Вестник гражданского общества

25.05.2015

Правозащитники в России нежелательны

Депутат Госдумы от ЛДПР Виталий Золочевский

Репрессивный Закон о нежелательных организациях уже нашел первые жертвы. Как и ожидалось, ими стали правозащитные организации.

Депутат от ЛДПР Виталий Золочевский отправил сегодня запрос в Генпрокуратуру с просьбой дать указание о проведении проверки организаций Фонд Карнеги, Transparency International, Human Rights Watch, Amnesty International и фонда «Мемориал» «на предмет представления ими угрозы основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства».

В случае выявления и подтверждения такой информации депутат просит признать эти организации нежелательными на территории России и принять меры прокурорского реагирования в соответствии с действующим российским законодательством.

«Закон о нежелательных организациях принят. Я посчитал, что, наверно, эти организации стоит проверить, возможно, там есть признаки, по которым они могут быть признаны нежелательными. Пусть генпрокурор решает», — пояснил депутат Золочевский РБК.

«Новая газета» приводит основные этапы биографии депутата Виталия Золочевского, 28 лет:
«В политике с 16 лет», начинал с работы в штабе Ярослава Нилова (ЛДПР), стажировался в центральном аппарате ЛДПР и в 2011 году стал депутатом Госдумы. Окончил Московский пограничный институт ФСБ России.

Президент Владимир Путин подписал закон о нежелательных организациях в субботу, 23 мая. По закону, нежелательной может быть признана неправительственная организация, которая представляет угрозу безопасности государства и основам конституционного строя. Согласно документу, по согласовании с МИД России власти смогут запрещать деятельность нежелательных организаций на территории России. Решение будет приниматься генеральным прокурором или его заместителями. В случае внесения в список нежелательных организаций счета организаций будут заморожены, а расположенные в Москве дочерние отделения закрыты. Информация о включении иностранной организации в список нежелательных будет появляться на сайте Минюста.

Представители НКО, которые просит закрыть депутат Госдумы Виталий Золочевский, с недоумением восприняли его инициативу. РБК приводит их высказывания по поводу самого закона и запроса в Генпрокуратуру ретивого депутата.

Член правления Международного правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» Александр Черкасов:

Этот закон к праву отношения не имеет, он был бы интересен какому-то исследователю нравов первобытных племен Новой Гвинеи, в котором член племени называется проклятым. Было ясно, что закон делался для правоприменения, даже если инициаторы не собирались так быстро его применять. Это свойство любой советской кампании, всегда найдется передовик — в Думе толпа депутатов, которые толкутся за право быть первыми в такой истории.

Программный директор по России международной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина:

Я не воспринимаю письмо уважаемого господина депутата всерьез, и надеюсь, что всерьез его не воспримет и Генпрокуратура. Ведь это письмо помимо всего прочего демонстрирует удивительную безграмотность уважаемого господина депутата, который ссылается на только что подписанный господином президентом закон о «нежелательных организациях». Начать с того, что в списке господина депутата из пяти перечисленных организаций только три являются международными, а две, «Мемориал» и «Трансперенси Интернешнл — P» — российскими. Так что, наверное, господин депутат не очень хорошо понимает, о чем он пишет в Генеральную прокуратуру, и демонстрирует лишь свою исключительную лояльность — президент же закон подписал.

Замдиректора центра «Трансперенси Интернешнл — P» Андрей Жвирблис:

Об инициативе депутата Золочевского ничего не слышал. Российский центр не является международным, поэтому не подпадает под действие закона.

Директор представительства Amnesty International в России Сергей Никитин:

Ничего, кроме недоумения, это письмо не вызывает, никаких чувств. Что касается самого закона, который был подписан президентом, то в нем говорится о возможности закрытия организаций, чья деятельность угрожает обороноспособности, безопасности и основам конституционного строя. Ни тем, ни другим, ни третьим Amnesty International или другие упомянутые организации не занимаются. Остается вопрос, зачем малоизвестному депутату потребовалось закрытие уважаемых во всем мире организаций. С изумлением следим за тем, как депутат, представляющий в Думе Владимирскую и Белгородскую области, этим занимается, может быть, его избиратели очень довольны его деятельностью, и ему не остается ничего больше делать.

Глубокую обеспокоенность принятым в России законом о «нежелательных» иностранных и международных организациях, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным в минувшую субботу, выразили Госдепартамент США, глава представительства Евросоюза в России, МИД Великобритании, российские и иностранные правозащитники. Все они видят в этом законе инструмент для создания ограничений гражданского общества в России, который приведет к изоляции российских граждан от остального мира.

МИД России уже отреагировал на эту критику - в своем «фирменном» стиле. Уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в своем Twitter написал:

«США вновь назойливо поучают граждан суверенного государства демократии и правам человека.

Это - очередное свидетельство масштабных и острых проблем в США с правами человека и принципом верховенства права.

А демократическое развитие РФ будет успешно продолжаться в строгом соответствии с международными обязательствами страны и без желчных подсказок извне».

Ранее Закон о нежелательных организациях подвергался критике со стороны правозащитников. В марте президентский совет по правам человека направил негативное заключение на законопроект. По мнению СПЧ, законопроект нарушает несколько статей Конституции.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.026696920394897