один и ждал, вдруг они все-таки выйдут.

«Представьте себе, что они погибли бы в автокатастрофе. Все было бы иначе. Это было бы тоже страшно, но это случилось бы только с нашей семьей. Теперь же это стало чем-то гигантским… Это просто убийство, но мы стараемся не думать в этом направлении. Девочек все равно не вернуть», – рассказала Трююс ван дер Меер.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.022259950637817