Вестник гражданского общества

29.03.2015

Минкульт заменил директора Новосибирского оперного театра Мездрича на «бананового короля» Кехмана

Борис Мездрич

Борис Мездрич уволен с поста директора Новосибирского государственного театра оперы и балета приказом министра культуры РФ Владимира Мединского. Как заявил министр культуры, решение принято по требованию фракции «Единой России» в Законодательном собрании Новосибирской области в связи со скандалом вокруг постановки оперы «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина. На место Мездрича назначен Владимир Кехман, являющийся директором Михайловского театра Санкт-Петербурга.

Местные православные верующие требовали отставки Мездрича и наказания Кулябина уже давно. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с самого начала стоявший во главе «оскорбленных православных», усмотрел в постановке «Тангейзера» оскорбление религиозных чувств и подал в суд, который проиграл, однако продолжил добиваться запрета оперы и «наказания виновных».

10 марта мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административные дела против Мездрича и Кулябина за отсутствием состава правонарушения. Позднее решения суда обжаловала местная прокуратура, а министерство культуры РФ призвало создателей оперы извиниться перед зрителями и частично изменить постановку. Уголовные дела против создателей оперы пока не прекращены.

В воскресенье, 29 марта, в Новосибирске у здания театра состоялись митинг и так называемое «молитвенное стояние в защиту чувств верующих».

Акция под названием «Защитим святыни – спасем Россию» была заявлена на три тысячи человек и согласована с властями.

25 марта, во время проповеди митрополит Тихон призвал всех верующих к участию в «молитвенном стоянии» против оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирском театре оперы и балета.

Митрополит заявил, что режиссер и директор театра Борис Мездрич решили «унизить и оплевать христианские святыни». По его словам, те, кто не пойдет на митинг против постановки, «хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами находятся, что им не нужен Христос».

Как сообщает «Тайга.инфо», митрополит Тихон, призвавший всех верующих пойти на митинг, сам на эту акцию не пошел. Зато в Новосибирск приехал депутат Госдумы Николай Валуев и выступил на митинге с заявлением, что опера «Тангейзер» задевает его религиозные чувства.

По данным «Тайги.инфо», на новосибирский митинг пришли около 1000 человек. Среди них был протоиерей Александр Новопашин, недавно награжденный «за противодействие экстремизму» и «за заслуги перед отечеством». Выступая на митинге, Новопашин сказал, что власти «стараются загнать религиозные общины в гетто». Политику местных властей по отношению к культуре он назвал «политическим заказом», «монстрациями с половыми извращениями» и «нападками на традиционную культуру».

Участники митинга принесли с собой иконы, а также флаги России, «Национального освободительного движения» и «Народного собора».

Они приняли обращение к президенту России, в котором призвали его защитить их конституционные права и «впредь запретить кому бы то ни было оскорблять религиозные чувства и святыни».

Приказ об увольнении Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского оперного театра, который, как сообщается, привез в театр 29 марта замминистра культуры, вызвал возмущение у деятелей культуры. Коллеги Бориса Мездрича называют несправедливым его увольнение. В частности, так агентству ТАСС сказал председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. Он добавил, что испытал чувство горечи и несправедливости, когда узнал о случившемся.

Директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев выразил уверенность, что Борис Мездрич будет востребован в театральной среде.

Ранее в поддержку Кулябина и Мездрича выступили крупнейшие деятели культуры Марк Захаров, Олег Табаков, Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова и другие.

Адвокат Бориса Мездрича Сергей Бадамшин сегодня заявил, что оснований для увольнения его клиента нет. Более того, он предполагает, что скандал с «Тангейзером»  — лишь верхушка айсберга, под которой скрываются более глубокие процессы, которые происходят в региональной культуре.

Сам Борис Мездрич в эфире «Эха Москвы» сказал, что не планирует оспаривать решение минкульта. Мездрич пояснил, что у него в договоре есть пункт, который позволял расторгнуть контракт со стороны министерства.

Борис Мездрич считает, что накал страстей на улицах ни к чему хорошему не приведет, равно как и публичные акции защитников «Тангейзера». Тем не менее, 5 апреля в Новосибирске инициативная группа планирует провести свой митинг против действий религиозных радикалов.

Творческая интеллигенция Новосибирска написала губернатору области Владимиру Городецкому открытое письмо с просьбой «защитить культуру от религиозной агрессии». Представители культурной среды Новосибирска опасаются, что состав преступления может рано или поздно отыскаться в любом произведении искусства.

