Вестник гражданского общества

09.08.2015

В агрессии России против Грузии и Украины много общего

Фото: Владимир Филиппов

7 лет назад, 8 августа 2008 года, началась 5-дневная война между Россией и Грузией, приведшая к отторжению части грузинских территорий и образованию непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, контролируемых Россией.

Россия признала суверенитет этих самопровозглашенных республик. Однако до их широкого международного признания дело до сих пор не дошло. Примеру РФ последовали лишь Никарагуа и Венесуэла, а также крошечные островные государства Науру и Тувалу, чьи бюджеты в основном пополняется «благодарностями» за такие признания.

Боевые действия на территории Грузии продолжались с 8 по 12 августа 2008 года включительно. Согласно официальным данным, грузинская сторона потеряла убитыми 170 военнослужащих, 14 полицейских, 224 гражданских лица. Ранения получили 2 232 человека, десятки тысяч людей стали беженцами.

В российской прессе этот военный конфликт получил название «Принуждением Грузии к миру», и причиной его указывается агрессивное поведение Тбилиси на территории Южной Осетии, якобы спровоцировавшее вступление в войну против Грузии российских регулярных войск.

Спустя 7 лет ситуация на Южном Кавказе продолжает оставаться напряженной.

15 июля МИД Грузии направило России через швейцарское посольство ноту протеста, утверждая, что в Цхинвальском регионе 10 июля были установлены баннеры, обозначающие границу Южной Осетии. По мнению Тбилиси, новые указатели передвинули на 300 метров, в результате чего в оккупированной зоне оказался нефтепровод Баку-Супса.

В связи с этим президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что Грузия никогда не согласится с отторжением своих территорий и благодаря «стратегическому терпению» обязательно вернет их обратно.

В субботу, 8 августа, президент Грузии Георгий Маргвелашвили и премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили почтили память погибших в грузинско-российском конфликте в августе 2008 года. Выступая на памятной церемонии, глава государства выразил уверенность в том, что Грузия будет сильным государством «не за счет жизни людей, а за счет единства общества и разумной политики», передает агентство "Интерфакс".

В свою очередь, грузинский премьер-министр выступил за возобновление прямого диалога с Абхазией и Южной Осетией. «Если мы хотим вернуть потерянные территории и жить вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями, это нужно сделать путем мирных переговоров», - заявил Гарибашвили. По его словам, Грузия должна «продолжить проводить разумную политику с Россией», но сохранять принципиальную позицию по территориальным вопросам.

В то же время МИД Грузии к 7 годовщине российских военных действий против Грузии подготовил жесткое заявление, в котором говорится, что Россия продолжает политику ползучей аннексии, которая направлена против суверенитета и территориальной целостности Грузии.

«Несмотря на конструктивные меры, предпринятые правительством Грузии, Москва продолжает политику ползучей аннексии, которая направлена против суверенитета и территориальной целостности Грузии и нарушает основополагающие принципы международного права и соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Яркой иллюстрацией этому факту является подписание так называемых «договоров» об интеграции с оккупационными режимами Сухуми и Цхинвали. Продолжается процесс возведения искусственных препятствий» между Грузией и «оккупационными режимами Сухуми и Цхинвали. В сложившейся ситуации, твердая и последовательная поддержка международного сообщества имеет первостепенное значение. Грузия выражает благодарность и вновь призывает международное сообщество проявить свою твердую поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии», – подчеркивается в заявлении.

Между тем, в самой Грузии сегодня нет единства по поводу того, как следует выстраивать отношения с Москвой.

Правительство Грузии, пришедшее к власти в результате парламентских выборов 2012 года, заявляет, что, в отличие от своих предшественников, ведет конструктивную политику в отношениях с Москвой, утверждая, что война в августе 2008 года была следствием непродуманной политики экс-президента Грузии Михаила Саакашвили.

