Вестник гражданского общества

15.06.2016

Обменяли украинцев на украинцев: Афанасьев и Солошенко вернулись в Украину, а одесские сепаратисты прибыли в Москву

Юрий Солошенко, Геннадий Афанасьев и президент Украины Петр Порошенко
 
Украина добилась возвращения на родину еще двоих осужденных в России украинских граждан - Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева. Во вторник, 14 июня, их обменяли  на двух фигурантов дела о сепаратизме в Одесской области, тоже граждан Украины  - Олену Глищинскую и Виталия Диденко.
 
Самолет с Геннадием Афанасьевым и Юрием Солошенко вылетел из Москвы около 15 часов и по дороге в Киев сделал остановку в Харькове для дозаправки. В аэропорту "Борисполь" самолет с недавними узниками приземлился на специальную площадку Министерства обороны, после чего обоих освобожденных украинцев в сопровождении кортежа повезли в больницу Научно-практического центра профилактики и клинической медицины в Киеве, где они пройдут медицинское обследование и, если нужно, лечение. Состояние здоровья освобожденных украинцев тяжелое: Солошенко страдает онкологическим заболеванием, а у Афанасьева выявлено заболевание крови.
 
На борту самолета украинцев сопровождали пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко и первый заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко.
 
Президент Украины Петр Порошенко, встречая возле Научно-практического центра профилактической и клинической медицины освобожденных Афанасьева и Солошенко, заверил, что Украина приложит все усилия для возвращения на Родину всех украинских граждан, удерживаемых в России и на оккупированной части Донбасса. Порошенко отметил, что освобождение стало возможным благодаря, в том числе, минскому процессу.
 
Первый зампредседателя Верховной Рады Ирина Геращенко подчеркнула, что Украина добивается скорейшего освобождения 25 заложников на Донбассе, у которых проблемы со здоровьем.
 
"Мы боремся за освобождение как минимум еще 25 наших мужчин, это очень тяжелая работа, но мы приложим все усилия, чтобы все, кто находится на оккупированном Донбассе, это не 25, это намного больше людей, мы хотим освободить в первую очередь больных", - сказала она.
 
По словам Геращенко, украинской стороне известны их имена и местонахождение. "К сожалению, все ключи от всех тюрем находятся в Кремле", - указала она.
 
Сам Юрий Солошенко заявил, что большую надежду на свое освобождение возлагал на работу трехсторонней контактной группы, которая работала в Минске. В то же время, по его словам, вера в то, что он сможет вернуться в Украину, появилась только 25 мая, когда он прочел в одной из газет заверение президента Украины Петра Порошенко о том, что Солошенко и Афанасьев вернутся в Украину.
 
"Я ждал этой минуты. Верил и надеялся, что она наступит, несмотря на то, что мне все время угрожали, что моя страна меня забыла, что консул отказывается со мной встретиться, что мне будет лучше, если я приму гражданство России и тогда будет все в порядке, потому что меня возьмут под защиту не как обвиняемого, а как свидетеля", - рассказал Солошенко на совместном брифинге с Афанасьевым и Порошенко во вторник 14 июня в Киеве.
 
При этом он отметил, что сценарий инкриминируемого ему преступления "писался в кабинетах ФСБ". "Они ни разу не отступили о того сценария, который написали", - сказал Солошенко.
 
Он поблагодарил главу государства и всех причастных к процессу его освобождения за проделанную работу.
 
"Мы все должны делать все, чтобы те наши граждане, которые сейчас томятся в камерах, чтобы они вернулись домой, они тоже ждут нашей помощи, и я верю в то, что они будут с нами", – подытожил Солошенко.
 
В свою очередь, Афанасьев обратился к иностранным журналистам с просьбой не отказываться от давления на РФ с помощью санкций, потому что именно благодаря такой поддержке он оказался на свободе.
 
"Я прошу не отказываться от санкций, продолжить эту политику, не отменять никакие из них. Потому что также благодаря вам, властям других стран, мы здесь. Спасибо вам!", - сказал он.
 
Афанасьев также сказал, что надеется, что в ближайшее время на свободе окажутся Олег Сенцов, Александр Кольченко "и другие политарестанты", в настоящее время находящиеся в РФ.
 
