Вестник гражданского общества

Евросоюз как модель прекрасной России будущего



Пока Путин обустраивается в новом президентском сроке, а экономика и социальная инфраструктура страны трещат по швам, политическая оппозиция всерьез задумывается о том, как строить Россию  без Путина. Дело в том, что создавать современное европейское государство в России придется практически с нуля. До Первой мировой войны в Российской  империи демократия и парламентаризм находились в зачаточном состоянии. В тот период отставание от общеевропейского уровня государственности было значительным, но не критическим, после февральской революции 1917 года шла поддерживаемая всеми слоями общества подготовка к Учредительному собранию, которая, конечно, сильно осложнялась  участием в мировой войне. Но после большевистского  переворота в октябре 1917 шанс стать демократической страной был для России на долгие годы потерян - все, что происходило в нашей стране после «великой октябрьской революции» – являлось лишь внешней имитацией демократии и парламентаризма (кроме, нескольких лет с 1989 по, примерно, 1993-96).
 
Так что, в сущности, наша страна снова, как и 100 лет назад, оказалась в самом начале пути. Но чтобы не проходить его веками, не стоит заново изобретать колесо, следует учесть весь опыт, уже пройденный человечеством в этом направлении, чтобы понять, что из него будет оптимальным для России.

Следующее высказывание поначалу может показаться парадоксальным: в поисках оптимального для России способа управления государством следует обратиться к модели Евросоюза.
 
Дело в том, что парламентаризм и демократия в странах Западной Европы и в США складывались веками, и многие их особенности обусловлены конкретной историей этих стран, в том числе затяжными войнами, и являются частью культурного наследия их народов, а не необходимыми и универсальными условиями, которые имеет смысл перетаскивать на другую историческую и культурную почву. Поэтому, особенно интересен опыт Евросоюза – так как это, по сути, конфедерация, но не исторически сложившаяся, а созданная волей ее народов в 20 веке, то есть без неизбежных для исторически сложившихся государственных образований атавизмов прошлого.

В качестве образца нам интересна именно модель Евросоюза, какой она уже сформировалась  к данному моменту и в сторону которой продолжает эволюционировать. В настоящее время это сообщество 28 национальных государств, имеющих общие границы, общую экономическую зону, общий парламент, общий суд высшей юрисдикции, общие торговую, денежную, сельскохозяйственную и природоохранную политики, общие правила конкуренции и общую оборонную политику.
 
Процесс создания Евросоюза шел путем частичного отказа национальных государств от своего суверенитета ради политического и экономического единства Союза. Он продолжается и сейчас. Так в 2012 году министры иностранных дел 11 стран Евросоюза предложили проект реформы, в ходе которой будет создан пост президента ЕС, избираемого всеобщим голосованием, министерство иностранных дел ЕС и единая армия ЕС. Идею о создании в будущем федерации европейских государств поддержали 44% граждан ЕС, 35% выступили против.
 
Параллельно идет и противоположное движение. Правда, с меньшим энтузиазмом. В 2016 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон организовал референдум о членстве страны в ЕС, будучи уверенным, что это укрепит членство страны в Евросоюзе, но неожиданно 51,9 % участников референдума высказались за выход Великобритании из ЕС. После чего обескураженный Кэмерон ушел в отставку и предоставил разбираться с последствиями референдума новому правительству, которое возглавила Тереза Мэй. Новый премьер-министр тоже не торопится убраться из ЕС и предложила растянуть этот процесс до 2019 года.
 
Эти метания в разные стороны в целом не вредят ЕС и говорят лишь о том, что Союз европейских стран живое и перспективное образование, которое в целом движется в сторону федерации.
 
Можно сказать, что вектор движения при создании федеративного государства Россия противоположен созданию Евросоюза. Если в ЕС национальные государства постепенно уменьшают свои полномочия в пользу единого Союза, то в России, являющейся федерацией только по названию, а, по сути, до сих пор живущей по принципу империи, где все решает власть монополии, наоборот, полномочия из Москвы необходимо передавать регионам. А в регионах, в свою очередь, передавать большинство полномочий районам, и так до муниципалитетов, которые самостоятельно должны решать все свои насущные проблемы, то есть осуществлять самоуправление, в том числе собирать налоги.

Чем больше власти на местном уровне, тем меньше ее наверху, и тем меньше возможность перерождения демократически избранных руководителей страны в диктаторов.
 
Итогом этого центробежного движения должна стать федерация областей и национальных краев и республик, входящих сейчас в состав РФ, с максимально широкими местными полномочиями, во главе которой находится федеральный парламент и федеральное правительство, решающие только общефедеральные вопросы, а также общая армия и общий верховный суд.
 
В истории нашей страны уже была попытка создания такого федерального государства – СНГ, но она оказалась неудачной. Причины этой неудачи в искусственности, в имитации федерации, за которой маскировалась все та же Московская империя.
 
В России после Путина многие народы, если их не удерживать насильно, с большой долей вероятности пожелают жить самостоятельно, без центра в Москве. Конечно, терять все связи, и экономические, и культурные, и семейные – глупо и безответственно. Но и заставлять силой, принуждать к совместному проживанию в одном государстве – нельзя, это противоречит самой сути демократии. Поэтому создание федерации по принципу Евросоюза было бы самым оптимальным путем для нашей страны. Но надо помнить, что настоящий федеративный или конфедеративный союз возможен только на условиях добровольности, равенства и независимости в решении региональных вопросов. Поэтому, возможно, кто-то из регионов пожелает жить с Россией врозь. Пускай. Это нормально. В свободный союз стремятся, если видят, что это выгодно, что это дает преимущества по сравнению с полностью автономным существованием. Именно так пополняются ряды Евросоюза.
 
Хотелось бы, чтобы в «прекрасной России будущего» тоже было так.  Но для этого, прежде всего, необходимо выдавить из себя идею великой державы, имперскую спесь; перестать воспринимать нерусские народы РФ вассалами; не относиться к регионам как к провинциям московской метрополии.
 

Помочь Вестнику CIVITAS: Обращение главного редактора

 

РИММА ПОЛЯК


10.04.2018



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.027045011520386