Однако 3 апреля руководство театра ожидает новый суд. В рамках доследственной проверки по 148 статье Уголовного кодекса, которая тоже регулирует чувства верующих, на опрос будут вызывать актеров.

Как рассказал Радио Свобода Борис Мездрич, до 29 марта убирать оперу из репертуара руководство театра было не намерено. По мнению критиков, постановка «Тангейзера», уже завоевавшая множество наград, имеет большую ценность с художественной точки зрения.

«У нас прошло четыре спектакля "Тангейзер". Были аншлаги – более 7 тысяч зрителей. "Музыкальное обозрение" посчитало ее лучшей оперной постановкой года в России. Меня посчитали персоной года. Постановку смотрел экспертный совет – человек 8, еще журналисты приезжали. Практически у всех оценка очень хорошая. Если говорить о художественной стороне вопроса, то это качественно и хорошо сделанный спектакль», - говорит Мездрич.

За пределами Новосибирска среди тех, кто решил вступиться за право на существование таких спектаклей, как "Тангейзер", – московский Театр.doc. Как сообщает его руководитель Елена Гремина, акцию солидарности "доковцы" проведут в форме читки запрещенных когда-то цензурой произведений русских писателей:

«Соберутся наши артисты и все, кто захочет. Мы будем читать произведения, которые сейчас стали признанной классикой, а в свое время были запрещены – кусок из "Бориса Годунова", кусок из "Горя от ума", знаменитое стихотворение Лермонтова "На смерть поэта" и так далее. Радищев, Гумилев, Ахматова – в общем, такие вещи, которые сейчас стали бесспорной классикой. Мы это делаем, чтобы показать даже самым невежественным людям, что искусство – это вещь непрямая. Что не надо считать, что если в театре актер играет Христа, то это и есть Христос. И если в театре что-то происходит – это всего-навсего актерская игра, и искусство должно развиваться и должно быть свободным, потому что давление на искусство – это, в общем, давление на культуру, давление на душу нации», - рассказала Елена Гремина.

«Я Бориса Мездрича знаю лично, - добавляет Гремина. - Одна из моих первых постановок была в Омском театре драмы, где он был директором. Это очень большой профессионал, совершенно потрясающий директор, один из лучших директоров театральной России. Такими людьми разбрасываться – это просто идиотизм. В этом смысле министерство культуры ведет себя по-предательски. Вместо того, чтобы защищать художников, оно травит их. Закон оправдал, но они травят дальше».

«Но я хочу сказать, что наступления на свободу искусства начались раньше. И когда, например, был наложен запрет на нецензурную лексику на сцене, никто не возмутился. Все сказали: "Ну и ладно. В конце концов, это спорно, не надо ругаться матом". А дело же не в том, ругаться матом или нет, а в том, что тебе это запрещают. Кто-то, какой-то взрослый дядя решает за тебя и за твоих зрителей. Сейчас уже и это нельзя, и то нельзя. Это наступление будет продолжаться, поскольку идет этот консервативный поворот. Всегда есть часть людей, которые будут это приветствовать, и они будут очень громко кричать. Люди, у которых оскорбляются чувства, сами по себе страшно невежливые и сами оскорбляют кого угодно очень легко. Вот это все теперь к нам пришло. Власти нажали какую-то кнопочку, и эта муть вся поднялась. Мы должны понимать, что свобода – это что-то, за что надо заплатить, в том числе, решимостью», – говорит Елена Гремина.

На должность директора Новосибирского театра оперы и балета теперь назначен Владимир Кехман, одновременно сохраняющий за собой и пост директора Михайловского театра Санкт-Петербурга. Как он собирается совмещать две работы – неизвестно. По информации «Тайги.инфо», Кехман будет представлен коллективу оперного театра 31 марта.

Ранее Кехман раскритиковал постановку оперы «Тангейзер» на общественных слушаниях, организованных министерством культуры.

«То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара», — заявил Кехман на общественных слушаниях в минкульте.


Владимир Кехман

Вообще, фигура нового руководителя Новосибирского театра оперы и балета сама по себе уникальна. Кажется, таких руководителей театров в России еще не было. По словам театроведа, главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитриевской, «нравственный потенциал Кехмана явно сомнительный». Об этом она сказала в эфире телеканала «Дождь».

