Вестник гражданского общества

Программа для России. Часть 3. Принципы оптимальной политики

По материалам книги автора «К новому гуманному обществу (программа для России)»

          Междисциплинарная общеэкономическая теория определяет оптимальную политику как комплекс мер, обеспечивающих повышение темпов и качества экономического роста. Оптимальная политика выстраивается на основе тщательного всестороннего анализа текущего состояния социально-экономической системы. При этом обязателен учет прошлого исторического опыта, как позитивного, так и негативного. Исключаются необоснованные забегания и рывки «вперед», предпринимаемые безоглядными политическими сверхоптимистами и авантюристами, равно как и импульсивные возвраты «назад» под влиянием паникерства политических ретроградов. Необходимость оптимальной политики выстрадана историческим опытом России за последние 100 лет и должна стать её политическим императивом на обозримую перспективу. В новом гуманном обществе главной ценностью станет конкретный человек с его активной жизненной позицией и созидательным потенциалом. 

          Государственное строительство и эффективность власти. Статус социального государства, провозглашенный в российской конституции, уже давно вступил в противоречие с реальной действительностью. Стране необходимо социальное государство, которое обеспечивает национальную безопасность во всех её аспектах, планирует и реализует всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулирует функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализует в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращает недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантирует основные демократические свободы и законные права личности, способствует превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие. На пути к прогрессу Россия больше не имеет права скатываться ни к хаосу и анархии, ни к тоталитаризму и диктатуре. Долговременным интересам страны отвечает только политика планомерного, всестороннего, устойчивого, бескризисного развития на протяжении продолжительного периода.
          Жизнь требует устранить отчужденность власти от народа. С этой целью необходимо ликвидировать чрезмерные привилегии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (особый порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и пенсионного обеспечения и другие). Отменить статус неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Разработать кодекс административного поведения госслужащего, обязывающий чиновника работать объективно, беспристрастно, открыто, выслушивать все стороны и объяснять логику решения. Предусмотреть увольнение государственных служащих, систематически вызывающих нарекания со стороны людей. Обеспечить доступность для граждан информации о расходовании средств региональных и местных бюджетов путем размещения сведений о них в СМИ и в Интернете. На деле обеспечить открытость работы всех ветвей власти. Широко использовать Интернет для оперативного диалога населения с государственной администрацией, политиками и общественными деятелями, в том числе обеспечить свободный доступ населения к сведениям о работе официальных лиц.
         Часто поднимается вопрос о многопартийности в современном российском обществе. Конечно, в современном демократическом государстве должна существовать реальная политическая жизнь. В современном мире нет беспартийной демократии. Но не следует преувеличивать и фетишизировать роль многопартийности. Она не является непременным институтом гражданского общества. Чрезмерная многочисленность партий может быть и бесполезна, и вредна. Практика образования партии при очень небольшом числе её членов обычно обосновывается тезисом типа «гении всегда в меньшинстве». Да, гении всегда в меньшинстве, но не все, кто в меньшинстве – гении! Среди меньшинства много крикунов и демагогов с гипертрофированным честолюбием и демагогическими наклонностями, а то и просто жуликов с респектабельной внешностью, сугубо корыстными намерениями и хорошо подвешенными языками. Формальное соблюдение кристальной чистоты выборов ещё не гарантирует, что к власти придут действительно достойные люди. В истории немало примеров, когда народ избирает тех, кто затем ввергает общество в пучину бедствий. Вспомним хотя бы вполне демократический приход к власти Адольфа Гитлера и исторические последствия этого события для Германии, России и всей Европы.
          Те, кто сегодня ратует за безбрежную многопартийность, забывают, что демократия – это власть народа, а не какой-то одной или нескольких партий. Любая партия стремится к власти и, получив её, стремится навязать свои взгляды всему народу. Но народ – не совокупность партий. Народу нужна нормальная жизнь и благосостояние в настоящем и будущем, нужна возможность надежно планировать жизнь своих семей, будущее своих детей и внуков. Поэтому большинство предпочитает голосовать не за новоявленных «гениев», а за тех, кто имеет многолетний опыт эффективной государственной деятельности. По большому счету будущее народа зависит не от толкотни многочисленных партий и пафосной риторики их лидеров, а от способности народа сплотиться для достижения общей исторической цели. Сбережение и развитие России – вот главная цель.

