Вестник гражданского общества

Волны поднимают ветер

Русская диаспора на Брайтон-Бич. Фото: state-usa.ru
 

Учёные из Грузии - сотрудники Корнелльского университета (Итака, Н.Й.) Т.Т. Барнавели, И. В. Халдеева и Н.А. Эристави  - опубликовали 19 декабря 2018 года большой научный труд, посвященный своим многолетним исследованиям природы аномалий в высокоэнергетических космических лучах. В нем они, на основе изучения последствий столкновения субатомных частиц с атмосферой Земли, делают вывод о том, что  «пространство дискретно и состоит из квантовых ячеек планковского масштаба (порядка 1,66 * 10 в минус 33-й степени сантиметра), что делает его способным деформироваться».
 
Эта работа стала ещё одним подтверждением уже полувековых изысканий в этой области. Однако из констатации такой дискретности следует, что сама метрика пространства подчиняется общему правилу поведения корпускул (частиц) – оно волновое. Таким образом, наряду с уже привычным для нас понятием «искривление пространства-времени», обычно связанного с феноменом Чёрных дыр, мы должны допустить и наличие подпространственных волн, колеблющих уже и сами Чёрные дыры и галактики. Сравнение тут может быть такое: гравитация Чёрных дыр, скручивающая пространство, замедляющая время и сдирающая оболочки соседних звёзд – это тайфуны и цунами вселенной, а подпространственные волны – это течения, постоянные, как Гольфстрим, Северный и Южный  пассат, Экваториальный Противопассат, или периодически возникающие, как Эль-Ниньо, которые все эти бури несут с собой.
 
Это физическое предисловие понадобилось мне, чтобы перейти к «лирическим» обобщениям. В недавно опубликованной статье  «Мемы и архетипы»  я проводил параллели между волновыми и корпускулярными свойствами физических полей и мемами (в значении «социокультурные кванты»). Однако и социумы, человечество, также «квантуются» индивидами, а значит, в какой-то степени имеют волновую природу, дают эффекты интерференции (включая «стоячую волну») и дифракции.
 
Например, если в социуме между стратами или между локальными цивилизациями действует цензовая граница, то мы получаем эффект поляризации. Более того, если критерий миграции подбирается исторически «удачно» («демоны Максвелла» выпускают представителей тех социальных групп, которые выступают в качестве субэлиты или перспективной контрэлиты), то эмигрантское сообщество становится «голограммой» будущего страны.
 
Например, советская «третья волна» (условно 1968-1980), преимущественно состоящая из интеллигенции или наиболее вестернизированных представителей «среднего класса», достаточно точно сформировали в Америке и Израиле будущую ельцинскую «веймарскую Россию», а «четвёртая волна» (условно 1989-2000) – стала «путинизмом до путинизма».  

А вот «первая» (1917-1923) и «вторая» (1945) волны голограммами будущего не стали; в первой были представители проигравших социальных групп, а во второй – преимущественно выходцы из крестьянской и рабочей среды, которые не имели шанса стать советской контрэлитой, но зато идеально вписались в западные рыночно-демократические отношения. Те же закономерности относятся к беглецам от Французской революции или к немецким колониями в Латинской Америке, «восстановившим» старый добрый бисмаркизм.
 
Заметим, что критерий отбора эмигрантов позволил создать в Северной Америке либеральную республику значительно раньше, чем такой политический идеал утвердился в Старом Свете, а в Турецкой, а потом Британской Палестине еврейские эмигранты из Российской империи создали «параллельное» «народническое» и фактически анархо-синдикалистское «государство» - ещё и до победы советской власти и до коллективизации (либерализм в Ишув - самоуправляющуюся еврейскую общину - принесли «веймарцы», убежавшие от Гитлера).
 
Очень возможно, что именно этими «социальными волнами» вызваны закономерности, которые я отметил, точнее, развил концепцию А.С.Ахиезера, в эссе «Историческая "таблица Менделеева"»
 
Но самую интересную тему я припас напоследок. Речь идёт о возможной интерпретации с помощью «социальной интерференции» концепции пассионарности Льва Гумилёва.
 
Давайте представим «пассионарные вспышки» некими социокультурными «стоячими волнами». Эти волны, как и положено, возникают при наложении встречных волн, при наложении гармоник.
 
Что это за социальные волны? Допустим, что одна – это ослабление внешнего сдерживающего давления (на этнос, социальную группу, религиозное или идеологическое движение, носителей художественного взгляда или контркультуру), а вторая – ослабление консервативных блокирующих социальных механизмов внутри, дающее возможность радикалам не только проявиться, но и навязать свой стиль действий всем. Все «пассионарии» уже находятся внутри, но лишь слом реальности вдруг делает предосудительное достохвальным.
 
Замечательные примеры этому «сионистская пассионарность» в СССР с конца шестидесятых и рыночная пассионарность в постсоветской России – и там, и там вдруг выяснилось, что отказ от прежней модели поведения (интернационалистской, антибуржуазной) не только не ведёт в тюрьму (неудачники не в счёт), не обрекает на отторжение среды, но, напротив, даёт огромный жизненный выигрыш.
 
Но потом, когда цель либо оказывается достигнута, либо признаётся её принципиальная недостижимость (Орда дошла до Триеста; коммунизм  недостижим; импрессионизм стал салонной банальностью; Свободный мир стал редакций многотиражки в Брайтон-Бич), то внутри пассионарной группы меняется внутренняя установка – вновь начинает поощряться осторожность и конформизм.  И если одна «волна» опадает (в бассейн вылили масло или открыли слив), то исчезает и эффект стоячей волны – колебания гаснут… 
 
Очень надеюсь, что эти мои дилетантские рассуждения побудят кого-нибудь более компетентного их продолжить…   


 
 

ЕВГЕНИЙ ИХЛОВ


30.12.2018



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.013631820678711