Владимир Кехман родился в 1968 в Самаре, окончил факультет иностранных языков местного педуниверситета.

Свое многомиллиардное состояние он заработал на бананах, за что получил прозвище «Банановый король».

Заниматься фруктовым бизнесом Кехман начал еще в девяностых в Самаре. В 20 лет предприимчивый молодой человек уже занимал пост замдиректора государственной компании «Росоптторг». Позже создал брокерскую контору, потом занимался оптовой торговлей и даже недвижимостью. Ну а затем уже были бананы — которые и сделали его очень богатым человеком.

В начале двухтысячных созданная им группа JFC контролировала чуть ли не треть импорта бананов в Россию.

В 2007 году он был назначен гендиректором Михайловского театра, на реставрацию которого он, по сведениям «Делового Петербурга», потратил 500 млн рублей.

«Зачем олигарху театр, непонятно, вся его деятельность до этого не давала повода ассоциировать Владимира Кехмана с культурой?» – задается вопросом телеканал «Дождь».

По сведениям «Дождя», став директором питерского театра, Кехман тут же активно включился в работу. Во-первых, вернул ему старое имя Михайловский, который тот носил до 1917 года. После — взялся за творческий процесс. И вообще осознал, что у него — особая миссия в мире культуры.

Его деятельность на посту директора сопровождали постоянные скандалы. Кехман ссорился с режиссерами, из театра демонстративно ушли оперная певица Елена Образцова и главный дирижер Андрей Аниханов, который, как пишут, рассказывал, как Кехман посоветовал ему «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком. Артисты даже писали Путину, жалуясь, что в Михайловском устраивают корпоративные вечеринки.

Кроме театра, бизнесмен спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге. РПЦ отметила его орденами святого благоверного князя Даниила Московского III степени, преподобного Сергия Радонежского III степени и Серафима Саровского III степени.

«Нужно иметь большое мужество, чтобы не просто стать разовым меценатом в культуре, а поднять театр до мирового уровня, преодолев при этом множество трудностей и сопротивления, - цитировали «Известия» бывшего министра культуры РФ Александра Авдеева. — В Михайловский театр, который раньше был практически позабыт, теперь специально приезжают, чтобы получить не только эстетическое удовольствие и новые впечатления, но и пищу для ума. Такие люди, как Кехман — это наше культурное достояние».

А потом вдруг выяснилось, что российский миллиардер признан банкротом. Банановая империя JFC рухнула, оставив долги. Кехман подал иск в Лондонский суд на признание себя банкротом: по британским законам, банкрот получает легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий юридических и физических лиц по взысканию долгов.

Несколько дней назад стало известно, что особняк директора Михайловского театра в Пушкине продан за долги. Ранее петербургский суд по делу о мошенничестве арестовал около десяти объектов недвижимости, принадлежащих Кехману.

Все это, как видим, не помешало новому назначению. Высказывание Владимира Кехмана по поводу «Тангейзера» размещено на сайте министерства культуры. А контракт Кехмана с Михайловским театром в 2013 году был продлен еще на пять лет.

Кехман уверяет, что больше не имеет отношения к группе JFC, а просто «числится» в ней. Тем не менее, в конце 2014 года Кехману было предъявлено обвинение в хищениях по ст. 159 УК РФ по делу JFC, писала газета «Ведомости». Дело было возбуждено в декабре 2012 года по заявлению Сбербанка, в кабинете Кехмана в Михайловском театре прошли обыски. Кроме того, Гагаринский районный суд Москвы постановил взыскать с Кехмана в пользу Сбербанка 3,1 млрд рублей. Обвиняемый был оставлен на свободе «по состоянию здоровья», писали «Ведомости».

«Государство нам давало и дает, плюс-минус 3-5%, 350 миллионов, чуть больше, — рассказывал Кехман «Эху Москвы» о работе Михайловского театра. — Когда я пришел в театр, продажи в театр были 43 млн. рублей в год. Этот год мы закончим, я думаю, больше 160 млн. рублей в год. Все эти деньги, чтобы вы понимали, они идут только на зарплату в основном и на гонорары. <...> Здесь мы впереди планеты всей, с точки зрения продаж билетов».

Новый директор Новосибирского оперного театра уже прибыл в город вместе с первым замминистра культуры. Владимир Кехман заявил Интерфаксу, что приступает к работе с понедельника. Он также отметил, что не собирается покидать и Михайловский театр.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.028046846389771