          Демографическая политика. По прогнозу Центра демографии и экологии человека ИНП РАН в случае неэффективной демографической политики российского руководства численность населения страны к 2100 году может сократиться до 64 миллионов человек, т.е. более чем вдвое. Это, в целом, не расходится с оценками многих зарубежных экспертов. Годы «радикальной экономической реформы» в России ознаменовались демографической катастрофой. За период 1987-1997 г.г. ежегодная рождаемость упала с 17 до 8 человек (в расчете на 1000 жителей), а смертность увеличилась с 11 до 15 человек. Это очень серьезно. Для выправления ситуации необходимы значительный рост рождаемости и существенное снижение смертности. Предлагаемый в качестве панацеи приток мигрантов сам по себе не только не выправит ситуацию, но и может стать источником социальной напряженности и межнациональных конфликтов. Меры правительства – закон о материнском капитале и увеличение «детских» пособий – недостаточны. Проблема носит комплексный и системный характер. В ней, как в зеркале, отражаются все беды нынешней российской действительности. По результатам социологических исследований, для рождения и воспитания детей у россиян не хватает уверенности в завтрашнем дне. Чтобы смело рожать детей, россияне должны сознавать, что они и их семьи будут иметь благоустроенное жилье и достаток, что их дети будут иметь возможность получить нормальное образование, что им будет обеспечено доступное и качественное лечение в случае болезни, что они уверенно смогут строить свою жизнь в благополучном и стабильном обществе.
          В стране неуклонно возрастает доля пожилых в структуре населения, а меры по предупреждению и нейтрализации негативных последствий фактически не принимаются. Возросшее количество престарелых людей создает трудности для здравоохранения и социальных служб, требует дополнительного финансирования, разработки единого плана развития социальной сферы страны, с учетом интересов и насущных потребностей регионов. В связи с недостаточным финансированием с лицами предпенсионного и раннего пенсионного возраста в крайне малых объемах ведется физкультурно-оздоровительная, профилактико-реабилитационная и просветительская работа по вопросам психологических и физиологических особенностей, геронтологии, гендерных различий, профилактике заболеваемости и раннего старения, возможностях укрепления и реабилитации при конкретных заболеваниях. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к непременно немощным и больным. Генеральная Ассамблея ООН высоко оценивает вклад, который вносят пожилые люди в жизнь общества. Всеобщая декларация прав человека ставит цель сделать полноценной жизнь лиц пожилого возраста. Прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию, особенно для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором. Возможность самореализации в труде служит необходимым условием продления активной жизни и здорового старения. Проблемы преодоления безработицы молодых людей, которым требуются благоприятные условия, чтобы пополнить рабочую силу, тесно взаимосвязаны с политикой в области выхода на пенсию по старости. Беда пожилых ещё и в том, что в семьях, особенно расширенных, часто возникают проблемные ситуации, наблюдаются факты физического или психологического, прямого или косвенного насилия над пожилыми. В настоящее время традиционная установка на попечение о пожилых родственниках в семье меняется вследствие разных причин, из которых чаще всего встречается возрастание издержек семьи. Степень ответственности семьи за предоставление традиционного ухода и удовлетворение потребностей стареющих людей уменьшается параллельно с увеличением нагрузки на традиционных опекунов (как правило, женщин). Государство тратит громадные средства на развитие нанотехнологий, военной техники, а осуществление специальных мер, направленных на обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата - друзья и знакомые уходят из жизни, а группы по интересам, самопомощи и взаимопомощи, общественные объединения, локально организованные сообщества, включая религиозные организации, недостаточно развиты. Дома культуры, библиотеки, театры, музеи, концертные залы, кинотеатры - являются для пожилого населения важнейшими источниками поддержания контактов с культурными ценностями, но выход на пенсию ограничивает возможности пожилых людей нашей страны в пользовании услугами этих учреждений.
