Вестник гражданского общества

«Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты»

 
Виталий Савельев
 
 
          Не знаю, что и делать, друзья. Прочел в новостях о том, что могущественный некто заказал черную PR-атаку на авиакомпанию «Аэрофлот» (слышали?). Какой-то гражданин направил известному блогеру Олегу Лурье предложение о сотрудничестве – за очернение репутации «Аэрофлота» можно получить неплохие деньги.
          С этого момента – обратите внимание, как ловко – любая критика деятельности «Аэрофлота» автоматически считается черным «PR», а значит – является преступной, лживой и заказной. Любой негативный отзыв в интернете подпадает под «заказуху», любая статья о монопольном положении на рынке (будь она хоть на сайте ФАС) будет объявлена клеветой… Браво, господа!
          Зачем? Да очень просто: все прогнозы говорят о том, что с уходом «Трансаэро» серьезных «косяков» у «Аэрофлота» будет становиться все больше и больше, что - с умножением на повышающееся недовольство народных масс - может вылиться в проблемы для руководства авиакомпании, что, в свою очередь, может привести к показательной порке. Кому это надо? Лучше попробовать заткнуть всех критиков превентивно, например, направив провокационное предложение известному человеку, а потом раздув этот незначительный случай до масштабов более-менее авторитетных СМИ.
          Лично я, доверь мне некто богатый проведение PR-атаки, никогда бы не стал направлять кучу компрометирующих меня материалов незнакомым людям. Думаю, и вы бы не стали. Никто бы так не поступил, как этот загадочный «могущественный» пиарщик.
          Тем не менее, поскольку я уже навесил на себя ярлык черного пиарщика (может и денег дадут, тогда я даже не особо буду против), наверное, имеет смысл все же рассказать, почему действия «Аэрофлота» в последнее время вызывают тревогу. А виновата в этом ПОЛИТИКА.
          Я неспроста выделил это слово – действия авиакомпании лично мне напоминают не управление высокотехнологичным и ответственным производством, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации, а подковерные интрижки хитрого политикана, который как может пакостит окружающим.
          Все уже знают про «Трансаэро» - после их ухода взлетели цены, об этом передавали даже по центральным СМИ. Да что уж там, и сами аэрофлотовцы открыто радовались в интервью – мол, наконец-то демпинг закончился… А что, если там был не демпинг, а просто более правильно выстроенная производственная линия предприятия, благодаря которой и получалось поддерживать цены? Виталий Савельев, глава «Аэрофлота», говорил Владимиру Владимировичу, что «Аэрофлот» даже 50 процентов рынка не занял… Рынка нарезки бутербродов с колбасой может и не занял, а вот рынка авиационных перевозок в России? Еще до поглощения «Трансаэро» в печати появилась информация, что «Аэрофлот» занял 45 процентов рынка. «Трансаэро» тогда рулило двадцатью… К кому перешла большая часть «куска» поглощенной авиакомпании, думаю, ни для кого не секрет, да особо не скрывается и самими должностными лицами…
          Дабы не быть голословным – график, размещенный на сайте газеты «Ведомости» в июне 2015 года:
 

