Вестник гражданского общества

Epic fail в «Шереметьево»

 
          В английском языке есть чудесное словечко – «fail», его можно перевести на наш словом «провал». Российский народ, любящий короткие и острые термины, довольно активно перенял словцо «фэйл» и вполне успешно его адаптировал – по крайней мере, в интернете «фэйлы» встречаются с каждым днем все чаще.
          Если лаконичный «провал» описать ситуацию не способен, то к нему добавляют другое короткое и емкое слово – «epic», эпичный. Эпичный провал! Прелестное сочетание, как нельзя кстати подходящее к ситуации, сложившейся с обработкой грузов в аэропорту «Шереметьево».
          Начну с краткой предыстории. «Бомба замедленного действия» была активирована еще несколько лет назад, когда на высшем уровне было принято решение о консолидации активов аэропорта «Шереметьево» и передаче их приближенному частному лицу с какими-то не очень понятными народу целями. Вроде как частный собственник эффективнее.
          Я не хочу лезть в дискуссию о том, кто эффективнее - частный собственник или государство, так как, по моему скромному мнению, за этими спорами не видно главного, а именно того, что не форма управления важна, а сам процесс, налаженная система, не дающая сбоев. Но – опять же – даже это не имеет значение, так как в процессе консолидации родился вовсе не частный собственник – родилось чудовище под названием частный монополист.
          Но монополия – такая штука, природа которой направлена на поглощение - вне зависимости от профиля. Подобная ситуация произошла и в аэропорту – не вошедшие в периметр консолидации предприятия де-факто были поставлены в невыносимые условия существования, в том числе и независимый грузовой терминал «Шереметьево-Карго», обрабатывавший практически все грузы аэропорта.
          Поскольку терминал не вошел в периметр консолидации, самим фактом своего независимого существования он начал давить на сознание монополиста, и его можно понять. Представьте, например, что вы «отжали» огромную коммунальную квартиру в самом центре мегаполиса у пары десятков семей, но какая-то семья никак не поддается на угрозы и не хочет выезжать, разрушая ваши планы «консолидировать» коммуналку и продать ее как VIP-апартаменты. Безобразие? С точки зрения отжавшего  – однозначное.
          Терпеть такой кошмар было нельзя, и начались боевые действия. Я не буду говорить про методы предшествующей борьбы – стандартный набор рейдеров особо не меняется. Про травлю грузового оператора «Шереметьево-Карго» писали газеты, рассказывали о сгоревших машинах и подожженных квартирах. Однако смены собственников в тот раз не произошло – спасло, видимо, внимание прессы, подстегнувшее правоохранительные органы.
          Однако начатые войны нужно заканчивать – и в ход пошли Большие Бабки. Был приобретен небольшой грузовой оператор «Аэропорт Москва», таскающий понемножку незначительную часть грузов. Название «Аэропорт Москва» (Почему Москва? Разве это законно – применять в названии частных структур наименование города? Могу ли я, например, зарегистрировать «Шиномонтаж Российская Федерация»?) примелькалось клиентам с негативной коннотацией, поэтому было решено провести «ребрендинг» - сменить название, логотипы, вывески, чтобы не напоминать участникам рынка грузоперевозок о прошлых «фейлах» (пока еще не «эпик») – кстати, уже не в первый раз.
          Как мы теперь знаем – не получилось. Видимо, придется заказывать еще логотипов дизайнерам. Я готов бесплатно предложить название – ООО «Фэйл мастерс». Ну, или патриотическую версию – Общество с ограниченной ответственностью «Повелители провалов».
          Но не будем забегать вперед. После того, как новый-старый грузовой оператор «Москва Карго» (бывший  «Аэропорт Москва») стал принадлежать влиятельным депутатам и олигархам, он внезапно выиграл крупнейший тендер в аэропорту – право обслуживать аэрофлотовские грузы. Разница в объемах была настолько колоссальной, что аналогию можно провести с тем, как если бы вместо всех московских официальных дилеров автомобильной компании, например, «Хонда» или «Ауди», обязанности по ремонту и обслуживанию автомобилей московских клиентов будет исполнять гараж дяди Коли, расположенный где-то под Солнечногорском.
