Вестник гражданского общества

Взлеты и «посадки»

 
Каменщик не играет в хоккей (а Ротенберг с Путиным – играют)

          18 февраля 2016 года в здание Следственного комитета России вошла делегация из нескольких хорошо одетых людей и одного человека в удобной спортивной одежде и с сумкой. Человек с сумкой – владелец столичного аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик – явно неспроста сменил галстук и хороший костюм на удобные вещи, просто так зубную щетку, собираясь с визитом в правоохранительные органы, с собой не берут.
            Если верить газете «Коммерсант», увидев Каменщика, подготовившегося к заходу на посадку в камеру, следователь удивился и даже пошутил – мол, как же так, владелец целого аэропорта – и не улетел за границу.
            Именно эта, казалось бы, невинная шутка и вызвала у меня в голове целую цепь рассуждений, которая заставила взяться за перо и набросать этот короткий очерк. Сразу должен сказать: я не знаю, виновен Каменщик или нет, я не следствие и не суд. Я хочу обратить внимание не на наличие или отсутствие вины, а на некоторые странности этого дела.  
            Если вспомнить шутку следователя – и правда, почему Каменщик не улетел? Не знать о готовящемся аресте он не мог – не тот уровень, да и в окружении бизнесмена в последнее время уже происходили «намекающие» задержания. «Маски шоу» никто не устраивал, в микроавтобус с затонированными стеклами владельца аэропорта никто не заталкивал – просто прислали в итоге повестку, и все.
            Это натолкнуло меня на мысль, что вполне допускалось отбытие подозреваемого за границу, из-за которой достать его для осуществления правосудия было бы невозможно. То есть поставленная по Каменщику задача вполне позволяет оба варианта разрешения – что уедет бизнесмен, что сядет – не важно. Получается, что конкретно в данном случае правосудие явно стоит не на первом месте.
          Следующая странность (сразу говорю – лично для меня, может, логика тут и есть) – выбор предмета обвинения. Кошмарный теракт в «Домодедово» произошел не вчера, не год назад и даже не два. Да, наша Фемида разгоняется очень долго, но по громким делам – ни от кого не секрет – она загадочным образом получает определенный разгонный импульс с самого старта, позволяющий разрешать даже очень сложные ситуации достаточно быстро. А тут – столько лет прошло. Упорное ощущение, что перед нами разыгран классический, проверенный временем рейдерский метод по актуализации «старых грешков» непосредственно перед захватом. Уверенности в правоте данного суждения добавляет и крайне «удачный» выбор даты.
          Почему удачный? Итак, в понедельник 15 февраля публикуется документ – Распоряжение Правительства Российской Федерации №201-р, окончательно закрепляющее право собственности на аэропорт «Шереметьево» за группой олигархов в составе медиа-звезды Аркадия Ротенберга и двух менее известных обществу, но от того не менее замечательных олигархов Александра Скоробогатько и Александра Пономаренко. А уже 16 февраля Каменщик получает повестку, от которой он теоретически должен был сбежать за границу (ну или сесть на нары, как и произошло). Совпадение? Не исключаю, но давайте проследуем дальше по темным коридорам моих мрачных размышлений.
          В воспоминаниях всплывает идея объединения трех столичных аэропортов. Идея не нова – если я правильно помню, ее еще в начале 90-х высказывали американские эксперты, которым их родное американское правительство выделяло гранты на «техническую помощь» России. Тогда эта идея не прижилась, с началом 2010-х годов вновь всплыла, но буксовала – ведь один из аэропортов, этот самый «Домодедово» - частный, а не государственный, а убедить частника, что американские эксперты были правы и ему нужно подвинуться – значительно сложнее. Говорят, что якобы идея была похоронена после совещания у Путина. Что ж, может и так, но мне кажется наоборот – идею тогда не похоронили, а начали планомерно исполнять. Просто не очень афишируя.
          Забавно, что после этих высказанных идей об объединении в руководстве аэропорта «Шереметьево» появились топ-менеджеры, связанные с Ротенбергом. (То есть в 2011 г. поднимается вопрос объединения, а в 2012 г. обществу становятся видны первые ходы спецоперации с внедрением своего менеджмента по методу покойного ныне Борис Абрамовича). Это сейчас все очевидно, когда выбранная теми же топ-менеджерами стратегическим инвестором оффшорная компания «TPS» официально признана собственником почти 70% аэропорта (вопреки, кстати, прямому запрету президента Путина на привлечение оффшорных компаний к приватизации), а тогда об этом никто не знал. Никто, кроме причастных. Такая вот любопытная многоходовочка вышла.
           Итак, возможно и правы те журналисты, которые высказывают мнение о заинтересованности Ротенберга и его товарищей в аэропорте «Домодедово». В конце 2000-х один из тройки олигархов – Александр Пономаренко – уже вел переговоры о покупке «Домодедово», но по старой доброй традиции предложил меньше. Каменщик не согласился, и теперь, видимо, будет обдумывать правильность своего ответа на нарах, в то время как мы «с удивлением» узнаем, какой опасности подвергались все это время в аэропорту «Домодедово», и как грамотно было бы объединить все три аэропорта под недрогнувшей рукой, умеющей твердо сжимать хоккейную клюшку.
          Интересно получается, да? Вы, может быть, и не согласитесь с моими доводами - у каждого человека есть право на свое мнение – но, надеюсь, хотя бы поймете, почему я пришел к таким выводам.
          Можно еще для полноты картины отойти от «Домодедово» и обратиться к «Шереметьево» – тем более что, если я прав, это не два разных случая, а одна большая комбинация. Речь идет об уже указанном выше документе – Распоряжении Правительства. В нем есть несколько крайне любопытных моментов.