Бывший президент Грузии, а ныне губернатор Одесской области Михаил Саакашвили не раз становился объектом критики со стороны представителей нынешних властей за необдуманную политику и неспособность избежать вооруженного конфликта с Россией в августе 2008 года.

«Россия все сделала, чтобы вовлечь Грузию в эту войну и, к сожалению, тогдашняя грузинская власть ничего не сделала, чтобы этого не допустить. Наоборот, из-за своей некомпетентности и авантюристской политики, они вовлеклись в эту ужасную войну», - сказал в интервью Би-би-си государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили.

По его словам, главной ошибкой прежних властей было то, что они играли по «правилам российской игры», думая, что Россия где-то может уступить в вопросе конфликтов, но нынешние власти более прагматичны. «Мы движемся спокойно, наша политика однозначно не против России. Все наши шаги делаются в сторону ЕС и НАТО, а у России остаются только баннеры и колючая проволока».

«Нашим интересом является восстановление нормальных, добрососедских отношений с Россией, процесс восстановления доверия, который уже начат», - заявил журналистам премьер-министр Ираклий Гарибашвили, добавив, что отколовшиеся от Грузии регионы Абхазия и Южная Осетия, которые Тбилиси считает оккупированными, остаются проблемой в российско-грузинских отношениях.

Но оппозиция подвергает острой критике осторожную риторику власти в адрес Москвы.

«Это для России сигнал, что они достигли своих целей в Грузии, и на этом они не будут останавливаться, раз Грузия вообще не является проблемой между Россией и Западом, - считает ст. сотрудник Грузинского стратегического фонда стратегических и международных исследований (GFSIS), бывший посол Грузии в Великобритании Георгий Бадридзе. – Это посылает также сигнал пророссийским силам в Грузии, а такие силы, как оказалось, в Грузии существуют, и их очень серьезно подпитывают из Москвы финансово и политически. Главный их аргумент как раз в том, что Запад о Грузии не думает, Грузию никогда в НАТО не примут, и Грузия всегда будет одна против России, так что лучше с Россией дружить».

Георгий Бадридзе говорит, что после 2008 года представители грузинской дипломатии и правительства не раз отмечали, что августовская война – это не локальный конфликт, а первый энергичный шаг со стороны Кремля, направленный на восстановление военного, экономического и политического влияния над территориями, которые Кремль считает утерянными.

«Россия в лице Путина давно уже заявила, что распад Советского Союза для нее неприемлем, и хотя я считаю, что они не собираются восстанавливать Советский Союз каким он был, главной целью нынешнего российского руководства является восстановление военного, экономического и политического контроля, как минимум над бывшими советскими республиками, - отмечает Бадридзе .- Мы говорили об этом прямо: что это конфликт, который Запад пытается не заметить и игнорировать, но это конфликт между Россией и Западом».
Реакция Запада на действия России в Грузии в 2008 году, во многом, разочаровала Тбилиси, и именно такая безнаказанность России в Грузии, по мнению Бадридзе, во многом повлияла на дальнейшие действия России в отношении Украины.

«России показали, что агрессия против суверенного прозападного государства, которое пыталось построить демократический строй, альтернативную систему, никак не угрожая российской безопасности, пройдет безнаказанно и без особых последствий для России, - сказал он.- Это сделало возможным российское вторжение на Украину. Потому что агрессор, который видит слабость, разрозненность среди своих оппонентов, делается более агрессивным».

Действительно, самые горячие дебаты на внутриполитической арене разгораются вокруг конфликта на Украине, который многие в Грузии считают не только напоминанием, но и в некотором роде следствием августовской российско-грузинской войны 2008 года.

Но в одном все сходятся: и представители оппозиции, и представители властей с самого начала украинского кризиса проводили параллели с событиями, произошедшими в Грузии в 2008 году, заявляя, что действия России на Украине создают угрозу не только самой Украине, но и всей Европе.