          Итак, вывод, который мы уже можем смело сделать – проблемы с грузоперевозками в «Шереметьево» являются рукотворными. Но на что был расчет? Судя по прошлому опыту с горевшими машинами и квартирами – все на то же, на «отжатие» несговорчивой компании и установления в ней марионеточного менеджмента. Учитывая, что тендер был выигран задолго до перехода обслуживания, можно сделать вывод – это явно неспроста. Как показали последствия, для налаживания на маленьком складе адекватной системы грузообработки этого времени было недостаточно. Но, видимо, по расчетам, его было достаточно для покорения старого, нормально работавшего грузового терминала «Шереметьево-Карго». Но что-то пошло не так, и «отжать» опять не получилось – ну несговорчивые ребята, что поделать! Катастрофа – рукотворная по своей сути – не замедлила проявиться.
          Как уже сейчас известно, проблемы начались буквально с первых часов работы нового склада, но – о, небо, как они старались! Ни одной компании в аэропорту за всю ее историю работы не прощалось столько, сколько простили «Москва Карго» в первые дни! Любую другую контору просто бы закрыли – раз и навсегда, ведь аэропорт – это не стихийный рынок у станции метро, а сложный комплекс с миллионом разных правил, регламентов, обязанностей и требований, в том числе международных. Но какие уж там требования!
          Итог печален – за первую неделю авиакомпания «Аэрофлот» стала возить в багажниках в два с половиной раза меньше груза. Однако это не спасло – на складах и на перроне (да-да, прямо там, где катают самолеты, но к счастью пока еще не на взлетной полосе) скопились сотни тонн груза. И началось национальное веселье под названием «неразбериха». Где документы? Где груз? На каком участке перрона (кошмарно звучит, но да – не склада, а перрона) стоит под открытым небом ящик со скулящими щенками? Где гробы, которые очень хотели бы видеть к похоронам родственники, которые и без этих экспериментов в грузовой логистике ужасно себя чувствуют? Что делать с крысами, набежавшими на терпкий запах стухшего скоропорта?
          Решение нашлось. Обвинив во всем старого грузового оператора (все мы знаем, что на новой должности в промежутке от нескольких месяцев до десятков лет – в зависимости от сноровки и харизмы – можно объяснять все провалы работой уволенных сотрудников), авиакомпания «Аэрофлот» объявила эмбарго на перевозку грузов. Вообще. При этом официально заявили, что эпично «фэйланувшей» (простите за вольную интерпретацию термина, но более подходящий глагол, как по мне, грубоват) «Москве Карго» будут помогать и авиакомпания «Аэрофлот», и аэропорт «Шереметьево».
          Цирк? Без сомнений, но цирк очень дорогой. И невыгодный вообще всем – особенно отечественной экономике. Внимание, вопрос – куда смотрят соответствующие органы? Такая взаимопомощь и поддержка – не просто так, ведь аэропорт – один из учредителей «Москвы Карго» - знает ли об этом Федеральная Антимонопольная Служба? Надеюсь, что после такого шума хотя бы заинтересуется. Выявит ли разрекламированная проверка прокуратуры лиц, ответственных за этот рукотворный кризис? Понесут ли они наказание? Получат ли компенсацию владельцы просроченного товара?
          Что дальше? Ну, я не Нострадамус, но определенные догадки сделать можно. Завалы разгребут экстренно – это уже ясно и никем не скрывается, помощь будет оказана всеми, ведь по имиджу аэропорта уже нанесен страшный удар – большинство важных грузов переведены в «Домодедово», либо на другие авиакомпании – клиентам уже хоть в «Пулково», лишь бы подальше от «Москвы Карго». И без того сократившийся грузооборот авиакомпании, который вообще закрылся, будут открывать по чуть-чуть, чтобы опытным путем «нащупать» ту грань, за которой «безусловный победитель тендера» начинает «закапываться». Как мы уже знаем, верхняя, пока недосягаемая, граница искомого отрезка – это грузооборот «Аэрофлота», уменьшенный в два с половиной раза. То есть повторюсь – чтобы работать хотя бы в два с половиной раза хуже, чем старый грузовой оператор «Шереметьево Карго», победителю тендера нужно очень постараться.
          Ждем новых сводок – начатые войны должны заканчиваться, и вариант просто вернуть все назад, чтобы все снова заработало, практически невозможен. Тем временем у московских продавцов появился отличный повод дополнительно повысить цены – ну, вы же слышали, что там творится в этом «Шереметьево».
 

