Вестник гражданского общества

07.07.2015

Российская власть избавляется от нежелательных для себя зарубежных НКО

Совет Федерации России во вторник, 7 июля, обнародовал «патриотический стоп-лист», в который вошли 12 зарубежных неправительственных организаций.

В списке, который раздали журналистам, оказались:
«Открытое общество» (Фонд Сороса)
Национальный фонд демократии
Международный республиканский институт
Национальный демократический институт по международным вопросам
Фонд Макартуров
Freedom House
Фонд Чарльза Стюарта Мотта
Фонд образования для демократии
Восточноевропейский демократический центр
Всемирный конгресс украинцев
Украинский всемирный координационный совет
Крымская полевая миссия по правам человека
.

Ожидается, что Совет Федерации одобрит этот список 8 июля и передаст в Генпрокуратуру, Минюст и МИД РФ. Сенаторы рассчитывают на то, что ведомства проверят эти организации на предмет соответствия их деятельности российскому законодательству.

Список Совфеда частично совпадает с оглашенным в Госдуме в конце июня списком лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского, в котором оказалось 20 организаций, преимущественно американских.

В список Жириновского помимо вошедших в «патриотический стоп-лист» Совфеда, вошли также Британский совет, грузинский Фонд Кавказа, американский фонд IREX, Американские советы по международному образованию, Институт Адама Смита, норвежская экологическая организация «Беллона», а также Совет «Гринпис». Везде, где этим организациям разрешили работать, произошли революции, пояснил Жириновский. В пример он, в частности, привел Грузию, Молдавию, Украину и Армению. 

Председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас, представлявший «патриотический стоп-лист» на сегодняшнем заседании Верхней палаты парламента, попросил поставить этот вопрос в начало заседания, чтобы событие «попало в утренние новостные обзоры» телеканалов.

Затем Клишас объявил следующую часть заседания закрытой для прессы и попросил остановить его трансляцию, но трансляция была продолжена. Поэтому о согласовании «патриотического стоп-листа» с ФСБ и Генпрокуратурой стало известно СМИ.

«Я разговаривал с Чайкой - он в курсе по этому вопросу, разговаривали с ФСБ - они все в курсе, понимают. Мы со всеми всё проговорили, они свою реакцию тоже - с МИДом - они свою часть тоже понимают», - приводит слова Клишаса агентство РБК.

«С учетом всех данных, которые нам дали правоохранительные органы, мы остановились на 12 организациях, исключив большую массу организаций, по которым были какие-то вопросы, — объяснял коллегам Клишас.

Накануне обнародования списка «нежелательных» организаций спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что он составлен из-за обращений из регионов, власти которых озабочены тем, что на их территории работают иностранные организации, у которых нет даже российских филиалов. По мнению Матвиенко, этот список сделает работу неправительственных организаций прозрачной для общественных организаций и структур власти.

Закон о нежелательных в России иностранных и международных организациях был подписан президентом Путиным 23 мая этого года. По нему «нежелательной» может быть признана организация, которая угрожает конституционному строю, обороноспособности или безопасности России. Внесение в список нежелательных НПО проводится по согласованию с Генпрокуратурой и МИД.

В случае попадания в список нежелательных организаций их счета будут заморожены, а дочерние отделения закрыты. Если иностранные НКО будут работать в России вопреки запрету, их сотрудникам грозит наказание вплоть до восьми лет лишения свободы. За сотрудничество с нежелательными организациями будут штрафовать и граждан, и банки.

Как несложно заметить, в представленный Советом Федерации список «нежелательных» организаций, которым вскоре будет запрещено работать в России, помимо правозащитных организаций Украины, с которой Россия уже более года ведет необъявленную войну, входят те самые фонды, которые в течение многих лет выделяли гранты на российское гражданское общество, на множество правозащитных проектов: на помощь заключенным, беженцам, на защиту в суде, на круглые столы, семинары, на все то, что в последнее время стали считать «происками Госдепа и ЦРУ». Об этом пишет на сайте «Открытой России» журналист и правозащитник Зоя Светова. 

«Увидев в нарождающемся гражданском обществе «оранжевую угрозу», власть инициировала закон об «иностранных агентах», начались долгие, изнурительные судебные разбирательства, но НКО, даже будучи признаны «иностранными агентами» или без пяти минут «агентами», ухитрялись выживать», - считает Зоя Светова.

По ее мнению, принятие закона о нежелательных в России иностранных и международных организациях, в первую очередь, ударит по российским общественным организациям.

«Что это значит для сотен российских НКО, которые раньше получали гранты от этих фондов? Им придется увольнять людей, сворачивать работу, перепрофилироваться в управдомы.

Тысячи людей останутся без помощи. Им придется обращаться за помощью в псевдоправозащитные организации, в так называемые ГОНГО («Государством организованные негосударственные организации» (англ. Government-Organized (или Operated) Non-Governmental Organization), аббревиатура для обозначения номинально неправительственных общественных объединений, созданных по инициативе и/или участии властей, и работающих на интересы государства. – Прим. ред.).

Помогут ли им там? Вряд ли», - считает Зоя Светова.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.024369955062866