Вестник гражданского общества

20.11.2015

«Во всём поддержим нашего президента» сообщило Федеральное собрание РФ

Фото: EPA

20 ноября в Москве прошло объединенное заседание Государственной Думы и Совета Федерации. К депутатам Федерального собрания присоединились также представители крупнейших религиозных конфессий, региональные законодатели и общественники.
 
Таким составом российские законодатели собираются редко и по значительным поводам. В прошлый раз на общее собрание депутаты обеих палат российского парламента собирались накануне присоединения Крыма к России. От сегодняшнего сборища ожидали обсуждения не менее глобальных проблем. Накануне в СМИ всплывали различные предположения о том, какое судьбоносное решение примут законодатели на этот раз: начало российской наземной операции в Сирии; закрытие границ; отмена моратория на смертную казнь? К счастью для всего человечества, ни одно из них не подтвердилось. По всей видимости, сегодняшнее мероприятие было чисто церемониальным.
 
Правда, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов все же заявил, что фракция его партии будет требовать возобновления смертной казни. Миронову аплодировали, но еще в течение встречи представители Кремля дали понять, что ими это не планируется.
 
Накануне мероприятия ходили слухи, что его посетит Владимир Путин. Президент в Колонном зале Дома союзов, где проходило «историческое» (так его называли сами участники) заседание двух палат парламента, не появился, однако почти все выступающие все равно обращались к нему.
 
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко задала тон выступлений, сказав, что президент Путин «делает все возможное и невозможное», чтобы защитить страну. Почти все последовавшие выступления на двухчасовой объединенной парламентской сессии состояли из славословий президента Путина. «Парламент во всем поддержит президента», - сказал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. «Путин сумел сплотить весь народ», - утверждал руководитель фракции «Единой России» в ГД Владимир Васильев. О поддержке президента сообщили руководитель КПРФ Геннадий Зюганов и председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин призвал сплотиться вокруг Путина. «Помогать нашему лидеру» призывал с трибуны Колонного зала Дома Союзов Александр Бречалов из Общественной палаты РФ.
 
Поскольку все участники заседания в Колонном зале говорили практически одно и то же, пересказывать их выступления бессмысленно. «Медуза» составила из текстов этих выступлений краткий конспект из общих тезисов, который мы и процитируем.
 
«Нужно объединяться. Объединение — ключ к успеху в борьбе с терроризмом. Объединяться должно и общество внутри России, и мировые силы, которые противостоят запрещенному в РФ «Исламскому государству». Парламентарии намекали, что внутри страны объединяться надо вокруг фигуры Владимира Путина, а за ее пределами — вокруг РФ, потому что «действия России [в отличие от действий коалиции под руководством США] являются безупречными» (слова сенатора Андрея Клишаса). И Госдума, и Совет Федерации обещали поддерживать все антитеррористические инициативы президента. «Вместе мы победим, как побеждали наши отцы и деды», — говорится в резолюции, принятой по итогам встречи.
 
В сирийском кризисе виноват Запад. Запад «выкормил» международный терроризм, он породил «искусственные конфликты», в том числе на Украине, вмешивался в суверенные дела государств на Ближнем Востоке. Ко многим государствам не из этого региона Запад применяет двойные стандарты. Особо был возмущен спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который считает, что у политических элит некоторых западных стран «проблемы с моралью». Таким образом он охарактеризовал тот факт, что ЕС не хочет снимать санкции в отношении России.
 
Террористы — это нелюди. За полтора часа их как только не называли: «монстрами», «отщепенцами», «безбожниками без национальности», «существами» и т. п.
 
К террористам должны применяться особые законы. По словам депутатов и сенаторов, по поводу террористов необходимо созвать международный трибунал и провести процесс наподобие Нюрнбергского. Были предложения и более прикладного характера: судить террористов без срока давности, помилования и амнистии, лишать гражданства за участие в террористических организациях, аннулировать загранпаспорта у тех, кто уехал воевать. Еще одно предложение — содержать осужденных террористов в отдельных исправительных учреждениях, чтобы они не могли рекрутировать сторонников в тюрьмах и колониях. В целом, собравшиеся согласились, что российские законы в отношении террористов придется ужесточать: соответствующий пакет поправок уже 20 ноября отправится в Совбез.
 
Надо наказывать не только террористов, но и их сообщников. В совместной резолюции парламентариев говорится, что необходимо наказывать всех, кто участвует в любых финансовых отношениях с террористами — покупает у них сырье или предметы искусства, продает им оружие. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов дополнительно предложил уничтожать места добычи нефти на территории, подконтрольной ИГ».
 
Все эти выступления, убеждавшие коллег и журналистов в том, что надо жить хорошо и непременно бороться со злом, оставляют впечатление, что любые законодательные инициативы Кремля в области борьбы с террором будут одобрены парламентом так же быстро и без ненужных вопросов, как это было с решением о начале воздушной кампании в Сирии. К такому выводу пришел корреспондент Би-би-си Олег Болдырев.
 
Его догадку подтвердил руководитель фракции «Единой России», зампред Госдумы Владимир Васильев,  сказавший корреспонденту Би-би-си после заседания следующее: «Мы в плане той политической позиции, которую озвучил президент на юбилейной ассамблее ООН, едины. Все об этом говорили. Мы для этого и собирались – еще раз почувствовать, как наше общество едино».
 
По итогам «исторического» заседания обе палаты Совета Федерации выпустили заявление о необходимости ужесточения уголовной ответственности за терроризм, а также усиления мер по обеспечению безопасности гражданских лиц.
 