В сентябре прошлого года, выступая в британском аналитическом центре Чатэм-хаус (Chatham House) в Лондоне, грузинский президент Георгий Маргвелашвили назвал происходящее на Украине продолжением политики, которая осуществлялась в Грузии в 2008 году.

«Сейчас мы разделяем проблемы друг друга, так как территория Украины, так же, как территория Грузии, оккупирована, и это не просто оккупация, это - ответ и наказание за свободный выбор, который мы сделали», - заявил тогда Маргвелашвили.

По словам грузинских политологов, события на Украине во многом ослабили позиции тех, кто представлял августовскую войну как исключительный случай и результат нерациональных действий тогдашних грузинских властей. Сегодня флаг Украины стал обязательным атрибутом акций против политики России в отколовшихся от Грузии регионах, в том числе и акций, проводимых оппозиционной партией экс-президента.

Но в то время, когда многие считают, что линия фронта борьбы за территориальную целостность и европейское будущее Грузии сегодня проходит на Украине, позиция грузинских властей в этом плане более сдержанная. В Тбилиси говорят о твердой поддержке территориальной целостности Украины, но вместе с тем заявляют, что ведут конструктивную политику в отношениях с Москвой.

Грузия в прошлом году присоединилась всего к одной из пятнадцати санкций против России, которая касается экспорта произведенной в Севастополе и Крыме продукции, и это было неизбежным шагом для Грузии.

«Мы находимся в таком же положении, у нас проблемы с нашими оккупированными территориями - Абхазией и Самачабло (Южная Осетия), и мы требуем того же - введения другими государствами санкций на продукцию, произведенную в Абхазии и Самачабло, - настаивает Гарибашвили. - Исходя из нашей политики непризнания, это было неизбежной необходимостью».

По словам грузинского премьера, он был и остается противником присоединения Грузии к санкциям против России, так как правительство дорожит достигнутым за последние годы в российско-грузинских отношениях с точки зрения восстановления торговых отношений с Россией.

Заявление премьер-министра о неприсоединении Грузии к санкциям против России вызвало резкую критику со стороны оппозиции, которая не раз обвиняла власти в недостаточной поддержке Украины из-за опасений вызвать раздражение Кремля.
По словам грузинских политологов, грузинская дипломатия могла эффективнее использовать шанс, когда Россия стала объектом критики со стороны Запада за действия на Украине, для напоминания международному сообществу о политике России в отношении Грузии.

Кроме того, от развития событий на Украине зависит не только прогресс Грузии на пути в НАТО и ЕС, но и то, насколько влиятельной будет «мягкая сила» России в Грузии, говорят политологи.
В то время как в правительстве настаивают, что, наряду с попытками наладить отношения с Россией, Грузия остается верной курсу евроатлантической интеграции, социологические опросы указывают, что, несмотря на недавнюю войну с Россией, в Грузии усилились пророссийские настроения и скептицизм в связи с будущим Грузии в НАТО и ЕС.

Согласно опросу, проведенному по заказу Национального демократического института в апреле этого года, абсолютное большинство населения Грузии по-прежнему поддерживает членство Грузии в НАТО, однако около 30% респондентов заявили, что для них приемлемо вступление Грузии в Евразийский союз.

Декан школы права и политики Грузинского института общественных дел Бакур Квашилава объясняет рост пророссийских настроений тем, что после смены власти в Грузии старшее поколение, которое все еще испытывает ностальгию по советскому прошлому, получило трибуну и больше возможностей для выражения своего мнения.

Улучшение позиций России в Грузии также связано с деятельностью пророссийских организаций, которые заметно активизировались в последнее время, говорит он.

«Российские фонды в Грузии в последние годы приобрели ту же свободу действий, что и другие, - объяснил Квашилава. - Начались поступления российских денег и поиски людей, которые за достаточно высокое вознаграждение самоотверженно будут говорить, что, несмотря на то, что Россия отняла наши территории, были убиты люди и военнослужащие во время войны, Россия является нашим другом, единоверцем и все, что произошло, является нашей виной».

