Вестник гражданского общества

06.11.2015

Скажи мне, кто Шарли, и я скажу, кто ты

Из Twitter Михаила Ходорковского
 
Французский сатирический журнал Charlie Hebdo вновь стал причиной международного скандала. В свежем номере журнала, на последней странице, в  рубрике «Обложки, которых вы избежали» опубликованы два сатирических рисунка на тему  крушения российского пассажирского самолета в Египте. Как и подразумевает название, в этом разделе обычно публикуются варианты рисунков, которые были предложены сотрудниками редакции для оформления титульной страницы выпуска, однако были отвергнуты.
 
На первой картинке изображен бородатый мужчина в восточной одежде и с автоматом, на которого падают обломки самолета, а также один из пассажиров самолета. Подпись сообщает: «ИГИЛ: Россия интенсифицирует бомбежки».
 
Вторая картинка озаглавлена «Опасности российских лоукостов» и обыгрывает французский скандал в связи с незаконным оборотом наркотиков с участием двух пилотов, арестованных в Доминиканской республике. Скандал, который косвенно связали с именем экс-президента Николя Саркози, в СМИ прозвали «Air Cocaine». На рисунке изображен череп на фоне горящего самолета, говорящий: «Надо было мне лететь Air Cocaine».
 
Власти России очень бурно отреагировали на сатиру  Charlie Hebdo. В Госдуме по сложившейся там традиции предложили внести издание в список экстремистских материалов и запретить.
 
Депутат Госдумы и лидер партии «Родина» Алексей Журавлев заявил: «Я считаю, что такой безобразный и русофобский жест французских медиамаргиналов - не просто человеконенавистническое скотство, но и прямое подстрекательство к терроризму и убийству людей. Французские власти должны закрыть поганый журнал, если не хотят быть соучастниками подобных преступлений. А в России Charlie Hebdo необходимо внести в список экстремистских материалов и официально запретить».
 
Первый зампредседателя Госдумы Иван Мельников (КПРФ) в интервью «Интерфаксу» сообщил, что публикация Charlie Hebdo о трагедии с самолетом - это «по своей сути не сатира, а грязная издевка, и оценивать все это можно только как вопиющий цинизм». По его словам, хотелось бы, чтобы такую оценку дало прежде всего общественное мнение Франции, «а нам не пришлось бы обобщать свои оценки до всей Западной Европы».
 
Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков также осудил творчество карикатуристов. По его мнению, Россия обязана довести до руководства Франции свою позицию в отношении карикатур.
 
Совет Федерации тоже не остался в стороне. Член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов свое мнение о публикации в сатирическом журнале высказал «Рен-ТВ». Сенатор назвал карикатуры кощунством и глумлением над памятью тех, кто стал жертвой этой катастрофы. «Глумиться над катастрофой, которая произошла на Синае, недопустимо. Стремление к оригинальности Charlie Hebdo попросту повергает в шок. Невольно вспоминаешь трагедию, которая произошла в январе 2015 года в самом издательстве. Мне кажется, журналисты сами провоцируют на насильственные действия», - заключил Морозов.
 
В Кремле публикацию во французском журнале назвали неприемлемым кощунством.
 
«По-нашему, у нас в стране это называется очень емким словом "кощунство", это не имеет отношения ни к демократии, ни к самовыражению. Это кощунство», - цитирует пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова «Интерфакс».
 
Песков также сказал, что «хотя времени мало было, порылся вместе с коллегами, мы попытались найти карикатуры на сотрудников журнала Charlie Hebdo, которые были расстреляны террористами… Мы не смогли их найти. Если они были опубликованы - это тоже кощунство. По крайней мере, так принято считать у нас в стране».
 
Представитель Кремля также усомнился, что издание типа Charlie Hebdo смогло бы существовать в РФ и нашло бы здесь поддержку. «Это весьма спорное издание, и многие не воспринимают это издание, многие чувствуют себя оскорбленными в связи с публикациями этого издания», - сказал журналистам пресс-секретарь президента. По мнению Пескова, «такие издания, наверное, абсолютно неуместны в нашей общественной системе, в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране».
 