          Конечно, я хотел бы, чтобы этот документ тщательно и беспристрастно проанализировал грамотный и честный юрист, понимающий все хитросплетения официального документа (лично мне совершенно непонятно, зачем писать так завуалированно и сложно), однако таких в кругу моего общения нет, поэтому буду стараться сам, заранее извините. Благо, текст распоряжения доступен на официальном сайте Правительства, как я уже говорил, его номер – 201-р, дата подписания – 11 февраля 2016 года, документ опубликован 15 февраля.
          Так вот, если я правильно понял пункт «е», правительство Российской Федерации обязано продать, а частный собственник – купить оставшийся у государства пакет после завершения строительства (Ротенберг строит в аэропорту «Шереметьево» новый пассажирский терминал и пассажирский тоннель под взлетными полосами). Почему после, почему не сразу? По всей видимости – чтобы открыть возможность бюджетных инвестиций в эти самые стройки, так как частный собственник может не потянуть (или не захочет потянуть) соответствующие расходы. Все очень благовидно – государство строит своему народу действительно нужную инфраструктуру по заботливо предоставленной Ротенбергом смете, которая, конечно же, прозрачная и конкурентоспособная, прям как цена за проезд до этого самого «Шереметьево» по Ротенберговской платной дороге. А потом уже можно и продать окончательно, да, но по какой цене?
          Казалось бы, документ говорит прямо – не ниже справедливой! Более того, если частный инвестор нарушит свои обязательства (видимо, речь все о тех же стройках), выкуп оставшихся акций обойдется ему значительно дороже (в газетах мелькал термин «штрафная премия»). Так что указание на справедливую рыночную цену я заметил, заметил и про варианты выбора порядка ценообразования исключительно Росимуществом, но бросился в глаза и другой аспект – посмотрите на пункты «з» и «и». Если я правильно понимаю их (очень уж сложно написано), другой порядок определения цены оставшегося пакета и запрет на использование «штрафной премии»  возможен в случае «введения Российской Федерацией, иностранными государствами, объединениями (союзами) иностранных государств, межгосударственными или межправительственными организациями <…> каких-либо ограничительных или запретительных мер».
          Разумеется, когда отдаешь что-то Ротенбергу, есть слишком высокая вероятность, что это «что-то» попадет под санкции, но не только в этом соль данного пункта. Обратите внимание на специально вставленные межправительственные организации – они-то зачем тут? Мне кажется, все просто – если при очередной проверке российского аэропорта комиссия какой-нибудь международной организации гражданской авиации (а таких проверок тьма тьмущая) ужаснется новым порядкам, установленным олигархами, и запретит полеты, – это тоже довольно веский повод пересмотреть ценообразование. Правда то, что об этом добавлении соломки перед слишком уж возможным падением думают уже сейчас, несколько расстраивает.
          Не могу не добавить, что кроме санкций есть еще одно исключение – в случае введения тарифообразования. То есть если Ротенберг введет на какую-либо работу завышенный тариф в размере N (а он может, даже Путин возмущался стоимостью проезда по платной дороге, в которую вложены и бюджетные деньги), а министерство транспорта взвоет и скажет: как же так, всегда было в три раза меньше, запрещаю делать тариф выше N/3! – это тоже будет вполне подходящим поводом отдать остаток пакета по дешевке.
          Вы можете не согласиться со мной, но у меня упорное ощущение, что все это: и завышение тарифов, и будущие санкции, и проблемы с сертификацией аэропорта межправительственными организациями – вполне трезво спрогнозировано и просчитано. Повторюсь, я вполне могу ошибаться и высказываю лишь свое мнение. Но в этом аспекте очень «правильным» выглядит последний пункт, ограничивающий ответственность частного собственника реальным ущербом. Например, если выявится, что из-за нарушения технологии работы чуть не упал самолет – никаких проблем, чуть-чуть не считается, реальный ущерб не нанесен. Вообще странная формулировка для авиации – «ограничение ответственности реальным ущербом». И это в отрасли, где мельчайшая вмятина на самолете – уже повод для целого расследования.
          Давайте вместе следить за судьбой отечественной гражданской авиации, посмотрим, правильно ли я сделал свои теоретические выкладки. Если под эгидой оффшора TPS будет создано какое-нибудь АО «Московский авиационный узел» - значит угадал.
 
          P.S.: Когда я готовил данный материал, в числе прочих документов и статей на глаза попался очерк Юлии Латыниной в «Новой газете», где она пишет про появившиеся убытки в «Шереметьево» после прихода туда топ-менеджеров Ротенберга. Надо сказать, это далеко не единственный провал в работе олигархов – можно вспомнить, например, совершенно нереальные цены на новую дорогу. После того, как Владимир Владимирович публично возмутился ценами, их действительно снизили. Правда, не везде, к примеру, неадекватный тариф в 250 рублей до «Шереметьево» (который обошел по стоимости даже европейские платные дороги) остался тем же. Сам аэропорт также преследовали определенные проблемы, например, строительство новой взлетно-посадочной полосы вроде как внезапно перешло все к тому же Ротенбергу, но при этом все также далеко от завершения… Такими темпами аэропорт «Шереметьево» в конце концов превратится в очередной торговый центр, которые так любят строить друзья-олигархи.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШОВ


02.03.2016



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.027941942214966