          Непоправимый вред здоровью населения наносят наркотики, неумеренное потребление спиртного и табачных изделий. Россия спивается. Отсутствие запретов ведёт к разложению общества, грозит стране самоуничтожением. Лицемерная забота наших либералов о свободе и демократии типа "пусть люди сами решают, гробить ли себя и как - посредством наркотиков, алкоголя, табака..." - это не что иное, как несусветная глупость. Этот внешне привлекательный тезис был бы уместен в некоем идеальном, процветающем демократическом обществе. Но он совершенно неуместен в нынешней России, переполненной проблемами и тяготами. Власть, которая во имя популизма не принимает необходимых жёстких мер по избавлению страны от губительных пороков, проявляет элементарную недальновидность и безответственность. По данным социологических опросов уже 60% россиян ставят на первое место проблему распространения наркотиков, оставляя позади даже бедность и терроризм. Очевидно, "сухой закон" в России нереален и ненужен. Но необходимо резко ограничить потребление винно-водочных и табачных изделий. Введение этих ограничений должно сопровождаться упреждающими мерами по пресечению контрабанды, употребления суррогатов, возникновения нелегальных рынков. Нелегальная торговля спиртным и табачными изделиями, равно как и любая торговля наркотиками, должны наказываться самым жестоким образом. Только такими мерами можно, в конце концов, остановить угрозу превращения России в страну пьяных дебилов, обитающих на рыночном кладбище.
          Междисциплинарная общеэкономическая теория рассматривает выращивание и воспитание детей как разновидность труда, как родительский труд. На него распространяются все закономерности трудового процесса. "Продукцией" родительского труда являются молодые граждане страны. Их количество и качество зависит от тех же социально-экономических факторов, что и любой трудовой процесс. Среди этих факторов - мотивация труда, численность рабочей силы (родителей), средства труда (инфраструктура), жизненные ресурсы и т.д. Все факторы взаимосвязаны. Ни один из них нельзя игнорировать: без любого из них родительский труд становится невозможным, а следовательно становится невозможным существование и развитие общества. При игнорировании какого-либо из факторов родительского труда неизбежно возникает демографический порочный круг: снижение численности населения ведёт к замедлению экономического роста, а это замедление, в силу обратной связи, усугубляет демографическую ситуацию. Как показывает исследование, нынешняя демографическая проблема в России должна рассматриваться, в первую очередь, как кризис мотивации родительского труда. Переведём эту научную формулировку на более понятный язык: в нынешней социально-экономической ситуации многие россияне просто не хотят растить и воспитывать детей! Не хотят, считая это для себя непосильным или обременительным делом. Предотвратить такое гибельное для страны развитие событий может только своевременная и решительная государственная политика, предусматривающая весь комплекс необходимых мер, а не только точечные финансовые вливания.
          Представляется недопустимым конъюнктурное противопоставление одних мер другим, преувеличение значения одних мер и игнорирование других. Речь должна идти о выстраивании единой комплексной системы исчерпывающих мер для решения демографической проблемы. Например, некоторым узколобым экономистам трудно понять, какая связь между демографической проблемой и некоторыми "чисто экономическими" вопросами. Например, какая связь между демографическим кризисом и нынешним диким социальным расслоением. Ведь рожают и богатые, и бедные, а в бедных семьях часто бывает больше детей, чем в богатых, - с учёным апломбом рассуждают некоторые. На этом основании делается "научный" вывод о слабом влиянии социального расслоения на состояние демографической ситуации. Междисциплинарная общеэкономическая теория отвергает такой примитивный подход. Она прямо включает социальные, психологические, нравственные, этические аспекты в сферу экономической деятельности. Может ли возникнуть желание рожать и воспитывать детей в семье, если мать и отец заранее знают, что их детям уготована бедность; что им придётся учить своих детей унижаться и подхалимствовать перед богатыми ради элементарного выживания; что им придётся внушать своим детям стереотип безнравственности и поклонения культу наживы любой ценой; что в этом мире всё продаётся и покупается, а важнее денег нет ничего на свете. Если мать и отец - порядочные люди, то они едва ли проникнутся в такой обстановке горячим желанием решать демографическую проблему, сколько бы красивых слов и горячих призывов не раздавалось в их адрес. Даже материнский капитал и детские пособия могут не подействовать. С другой стороны, и богатые семьи далеко не всегда спешат обзаводиться детьми, предпочитая роскошную жизнь и личную свободу повседневной заботе о детях. Как видно из сказанного, российское государство обязано рассматривать демографическую проблему в качестве важнейшего приоритета своей политики.