Адвокат украинских политзаключенных в России Николай Полозов, который находится в Киеве, прокомментировал агентству "Укринформ" ситуацию с возвращением украинских политзаключенных на Родину.
 
"Освобождены еще два заложника. Трое освобожденных – это уже системный случай, практика. Но нужно понимать, что с остальными политзаключенными будет тяжелее", - считает Полозов.
 
Адвокат пояснил, почему Кремль сейчас позволил Геннадию Афанасьеву и Юрию Солошенко вернуться на Родину. "Они оба больны. Издержки для кремлевской власти от их возможной смерти в России в заключении были бы намного выше, чем в ситуации обмена. Будем надеяться, что в условиях срочного, интенсивного оказания медицинской помощи состояние здоровья Афанасьева и Солошенко улучшится", - сказал он.
 
Как сообщает 14 июня пресс-служба президента РФ, Владимир Путин подписал указ о помиловании Геннадия Афанасьева, "осужденного 17 декабря 2014 года Московским городским судом, освободив его от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы". Другим указом он помиловал Юрия Солошенко, "осужденного 14 октября 2015 года Московским городским судом, освободив его от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы".
 
Геннадий Афанасьев в России был приговорен к 7 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Его признали виновным "в терроризме".
 
Афанасьев был задержан в Крыму по обвинению в участии в террористической группе и подготовке терактов. Он заключил соглашение со следствием и дал показания против Олега Сенцова и Александра Кольченко. Однако в суде над "крымскими заложниками" он отказался от своих показаний и заявил, что они были даны под пытками. Афанасьев был направлен отбывать наказание в Республику Коми, но последний месяц вместе с Солошенко провел в Лефортово, ожидая возвращения на Родину.
 
Как отметил адвокат Афанасьева Александр Попков, несмотря на прошение, его подзащитный вины не признал.
 
73-летнего бывшего директора оборонного завода "Знамя" в Полтаве Юрия Солошенко осудили в России на шесть лет лишения свободы по обвинению в шпионаже. На его деле стоит гриф "секретно", и за что почти два года держали в российской тюрьме украинского гражданина, мало кому известно.
 
В августе 2014 Солошенко с полтавского железнодорожного вокзала поехал в Россию по делам. Через несколько дней семья потеряла с ним связь - телефон был отключен. Российские друзья говорили, что Солошенко поехал на вокзал, чтобы вернуться в Украину. Однако домой Юрий так и не вернулся. Позже стало известно, что Солошенко задержан в Москве.
 
14 октября 2015 года Мосгорсуд вынес приговор Юрию Солошенко: шесть лет колонии строгого режима за шпионаж в пользу Украины. В приговоре говорится, что Солошенко собирался приобрести детали для зенитно-ракетного комплекса «С-300» и с этой целью дважды приезжал в Москву — в мае и в августе 2014 года, когда он и был задержан.
 
Обвиняемый признал себя виновным через девять месяцев после ареста в обмен на обещание условного срока. Следователь Солошенко обманул: ему дали реальный срок, правда, учли признание вины, возраст и приговорили к наименьшему наказанию, возможному по статье о шпионаже. Солошенко отказался оспаривать приговор в надежде на обмен.
 
Корреспондент "Открытой России" Зоя Светова  обратилась за комментарием к военному эксперту Игорю Сутягину, который в прошлом был осужден за госизмену на 14 лет строгого режима и обменян на российских граждан, арестованных за шпионаж в США. Сутягин утверждает, что приборы, о которых идет речь в приговоре суда над Солошенко, являются общеизвестными и общедоступными. 
 
"Все три вмененные Солошенко по приговору суда приборы (клистрон генераторный пролетный КГ-3, клистрон усилительный непрерывного действия КУ-137, клистрон усилительный импульсного действия КИУ-43) выпускались уже давно (КУ-137 — так 1988 года выпуска продают со склада), секрета не составляют ни для России, ни для Украины. На Украине эти клистроны если и не производят, то как их чинить и восстанавливать, — а это процесс очень сходный с производством, — точно знают неплохо, об этом говорится на сайте ПО «Завод Генератор» в Киеве. Кроме того, их можно купить в открытой продаже в России", - рассказал Сутягин "Открытой России".
 