При этом Песков отметил, что Charlie Hebdo - это «неофициальное издание и достаточно малотиражное».
 
Действительно, до теракта в 2015 году общий проданный тираж издания не превышал 28 тысяч экземпляров и газета переживала трудные времена. Однако после трагедии число подписчиков газеты увеличилось в 20 раз и составило около 200 тысяч человек. А первый номер газеты, выпущенный после теракта, разошелся рекордным тиражом в 7,3 млн экземпляров.
 
Рисунки журнала также не получили одобрения в Министерстве иностранных дел. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на своей странице в Facebook назвала карикатуры «мракобесием» и «низкопробной провокацией, целью которой является повышение собственных рейтингов».
 
«Еще кто-то Шарли?» - написала Захарова в своем Facebook, имея в виду резонансную акцию «Я – Шарли» (Je suis Charlie), прошедшую после теракта в редакции журнала.
 
Тем временем, российские пользователи микроблога Twitter публикуют сообщения с тэгом «ЯНеШарли», в котором выражают свое недовольство журналом.
 
Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов назвал рисунки о крушении самолета на Синае оскорбительными. «То, что сделали наши французские коллеги, эти карикатуры - это оскорбительно, потому что беда - она везде беда, и в сегодняшнем мире сочувствие, сопереживание и взаимопомощь - самый лучший путь в эпоху глобализации», - заявил Богданов «Интерфакса».
 
Богданов пообещал поговорить с редакцией журнала, а также продолжить дискуссии с международными журналистскими организациями под эгидой ОБСЕ в Вене.
 
Глава СЖР при этом заявил, что российские власти ведут себя после катастрофы деликатно, а Запад делает «громкие заявления». «Все сейчас обратили внимание на то, как деликатно в эти трагические дни ведет себя российская власть и общество. Нет никаких угроз, наоборот, власти требуют провести максимально объективное и детальное расследование произошедшего, несмотря на то, что американцы и англичане уже начали делать громкие заявления о терроризме», - заключил Богданов.
 
Комиссия Общественной палаты (ОП) по развитию общественной дипломатии обратилась в Европейскую федерацию журналистов и к комиссару Совета Европы по правам человека с просьбой дать правовую оценку карикатурам журнала Charlie Hebdo на крушение российского самолета в Египте.
 
Глава комиссии Елена Сутормина заявила, что публикации журнала - это «пиар на крови» и «хладнокровная циничная технология для продвижения издания». «Необходима реальная административная ответственность, например, крупные штрафы», - цитирует Сутормину «Интерфакс».
 
Главный редактор сатирической газеты Charlie Hebdo Жерар Биар заявил, что понятия кощунства, за которое в официальной России раскритиковали два рисунка о крушении А321, для редакции Charlie Hebdo не существует, поскольку она является «светской, демократической и атеистической». Об этом он рассказал в интервью русской службе RFI в пятницу, 6 ноября.
 
«Я этого просто не понимаю. Мы — светская, демократическая и атеистическая газета. Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения. Мы комментируем новости, как и все другие издания», — ответил Жерар Биар на слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, что карикатуры о крушении А321 являются кощунством.
 
«В Кремле пытаются отвлечь таким образом внимание от других проблем, предоставляя российским гражданам такую отдушину», — добавил он.
 
Кроме того, Жерар Биар подчеркнул, что изображения о крушении А321 не имеют целью осмеять жертв или факт трагедии и не являются карикатурами. «На этих рисунках нет карикатурных персонажей. Мы просто комментируем событие и показываем свой взгляд на него. И мы делаем это каждую неделю», — сказал он.
 
С ним согласен и российский карикатурист Андрей Бильжо. В интервью русской редакции RFI он сказал следующее:
 
«Я считаю, что рисовать можно абсолютно про все. Любой художник берет на себя ответственность и рисует все, что он хочет рисовать. А реагирует на это каждый по-своему. Один понимает, другой не понимает, третий хочет смотреть, четвертый не хочет. Мало ли чего выходит в мире, и какие направления существуют. Для меня Charlie Hebdo — это циничное издание. Карикатуры — это не только шутка, юмор, сатира, это еще и раздражающий фактор. И они ставят перед собой цель быть подчеркнуто циничными и раздражать общество.
 