          Экономическая политика. Надо быть объективным. Нельзя не видеть и того хорошего, что внесло в нашу жизнь перестроечное двадцатипятилетие. Разрядка в международных отношениях, исчезновение вечного страха перед возможностью начала ядерной войны. Свобода творчества и возможность предпринимательской деятельности, отсутствие политических репрессий, широкие возможности выбора профессии, свобода торговли. Широкие связи с внешним миром, возможность зарубежных поездок. Возможность учёбы, работы и отдыха за границей. Разнообразие продуктов питания, одежды, обуви, всевозможных услуг для населения. Совершенные модели импортных автомобилей, великолепная бытовая техника. Новейшие средства связи и информации. Компьютеры, мобильные телефоны и интернет. О многом из этого советские люди не могли и мечтать, и нынешние россияне отнюдь не желают с этим расставаться. Но беда в том, что мы слишком многим обязаны не своим усилиям, а импорту. Все эти блага свалились на нас благодаря исчезновению «железного занавеса», открытости страны, свободе торговли, либерализации цен. Всё это мы покупаем за валюту. Нам постоянно нужна валюта, много валюты. И, когда снижаются цены на нефть или начинаются катаклизмы на мировых финансовых рынках, это напрямую затрагивает нас. Пока нас ещё выручает валютная заначка, но в долгосрочной перспективе она перестанет быть волшебной палочкой-выручалочкой. Неизбежно придётся работать самим. И чем быстрее это будет осознано, тем лучше.
          Экономическая политика должна быть в первую очередь направлена на восстановление и развитие отечественного производства, разрушенного бездумными реформациями 90-х годов. России необходима новая индустриализация. Огромная, многонациональная и ракетно-ядерная страна должна быть в состоянии кормить, одевать, обувать себя самостоятельно. Необходимо ликвидировать опасную и позорную зависимость от заграницы в обеспечении населения жизненно важными товарами. Это не означает изоляции страны от мировой экономической системы. Разумная интеграция в мировую экономику, рациональная внешняя торговля и взаимовыгодное международное сотрудничество – составные части оптимальной экономической политики. Но интеграция не должна быть чрезмерной, не должна приводить к потере национальной безопасности. В этом аспекте следует рассматривать и членство России в ВТО. Восстановление и развитие отечественного производства необходимо вести в плановом порядке, вовлекая предприятия всех форм собственности, на основе бюджетных и внебюджетных средств, с привлечением иностранных инвесторов (в том числе – под твердые государственные гарантии), с созданием совместных предприятий, преимущественно на российской территории.
          Большое общественное значение имеет экономическая профилактика. Известно, что легче предупредить болезнь, чем её лечить. Это в полной мере относится и к экономике, особенно к нынешней российской. Необходимы действенные меры по предотвращению аварий и катастроф. В производство внедряются безграмотные и безответственные решения. Часто отсутствуют технологические регламенты на проектирование, строительство и эксплуатацию сложных объектов. Ухудшается экологическая обстановка. «Положительные» заключения, лицензии и сертификаты качества можно просто купить. Обостряется проблема нехватки квалифицированных кадров во всех отраслях. Человеческий фактор все чаще становится причиной аварий и катастроф. Ситуация усугубляется притоком неквалифицированных мигрантов. Настоящим бедствием стали коррупция и недисциплинированность среди чиновников, равно как и обман, необязательность и жульничество в среде предпринимателей. В такой обстановке едва ли оправданны назойливые призывы к «презумпции невиновности предпринимателей». Эта юридическая норма должна применяться к предпринимателям не меньше, но и не больше, чем ко всем гражданам. Предпринимательская деятельность почти всегда несёт в себе риски антиобщественного поведения во имя личной выгоды. Поощряя компетентных и ответственных предпринимателей, следует в неменьшей степени ставить заслон ретивым неумехам и мошенникам. Опыт 90-х годов убедительно продемонстрировал всю пагубность безоглядной и гипертрофированной «экономической свободы» на современной российской почве, и не следует к этому возвращаться.

          Инфляция и конкуренция с российской спецификой. Эта тема была ещё пять лет назад подробно рассмотрена в статье [22]. С тех пор положение мало изменилось. Инфляция стала хроническим недугом российской экономики. Рост цен «съедает» весьма скромное повышение доходов и является серьезным препятствием на пути к повышению жизненного уровня большинства населения. Следует осознать, что в основе российской инфляции и до сих пор лежат последствия "шоковой терапии" начала и середины 90-х годов. В одночасье стало возможным зарабатывать не путём выпуска реальной продукции, а путём повышения цен при свёртывании производства. В тотально монополизированной советской экономике цены удерживались в приказном порядке. В либеральной экономике при свободном ценообразовании ограничителем цен служит конкуренция. И вот первый ограничитель исчез, а второй не появился. Экономика оказалась и без плана, и без рынка. Это и явилось причиной стагфляции начала 90-х.