 
 
ОТНОСИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ ГРУЗОВ В АЭРОПОРТУ ШЕРЕМЕТЬЕВО
 
          03 сентября 2015 г. российские СМИ сообщили о коллапсе в обслуживании грузов в аэропорте Шереметьево, в результате которого произошла длительная задержка в отправке загранпаспортов российских туристов, выдаче животных и даже груза 200.
          «Шереметьево-Карго» хотело бы дать свои комментарии относительно сложившейся ситуации.
          Партнерские отношения «Шереметьево-Карго» и «Аэрофлота» длятся более 25 лет. На момент перевода рейсов «Шереметьево-Карго» успешно обслуживало все международные и внутренние рейсы авиаперевозчика. Никаких сбоев в обслуживании груза, не говоря о коллапсах, в аэропорте никогда не было.
          29 января 2015 г. «Шереметьево-Карго» получило письменное уведомление от «Аэрофлота» № 111.03-673 о том, что руководством перевозчика было принято решение прекратить обслуживания рейсов «Аэрофлота» силами «Шереметьево-Карго» с 29 августа 2015г., после чего «Аэрофлот» объявил открытый запрос предложений на оказание услуг по обработке грузов авиакомпании в аэропорту Шереметьево.
          «Шереметьево-Карго» приняло участие в конкурсе, существенно снизило собственные тарифы, предоставило информацию о наличии инфраструктуры для работы с грузом, однако решением конкурсной комиссии «Аэрофлота» победителем процедуры закупки услуг по обработке грузов на всех международных и внутренних рейсах была признана компания «Москва Карго».
          По итогам конкурса «Шереметьево-Карго» получило повторное письменное уведомление от «Аэрофлота» № 111.03-3044 от 07 апреля 2015г. за подписью Директора департамента наземного обеспечения перевозок И.В. Ивлиева о прекращении обслуживания рейсов «Аэрофлот» силами «Шереметьево-Карго» с 00 часов 00 минут 29 августа 2015 г.
          25 августа 2015 г. 18:22:45 И.В. Ивлиев направил письменные инструкции по порядку передачи оставшегося трансферного груза в «Москва Карго». Передача прошла в соответствии с заявленными требованиями, без претензий перевозчика или «Москва Карго». Обязательства «Шереметьево-Карго» перед «Аэрофлотом» были исполнены в срок и в полном объеме. Отметим, что объемы переданного груза были незначительны – за 4 дня передано менее 100 тонн груза. При среднесуточном объеме отправляемого трансфера «Аэрофлота» (с которым работало «Шереметьево-Карго») – 86 тонн. Заявление «Москва Карго» о том, что это был «накопленный и необработанный груз», не соответствуют действительности и являются попыткой снять с себя ответственность за происходящие события.
          О последствиях перевода рейсов известно из средств массовой информации. Сбойная ситуация вокруг обслуживания грузов в «Москва Карго» попала во все новостные ленты страны. Клиенты «Аэрофлота» вынуждены переводить грузы в другие аэропорты и на другие авиакомпании. «Аэрофлот» ежедневно теряет объемы грузов и по прилету и по вылету. Объем грузов за первую неделю обслуживания в «Москва Карго» упал более чем вдвое.
          Предпринятые со стороны «Москва Карго» и «Аэрофлота» меры по нормализации сложившейся ситуации не дали результатов. Итогом смены грузового оператора стало введение «Аэрофлотом» эмбарго на грузовые перевозки на части рейсов.
          ОАО «Шереметьево-Карго» сожалеет о сложившейся ситуации и понимает каждого клиента, который не смог вовремя получить или отправить свой груз. Доверие клиентов, которым располагал «Аэрофлот» в период обслуживания в «Шереметьево-Карго», к сожалению, было подорвано.
          В сложившейся ситуации нет выигравших – в результате принятого решения пострадали все. Новый оператор оказался не готовым к работе, а лица, принимавшие решение о смене обслуживающей компании, продемонстрировали полную некомпетентность.
 

КИРИЛЛ ХРАПУНИН


09.09.2015



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.027624130249023