 «Что это было?» - таков главный вопрос политологов и экспертов, возникший по окончании заседания. По конституции России, Совет Федерации и Госдума заседают отдельно и собираются вместе только по особо важным поводам, таким как рассмотрение ежегодного послания президента, принятие федерального бюджета, утверждение принятия в состав России новых субъектов федерации, внесение поправок в основной закон. Принятие совместного заявления о необходимости борьбы с терроризмом явно не относится к подобным поводам.
 
Основной целью «срочного собрания» обеих палат парламента была обычная политическая игра, считает Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС.
 
«С самого начала, как об этом было объявлено, стало более-менее ясно, что мероприятие будет, в общем, символическим, поскольку никаких действий в пределах полномочий парламента от него сейчас не требуется», - говорит Екатерина Шульман.
 
«Никаких радикальных законодательных предложений они внести тоже не могли, потому что у нас антитеррористическое законодательство совершенствуется последние 10 лет. За это время спецслужбы все, что хотели получить, уже получили. Если вы обратите внимание, Сергей Иванов прокомментировал это мероприятие довольно иронически, сказав, что после каждого теракта слышит разговоры об усилении роли спецслужб, а в чем оно должно заключаться — не очень понятно. При всем уважении к парламентариям, сказал он, следовало бы в этом вопросе ориентироваться на мнение специальных ведомств, а не законодателей.
 
Это все довольно элементарная, не первый раз разыгрываемая партия. По итогам все остаются довольны: Федеральное собрание показало, что оно существует, что оно тоже причастно к большим разворачивающимся процессам, а Кремль проявил гуманизм, что выгодно на нынешнем этапе наших торгов с Западом», - резюмировала Шульман.
 
Единственный оставшийся в Госдуме независимый депутат Дмитрий Гудков в своем Твиттере сегодня написал, имея в виду упомянутый комментарий  руководителя администрации Президента России Иванова: «Сергей Иванов рассказал, что 90% россиян за смертную казнь, и только Кремль сдерживает нашу кровожадность. О как».
 
Политолог Григорий Голосов, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, считает, что это было сугубо символическое событие пропагандистского толка, рассчитанное на внутреннюю российскую аудиторию.
 
«Дело не в том, что именно значат слова. А в том, насколько часто их повторять и насколько сильный пропагандистский упор делается на повторение этих слов.
 
В данном случае неважно было, сказано что-то новое или нет. Важно было то, что это было заметным событием, которое можно было показать первой новостью во всех новостных программах и немного разнообразить новостной контент.
 
Потому что сейчас он в основном заполнен сообщениями о событиях в Западной Европе и российской военной операции в Сирии. В данном случае важно было подчеркнуть государственный статус проводимых мероприятий, и с этим, в общем, справились.
 
Наверняка эти заявления оформятся в какие-то процедурные действия, но чтобы они во что-то оформились, не нужно было проводить заседание обеих палат», - сказал политолог в интервью Русской службе Би-би-си.
 
Кандидат исторических наук Дмитрий Андреев также уверен, что «итог заседания несоизмерим с самим фактом произошедшего. Заявление достаточно общее: понятно, что оно конъюнктурное, понятно, что оно привязано к текущему моменту, но все же вызывает вопросы. Палаты могли сделать подобное заявление порознь, тем более они и так высказывались по этой животрепещущей тематике».
 
«Это собрание, скорее всего, готовилось под Путина, и он должен был сказать что-то решающее, - считает Андреев.  – Ну, не произошло сегодня, может, произойдет через несколько дней».
 
Глава фонда «Перспектива» Леонид Гозман в эфире Радио Свобода заявил:
 
«Это был какой-то бессмысленный спектакль, мне кажется, потому что депутаты не сделали даже того, что они могли бы сделать в рамках разрешенных им действий. Во-первых, они могли бы выступить с инициативой что-то запретить.
 
Я не понимаю, если ты депутат, у тебя есть право законотворческой инициативы, почему ты на это собрание не пришел хотя бы с каким-то проектом закона? Хоть вчерне написанном, ночь переживал и написал. То есть они не делают ничего. У депутатов кроме  функции "любить президента", которая очень важная функция, и "доверять органам" - тоже важная функция, есть еще функция законотворческая.
 
Они не попытались, они не задали ни одного вопроса. Они не попытались анализировать базу терроризма у нас. У нас было дикое количество терактов и погибла масса людей, ребята, можно было подумать, а почему это у нас происходит? Может быть можно что-то сделать?
 
Они вообще ничего не спросили, они ничего не сделали. Я думаю, что это подготовка послания президента, я думаю, что понятно, что они ничего не могут сделать сами, а новости мы получим в послании президента.
 
В послании президента, я боюсь, нам мало не покажется. В послании президента я ожидаю, я очень рад был бы ошибиться, я ожидаю в послании президента запрета всего, что еще не запрещено, докручивания всего, что не докручено и предложения — пункт  обмена свободы на безопасность работает круглосуточно. Только дело в том, что выдают в обмен не безопасность, а фейк. Обмен свободы на безопасность кончится тем, что ни свободы, ни безопасности — это совершенно очевидно. Я теперь с нетерпением и тревогой жду послания президента России».
 
Как сегодня сообщила пресс-служба Кремля, ежегодная большая пресс-конференция президента Путина состоится 17 декабря. Видимо, перед ней, в первой декаде декабря, будет оглашено послание президента Федеральному собранию.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.029816865921021