          Этот всплеск спекулятивной мотивации оказался настолько сильным, что инерция этого психологического фактора сохраняется до сих пор. Предпочитают идти по линии наименьшего сопротивления: ведь повышать цены куда проще, чем наращивать выпуск, совершенствовать технологию, заботиться о качестве продукции. Возникла и до сих пор раскручивается инфляционная спираль зарплата-цены. Этот порочный круг усугубляется сильной зависимостью страны от импорта. В этом аспекте всплеск инфляции частично объясняется ростом объёма денежной массы, за которым не успевает рост предложения отечественных товаров, а дорожающее импортное продовольствие лишь подливает масла в огонь. Сдерживание инфляции по традиции предлагается путем всемерного ограничения денежной массы в виде денежных доходов населения и бюджетных ассигнований на развитие экономики. Необходимость сохранения низкого уровня заработной платы в бюджетном секторе и такого же уровня пенсий на протяжении многих лет обосновывается угрозой роста инфляции. В то же время в рыночном секторе, не подвластному правительству, высокие темпы роста зарплаты сохраняются и даже растут сверх всякой меры.
          Повышенное внимание к монетарной составляющей инфляции говорит об укоренившейся в сознании веры в монетаристские способы регулирования рынка. В российской действительности бездумное следование монетаристским догмам уже дорого обошлось населению и экономике. Повышение мировых цен на продовольствие, спровоцированное тем, что при нынешнем уровне цен на нефть значительные объемы сельскохозяйственного сырья стали использоваться для производства моторного топлива, потребовало от многих стран введения регулирования цен в тех или иных масштабах. Меры по регулированию цен вводятся во всех странах по мере необходимости, то есть в тех случаях, когда товарные ресурсы не покрывают нормальный спрос, а рост цен влечет за собой нежелательные последствия в виде роста социальной напряженности или раскрутки инфляции в смежных сферах производства. Конечно, самым надёжным средством борьбы с инфляцией в нынешней России является восстановление и развитие отечественного производства, увеличение предложения нашей собственной продукции на товарных рынках, продажа её населению по доступным ценам. Но на это требуется время. Кроме того, этот процесс сам по себе не пойдёт или пойдёт крайне медленно. Ему мешают последствия спада производства, разбалансированность между отраслями после отказа от централизованного планирования, рецидивы модной "дезинтеграции", изношенность оборудования, несовершенство технологий, неразвитость инфраструктуры, усугубляющаяся нехватка компетентных кадров, высокий уровень экономической преступности и многие другие негативные факторы, накопившиеся за годы "радикальной экономической реформы". В этой обстановке необходимы и административные меры по сдерживанию цен. Рыночная экономика России не должна быть стихийной и спекулятивной. Она должна стать регулируемой, производительной и социально ориентированной.
          Бесконечные упования на конкуренцию прикрывают профессиональную несостоятельность многих ортодоксальных рыночников и чиновников на ответственных постах в экономических ведомствах. Они насаждают конкуренцию даже там, где она неуместна и вредна. Для оценки обанкротившейся идеи разделения системы электроснабжения на монопольные и конкурентные области даже невозможно подобрать корректное выражение. Остается радоваться, что у наших рыночных энтузиастов ещё не дошли руки до аналогичной "дезинтеграции" газовой отрасли. Другой пример - утверждения о том, что конкуренция позволит решить проблемы ЖКХ. Конкуренция полезна и востребована лишь при оказании частными предпринимателями несложных ремонтных услуг в квартирах. Но по большому счету конкуренция в сфере ЖКХ – обман обывателя, маскирующий уход государства от обязательств в сфере жизнеобеспечения. Состояние отрасли определяют котельные, водопроводные станции и станции водоочистки, которые были и останутся безальтернативными, как и инженерные сети. Вместо планомерного приведения мощностей коммунальных предприятий в работоспособное состояние подбрасывают населению мифическое право выбора управляющей компании.
          Примечательно, что неумеренные любители конкуренции не выговаривают слово «специализация», которая является антиподом примитивно воспринимаемой конкуренции. Однако именно специализация в сочетании с концентрацией производства является залогом успеха в завоевании лидирующего положения на современном рынке. В первую очередь это относится к высокотехнологичным отраслям производства, выходящим на глобальный рынок.