Для меня странно, что такая огромная страна, как наша, позиционирующая себя как сильное государство, обращает внимание на такие мелочи, как газета в Париже. Ощущение, что живу в Париже, потому что разговоры только об этом».
 
На сайте французского посольства в Москве опубликовано официальное заявление представителя МИД под названием «Карикатуры в прессе в связи с аварией самолета на Синае».

«Во Франции журналисты свободно выражают свои мнения, которые не всегда совпадают с позицией французских властей», — говорится в заявлении.
 
«В субботу, — напоминают французские дипломаты, — как только мы узнали об этой страшной трагедии, мы были в числе первых, выразивших соболезнования руководству и народу России».
 
«Франция направила к месту аварии экспертов из Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA), которые в настоящее время продолжают работать совместно с египетскими и российскими коллегами», — добавляют представители французского МИД.
 
Рейс компании «Когалымавиа» 9268, направлявшийся в Петербург из Шарм-эш-Шейха, разбился вскоре после вылета на севере египетского полуострова Синай. На борту лайнера Airbus A321 было 224 человека, в том числе 25 детей. Почти все погибшие - россияне. Также на борту было четверо граждан Украины и один - Белоруссии. Официальная причина катастрофы по-прежнему неизвестна. За последние дни на Западе все чаще говорят о том, что крушение A321 могло произойти в результате теракта.
 
Французский еженедельный сатирический журнал Charlie Hebdo известен тем, что публикует карикатуры на темы, которые многие считают запретными для сатиры в принципе, отстаивая, таким образом, право на свободу слова. За это журналисты Charlie Hebdo неоднократно подвергались нападкам. 7 января 2015 года на офис редакции в Париже напали двое вооруженных автоматами людей,  были убиты 12 человек, включая главного редактора журнала. По сообщениям СМИ, нападение произошло спустя несколько часов после появления в Twitter издания карикатуры на одного из лидеров группировки ИГИЛ.
 
Нападение на редакцию Charlie Hebdo вызвало волну протестов под лозунгом Je suis Charlie (Я – Шарли). В Париже прошёл грандиозный марш в память о жертвах терактов, в котором приняли участие несколько десятков глав государств мира, в частности Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Польши, Украины и других. От России присутствовал глава МИД Сергей Лавров.
 
В России реакция на убийство журналистов была разная. Многие блогеры присоединились к международной акции «Я – Шарли». Представитель Московского Патриархата заявил, что терроризм не может быть оправдан, но участники кампании «Я – Шарли» ошибочно, по его мнению, ставят свободу слова выше чувств верующих. Роскомнадзор призвал российские СМИ воздержаться от публикации карикатур на религиозные темы.
 
17 января 2015 года в столице Ингушетии городе Магас состоялся многотысячный митинг против карикатур на пророка Мухаммеда. 19 января Глава Чечни Рамзан Кадыров организовал в Грозном марш против карикатур на пророка Мухаммеда, собравший, по данным МВД России, более миллиона человек.
 
Известный общественный деятель и противник режима Путина Михаил Ходорковский призвал российские СМИ в знак солидарности с коллективом Charlie Hebdo опубликовать карикатуры из этого журнала. В ответ на это Рамзан Кадыров объявил Ходорковского своим личным врагом.
 
Убийство в феврале этого года популярного российского оппозиционного политика Бориса Немцова возле стен Кремля поначалу пытались объяснить местью за «оскорбление чувств верующих» за его поддержку Charlie Hebdo, но эта версия оказалась совершенно несостоятельной.

Михаил Ходорковский и на этот раз не остался в стороне, в своем Twitter он опубликовал рисунки Charlie Hebdo, вызвавшие такую бурную реакцию у российской власти и сопроводил их словами: «Увы. Приличные люди гибнут при терактах и у нас и во Франции. А выживают не всегда лучшие».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.018471956253052