Как отмечает Радио Свобода, важное отличие обмена Солошенко и Афанасьева от дела Надежды Савченко состоит в том, что они сами написали прошение о помиловании, а за Савченко это сделали родные якобы убитых ею сотрудников телеканала "Россия-1". Интерфакс сообщает со ссылкой на пресс-службу президента России, что Владимир Путин подписал эти прошения,  "руководствуясь принципами гуманности".
 
 

Виталий Диденко и Елена Глищинская в аэропорту Внуково. Фото: kp.ru
 
Также во вторник, 14 июня, в Москву рейсом ГТК "Россия" прибыли граждане Украины Елена Глищинская и Виталий Диденко, которых Россия обменяла на Солошенко и Афанасьева. Елена Глищинская прилетела вместе с грудным ребенком, которого она родила во время содержания под стражей. По версии украинской стороны, обвиненные в сепаратизме Глищинская и Диденко принимали участие в деятельности "Народной рады Бессарабии".
 
Телеканал "Дождь" рассказал, что известно о выданных России украинцах.
 
Граждане Украины Виталий Диденко и Елена Глищинская были задержаны в конце апреля 2015 года. На родине они обвинялись в участии в организации "Народная рада Бессарабии", которая, по версии правоохранительных органов Украины, создавала условия для отделения южных районов Одесской области.
 
Виталий Диденко известен как создатель и главный редактор одесского городского интернет-издания «Инфоцентр».
 
При аресте он попытался сбежать от сотрудников СБУ, прыгнув из окна третьего этажа, но получил переломы. При обыске у него был обнаружен кокаин, а также "планы по отделению Бессарабии" — южной части Одесской области — от Украины и созданию независимой республики.
 
В июле 2015 года против него возбудили уголовное дело по статье "посягательство на территориальную целостность Украины". По версии следствия, с января по апрель 2015 года Диденко, будучи редактором интернет-портала, "умышленно создавал предпосылки для дальнейшего незаконного провозглашения государственного образования с названием „Бессарабия“ на территории Арцизского, Белгород-Днестровского, Болградского, Саратского, Тарутинского, Татарбунарского, Ренийского, Килийского, Измаильского районов Одесской области".
 
В ходе следствия Диденко признал свою вину и был осужден на три года. Наказание отбывал в колонии Ровенской области. Накануне отбытия в Россию, он был помилован президентом Украины Петром Порошенко.
 
Елена Глищинская — одесская журналистка и пиарщица, директор телекомпании "Новая волна". Ей было предъявлено обвинение в подготовке и участии в организации объявления автономии Бессарабии. По мнению следствия, она, как и Диденко, в составе "Народной рады Бессарабии" занималась созданием условий для формирования недовольства действующей властью и автономизации южных территорий Украины. По мнению СБУ, она сотрудничала с российскими спецслужбами.
 
Сама Глищинская обвинения в сепаратизме отрицает. "Это не имеет ничего общего с действительностью", — заявила она в интервью "РИА Новости", которое дала по прибытию в Россию 14 июня. Она заверила, что считает свое дело политическим. "Конечно, да, это чисто политическое дело, это охота на так называемых сепаратистов", — заявила Глищинская. Движение "Народная Рада Бессарабии", которое, по версии СБУ, занималось экстремистской деятельностью, она называет неполитическим.
 
"Это национально-культурное движение, не связанное с политикой, но власти посчитали, что это не соответствует общей политической линии", — сказала она.
 
Такое же мнение высказывает и Диденко. "Мы граждане Украины, которые просто придерживаются альтернативной линии на определенные общественно-политические процессы, которые были в стране".
 
Дело Глищинской вызвало общественный резонанс. 21 апреля 2016 года Европейский суд по правам человека принял решение о том, что Елену Глищинскую необходимо срочно перевести из СИЗО в медицинское учреждение, но оно было проигнорировано.
 
Суд над Глищинской длился более года (все это время она находилась в СИЗО), но приговор ей так и не был вынесен. В тюрьме подсудимая родила третьего ребенка.
 
12 июня, как сообщает украинское издание "Таймер", Глищинская была освобождена из СИЗО по состоянию здоровья под "личное обязательство".
 
Как отмечают правозащитники, Глищинской приговор вынесен не был, а значит, для дальнейшего обмена заключенными достаточно лишь политической воли сторон.
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.020330190658569