          Конечно, в современной рыночной экономике ценообразование и конкуренция по-прежнему взаимосвязаны. Но давно ушли в прошлое времена полного господства благотворной свободной конкуренции, этого честного соревнования товаропроизводителей, двигателя экономической эффективности и научно-технического прогресса. Такая конкуренция осталась лишь на бумаге в экономико-математических моделях, с помощью которых студентов учат экономической теории. В реальной жизни конкуренция, не утратив своей былой роли, приобрела совершенно новые черты, часто выходящие на первый план. Современная конкуренция слишком часто бывает недобросовестной, оборачивается крайней степенью эгоизма. У конкурентной экономики со временем выявились такие недостатки, как расточительность использования ресурсов в погоне за немедленной прибылью, экономическая неэффективность, резкое неравенство доходов, систематические нарушения рыночного механизма, неустойчивость.

          Борьба с коррупцией. Коррупция в стране получила широкое распространение. Она есть и в других странах, но в нынешней России она особенно опасна. Она уже фактически подменяет собой реальную продуктивную деятельность и стала серьезным препятствием на пути экономического роста. Без решительных и системных мер коррупцию не преодолеть. Важно подчеркнуть - здесь недопустимы ни промедление, ни массовые репрессии: промедление ввергнет страну в разряд слаборазвитых, а массовые репрессии возвратят страну во времена сталинского ГУЛАГа.
          Почему-то принято считать, что коррупция - это болезнь чиновничества. Что касается бизнеса, то его обычно считают непременно честным. Постоянно говорят о необходимости защищать бизнес от коррумпированных чиновников. Вот очистим бизнес от нечистых на руку чиновников, и дела у нас пойдут хорошо. Вот уменьшим роль зловредного государства в экономике, и дела пойдут ещё лучше. Возникнет "благоприятный инвестиционный климат" - идея фикс наших либералов. Но как возник наш российский бизнес? В 1991 году в результате ваучерной приватизации собственность захватили директора и госчиновники. Из опекунов народного добра они превратили себя в собственников. Падение советской власти многие ис¬пользовали в целях личного обогащения. Целые состояния были сделаны в период "шоковой терапии". Ваучерная приватизация была не чем иным, как более упорядоченным процессом передачи собст¬венности в руки номенклатуры и организованной преступности. С каждым витком приватизации коррупция усиливалась, ибо никаких механизмов контроля над обвальной приватизацией не было. Затем начался этап липовых аукционов, захвата заводов, подкупа чиновников, подлога документов и ряда других мер для того, чтобы захватить производственный сектор экономики. Этот бандитский захват подавался как реформа, как переход к рыночной экономике. Большего кощунства не придумать. Дележ со¬ветских заводов между монополистами без вся¬кого закона, путем мафиозных разборок, заказных убийств и взяток, никак нельзя назвать перехо¬дом к рыночной экономике. Коррупция стала главным элементом процесса приватизации. Создалась беспрецедентная ситуа¬ция. Новоявленные владельцы средств производства стремились не к тому, чтобы усилить своё производство, а к тому, чтобы как можно скорее выкачать из него всё, даже если это приведёт к его разруше¬нию. Сколько ужасающих примеров по всей России, как растащили, разворовали, распродали целые заводы, пароходства, институты и другое добро!
          Захват средств производства коррумпированной номенклатурой стал национальной катастрофой для России. Это привело к деиндустриализации страны и обнищанию народа, к ослаблению её обороно¬способности. За прошедшие с тех пор 20 лет, конечно, социально-экономическая ситуация улучшилась. Но сильно ли поменялся менталитет наших толстосумов? Много ли у нас фордов, ротшильдов, гейтсов - созидателей реальной экономики? Много ли у нас высокоэффективных частных собственников, налаживающих отечественное производство, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, повышающих качество продукции? Они есть, но их мало. Наша экономика, к сожалению, в значительной мере остаётся спекулятивной, а подчас и криминальной. Коррупция процветает и среди чиновничества, и в среде бизнеса. Система "откатов" получила повсеместное распространение. И бороться с этим злом надо системно и комплексно. Не обойтись без серьёзного пересмотра коррупционного законодательства, принятого в 90-е годы и действующего до сих пор. Пока этого не произойдёт, мы так и будем заниматься «сизифовым трудом» - одной рукой плодить экономические преступления, а другой - бороться с ними.