          Итак, когда «Трансаэро» еще нормально летало, у «Аэрофлота» была доля рынка в 45%, а у «Трансаэро» - в 20%. Теперь авиакомпании «Трансаэро» нет, самые лучшие ее маршруты перешли «Аэрофлоту», о чем открыто говорили все СМИ.
          Однако генеральный директор «Аэрофлота» Савельев на совещании сказал Путину, что доля «Аэрофлота» на рынке составляет 42%.
          Я вижу три варианта объяснения:
          1. Ошиблись участники рынка, причем все махом.
          2. Ошибся Савельев, и таким образом строго нечаянно ввел в заблуждение Путина.
          3. Ошибка согласована, и призвана успокоить общественность – никакой монополии, повышение цен на билеты естественно и не связано с долями рынка.       
          Еще можно предположить, что у меня дальтонизм, и я неправильно понял, кому принадлежит какая линия на графике.
          Будем надеяться, что мне просто не хватает опыта и я что-то упустил, потому что все четыре варианта как-то не очень радуют (особенно последний).
          Слово «политика» не несет в себе никакого негативного оттенка, если относится к политикам. Но когда в политику играет бизнес, выглядит это весьма неуместно… Да, можно сколько угодно ходить на совещания к президенту и кичиться плоскими тарифами на полеты в Крым и Калининград – но Россия (скажу вам по секрету) – это не только Крым и Калининград, и даже не только Дальний Восток. Как-то так получается, что летают люди и в другие города. Но «Аэрофлот» играет в политику, заявляя, что плоские тарифы – это социальная акция, направленная на благо народа, его свободу перемещения… Но если бы не было ситуации, когда  главнейший конкурент «Аэрофлота» внезапно уходит, а «Аэрофлоту» достаются его лучшие направления, может быть, рынок и сам бы отрегулировал адекватные цены?  Разумеется, конкурировать с компанией, имеющей мощную государственную поддержку, достаточно трудно (Больная тема, да? Но наличие поддержки, как и избитая тема роялти – факт, от которого никуда не деться, как ни обвиняй в черном PR).  Вместе с тем, после приватизации «Аэрофлот» станет частной авиакомпанией и -  самое главное – фактической монополией.
          Вот еще один пример: в последнее время серьезные снегопады привели к задержке рейсов «Аэрофлота», но остальные компании, вроде, летают нормально… И Росавиация – государственный, между прочим, орган – открыто заявляет, что с аэропортами-то все нормально, просто непогода используется «Аэрофлотом» как предлог, для того чтобы объединить вместе несколько полупустых рейсов… «"Причины могут быть различными, в том числе объединение рейсов, несвоевременное прибытие воздушного судна, а также отмена рейсов заказчиками. Однако метеоусловия здесь ни при чем" – сказали в Росавиации».
          Неужели и Росавиации «занесли», если верить Олегу Лурье? Не верю.
          Политика – это ведь как игра в шахматы, целью ее является победа над противником, и для этой победы допускается идти на любые ухищрения, например, жертвовать фигурами… В экономике же совершенно иной стиль «игры», и жертвы недопустимы, упустив ситуацию в одной из сфер работы своего предприятия, можно получить разрастание проблем в других – тут не с шахматами надо сравнивать, а скорее, с раковой опухолью.
          Например, когда «Аэрофлот» решил задружиться с будущим хозяином своего базового аэропорта Аркадием Ротенбергом, в качестве политического жеста пришлось пожертвовать довольно значительной «фигурой» – собственными грузоперевозками, доверив их новому неопытному агенту – компании, купленной тем самым Ротенбергом. Итог – рухнувшие грузоперевозки и возмущенные клиенты, жалобы которых транслируются всеми ведущими СМИ. И если партию планшетных компьютеров недельку можно и подождать, то как быть, например, со срочными медицинскими грузами? Авиация – самый быстрый способ доставить такой груз на дальние расстояния, а «Аэрофлот» - самый крупный авиаперевозчик… С точки зрения экономики, это страшный провал для экономической безопасности авиаперевозчика: грузы не перевозятся, существенная часть дохода потеряна, приходится возмещать ее (как всегда) за счет клиентов, что с конкурентной точки зрения не оправдано. Зато с политической появился один большой, жирный плюс – сделали уступку серьезному человеку, может и он словечко замолвит в будущем… Вот такие последствия политического поступка авиакомпании, которая должна заниматься полетами и не лезть не в свое дело.
          И при чем тут черный PR? Все вышесказанное не только элементарно проверяется, но и во многом не отрицается самой авиакомпанией, в топ-менеджменте которой сидят разнообразные банкиры и юристы, но не профильные авиационные профессионалы. Разумеется, если в кресло генерального директора авиакомпании посадить банкира, являющегося к тому же прекрасным специалистом в области сделок по слиянию и поглощению (а Виталий Савельев именно такой специалист), он и будет заниматься слияниями и поглощениями – какие к нему могут быть претензии?
          Так что можете обвинять меня в чем угодно, но факты непреклонны: необходимо переориентировать деятельность «Аэрофлота» с поглощения авиационного рынка России на созидательную работу по укреплению своей производственной мощности. Все необходимые условия: инфраструктура, политическая и финансовая поддержка государства, узнаваемый бренд – для этого есть, осталось только дать строгий наказ – не лезьте в политику!
 

ГЕННАДИЙ МАКАРОВ


03.02.2016



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.013002872467041