Бывший пресс-атташе посольства Грузии Бачо Корчилава на своей странице в Фейсбуке пишет о том, что последствия той самой войны против Грузии отражаются на Украине спустя семь лет.

«Причин тому несколько: слабая позиция Запада, тогда в 2008 году именно Европа решила применить по отношению к Путину «политику умиротворения». Грузии активно помогали только пять стран: Украина, Польша, Эстония, Литва и Латвия. Остальные решили сделать вид, что Грузия действовала неправильно», – считает Бачо Корчилава.

Он напоминает, что в 2008 году ряд украинских и европейских политиков дистанцировались от проблемы вооруженной агрессии России против Грузии.

«Интересно, помнит ли госпожа Хайди Тальявини свой отчет для ОБСЕ и Евросоюза, когда она решила, что Грузия виновна в войне? А некоторые политики в Украине, которые сейчас или в бегах, или в лоне Оппозиционного блока, помнят ли свою позицию «зачем мы поддерживаем Грузию и злим Россию»? Знаете, почему надо помнить 08.08.08? Потому что именно та пятидневная война и безнаказанность Путина, породили те события, которые сейчас происходят в Украине», – подчеркивает Бачо Корчилава.

Он считает, что агрессора нельзя умиротворять, нельзя оставлять безнаказанной агрессию России против Грузии и Украины в 2008 и 2014 годах.

«Если Путину это сойдет с рук в Украине, то будут новые «жертвы», и он сделает все, чтобы никто из постсоветских стран не встал на путь развития. Потому что если Россия не «сломает себе зубы, тут в Украине», Путин продолжит делать «что ему заблагорассудится» на всей территории пост-СССР», – утверждает Бачо Корчилава.

Украинский политолог Виктор Небоженко считает, что агрессия России против Грузии в 2008 году и против Украины в 2014 году преследует разные цели, хотя в обоих случаях – на территории Южной Осетии и части Донбасса созданы непризнанные государства. Ответственным за оба вооруженных конфликта, по его мнению, является нынешний президент России Владимир Путин.

Он считает, что за прошедший год, с момента аннексии Крыма, в России «резко выросла» роль генералитета. Особенно тех руководителей военного ведомства России, которые руководили отторжением и захватом украинских территорий.

«Их значение в политической жизни страны – колоссально. В какой-то мере, они не хотят, чтобы Путин «украл» их победу. Что я хочу этим сказать? В этом есть отличие от августовских событий в Грузии в 2008 году, когда российские военные подчинились приказу Путина не захватывать Тбилиси, не захватывать всю Грузию», – утверждает Виктор Небоженко.

Вместе с тем, он считает, что в 2008 году Россия проиграла войну Грузии. Логику своего высказывания он поясняет тем, что самопровозглашенное «государство» Южная Осетия на захваченных грузинских территориях – не было конечной целью российских войск.

«Российские военные были очень недовольны, что их остановили – вам любой полковник скажет, что захват этой «пустой» территории не является большой военной победой. Целью был Тбилиси, уничтожить правительство и власть Саакашвили, а не захватить несколько сот квадратных километров земли. Поэтому с военных позиций – российская армия проиграла, она не достигла того, что планировала. Это уже позже кремлевская пропаганда сделала из этого конфликта конфетку, что были отвоеваны огромные территории ради соединения Южной и Северной Осетии», – считает Виктор Небоженко.

Он говорит о том, что и Южная Осетия, и Крым, неизбежно вернутся в состав своих стран: «Должен пройти некоторый период международной санации: Крым будет находиться под неким международным контролем, в котором будут принимать участие и украинские власти, и российские под эгидой решений Совета Безопасности ООН. Там должна установиться некая третья администрация. После нескольких лет такого переходного периода, Крым вернется в Украину. Аналогичный путь и для Южной Осетии».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.032681941986084