          Необходим ряд новых законов. Надо вводить прогрессивную шкалу налогообложения. Надо вводить закон, делающий возможным изъятие стратегически важных предприятий у неэффективных и недобросовестных собственников. Нужен закон о регулировании оплаты труда в Российской Федерации с тем, чтобы оплата труда первых лиц на предприятии любой формы собственности была привязана к средней зарплате на этом предприятии. Надо вводить обязательные декларации об источниках доходов при покупке предметов роскоши и других товаров очень высокой стоимости. Надо пересматривать закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, вводить уголовную ответственность за лжепредпринимательство. Следует ввести в цивилизованные законодательные рамки понятие коммерческой и банковской тайны, чтобы эта тайна перестала быть прикрытием бессовестных махинаций, способом незаконного обогащения. Необходимо усилить административную и уголовную ответственность за взяточничество, причем в первую очередь среди высокопоставленных чиновников, а уж затем спускаться на бытовой уровень, ибо высокопоставленные чиновники не имеют права подавать пример коррупционного поведения рядовым гражданам. Гражданское общество должно проникнуться важностью этой проблемы, настойчиво требовать у власти конкретных мер по её решению, с отчётами о результатах этой работы. Меры по борьбе с коррупцией должны объективно и широко освещаться в средствах массовой информации. Следует усовершенствовать избирательную систему, чтобы к власти на всех уровнях приходили честные и неподкупные люди, для которых судьба страны и её народа были бы важнее собственного кармана.

          Социальная политика. Социальные расходы государства за последние годы выросли. Но положение нельзя признать удовлетворительным. Официальная статистика дает вполне благополучные цифры по безработице. На деле ситуация хуже. Многие недовольны своей работой и зарплатой, нет перспектив для карьерного роста. Плохо с трудоустройством выпускников высших учебных заведений. Прием на работу сплошь и рядом осуществляется на основе родства, кумовства и знакомства. При этом уровень образования, способности и деловые качества отходят на задний план, и это является одной из серьезных причин низких темпов и качества экономического роста. Недопустимо велика дифференциация доходов. При огромном богатстве немногих, слишком многие живут более чем скромно, а часто и за чертой бедности. Уровень доходов часто не связан с реальной пользой для общества и не способствует формированию заинтересовывающей мотивации к труду. Учителя, врачи, ученые, работники культуры получают недопустимо мало на фоне многих других профессий. Существующая пенсионная система неэффективна и не дает уверенности в будущем. Прибавка к пенсиям «съедается» опережающим ростом цен. Много говорят о необходимости особой пенсионной системы для среднего класса, предполагающей развитие «накопительного компонента». Эффективность такой политики сомнительна. Пенсии должны выплачиваться в твердом и достаточном размере из бюджета. А дополнительные средства представители среднего класса в состоянии накопить самостоятельно.
          В целом, социальное государство - а Россия по конституции является именно таким государством - обязано гораздо больше внимания уделять социальной политике. Меры социальной поддержки населения должны быть достаточными, понятными и надежными. Они должны обеспечить уверенность каждого гражданина в завтрашнем дне. Как уже говорилось, эта уверенность – главное условие решения демографической проблемы. Необходимы меры для значительного увеличения бюджетных ассигнований на социальную политику. Дополнительные средства на эти цели следует искать в рациональном перераспределении доходов от богатых к бедным путем прогрессивного налогообложения. Пора прекратить непродуктивные разговоры о зловредности принципа «отнять и поделить». Да, именно так, надо перераспределять доходы. Это делается в большинстве развитых стран, в том числе и в тех, которые не провозгласили себя по конституции социальными государствами. А уж в России это и подавно необходимо сделать.

          Аграрная политика. Россия издавна и по сию пору – аграрная страна. Но именно сельское хозяйство было и остается слабым местом России. В советское время индивидуальные крестьянские хозяйства были фактически разрушены и заменены колхозами и совхозами. Как показало время, это не стало полноценной заменой. Конечно, это позволило осуществить механизацию на крупных посевных площадях, но оплата труда и материальная заинтересованность сельских тружеников были на крайне низком уровне. В постперестроечной России, наоборот, упор сделали на индивидуальные фермерские хозяйства, основательно разрушив колхозы и совхозы. Но это не привело к созданию современного цивилизованного класса фермеров, с их разнообразной техникой для самых разных сельхозработ, с высокой заинтересовывающей мотивацией и обустроенным сельским бытом. В сущности, жизненно важная для России аграрная проблема не решена и до настоящего времени. Попытка в 90-е годы перевести сельское хозяйство на чисто рыночные отношения закончилась провалом.
          Сельское хозяйство — это не просто отрасль экономики. Это треть населения нашей страны. Аграрный сектор не может быть только бизнесом. Это важное государственное дело. Необходимо перейти от «помощи» сельскому хозяйству к государственной аграрной политике. Основой сельскохозяйственного производства должны стать вертикально интегрированные агропромышленные, перерабатывающие и торговые производственные комплексы. Наряду с этим необходимо всячески поддерживать индивидуальные (фермерские) хозяйства, в том числе путем предоставления крестьянским хозяйствам льготных государственных кредитов, бесплатной выдачи земли в собственность для ведения хозяйства и индивидуальной застройки, отмены налогов на первые годы становления хозяйства. Особое внимание следует уделить созданию и развитию отечественного производства малой сельскохозяйственной техники для механизации труда фермеров, с продажей её по доступным ценам. Ввести государственное регулирование цен на горюче-смазочные материалы, сельхозтехнику, запчасти, минеральные удобрения.
          Необходимо создавать льготные условия для желающих переехать из городов в села для постоянного проживания и работы. Это будет способствовать снижению безработицы, решению проблемы моногородов, привлечению в село грамотных специалистов и квалифицированной рабочей силы. Предоставлять земельные участки, выдавать ссуды на обустройство, помогать в обеспечении необходимыми материалами, осуществлять в плановом порядке строительство сельских школ, поликлиник и больниц, культурных учреждений. Финансировать и развивать сельскохозяйственную науку, образование, осуществлять переподготовку кадров, внедрять в практику результаты научных исследований. Увеличить бюджетные ассигнования на строительство дорог в сельской местности. Форсировать электрификацию и газификацию села. Организовать беспрепятственную и неспекулятивную доставку сельхозпродукции от производителей к потребителям, законодательно регулировать деятельность торговых посредников, убрать лишних посредников.
          Членство России в ВТО ни в коем случае не должно стать препятствием для развития отечественного сельскохозяйственного производства. Ввоз в страну импортной сельхозпродукции должен применяться лишь в случае непредвиденной необходимости (природные катаклизмы) или той продукции, которая по климатическим условиям не может быть произведена в России. При планировании экспорта сельхозпродукции - учитывать необходимость первоочередного насыщения внутреннего рынка, с продажей сельхозтоваров населению по доступным неспекулятивным ценам. При осуществлении земельной политики – соблюдать принципы законности при вовлечении земли в коммерческий оборот, сохранять земли для нужд сельскохозяйственного производства, создавать действенные стимулы для заселения обезлюдевших аграрных территорий. Пресекать спекуляцию землей. Разбюрократизировать, покончить с волокитой и злоупотреблениями во всем, что касается садово-дачных участков. Избавить их владельцев от утомительной и унизительной беготни за многочисленными справками, от произвола чиновников.

          Кредитно-денежная и налоговая политика. Нынешние финансовые институты не соответствуют принципам социального государства. Непомерно велико и продолжает увеличиваться число банков. Центробанк не принимает достаточных мер по их санации и предотвращению антиобщественной, сугубо корыстной и спекулятивной деятельности. Коммерческая и банковская «тайна» продолжает оставаться инструментом незаконного обогащения и финансовых махинаций. Цены и тарифы неуклонно растут. Попытки их регулирования не дают ощутимых результатов. Борьба с инфляцией скорее декларируется, чем осуществляется. Государство не применяет необходимых административных мер по ограничению неоправданного роста цен, хотя это давно делается в других странах. Антиинфляционные ограничения денежной эмиссии не всегда оправданны. Признавая необходимость стабилизационного фонда, следует признать и необходимость корректировки механизма его размещения и использования в интересах страны.
          Непомерно велик отток капиталов из страны. Плохо стимулируется приток прямых иностранных инвестиций в отечественное производство. Не осуществляется государственный контроль над целевым использованием этих инвестиций, почти не используются государственные гарантии своевременного их освоения с выгодой для инвесторов, во многих случаях средства просто разбазариваются или уворовываются. Это не способствует созданию «благоприятного инвестиционного климата», этой притчи во языцех наших либеральных оракулов, за которую они продолжают неуклонно сражаться с настойчивостью, заслуживающей лучшего применения.
          Вопреки статистике, реальная собираемость налогов оставляет желать лучшего. Необходимы более решительные меры в борьбе с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством. Ныне действующую «плоскую» шкалу налогообложения доходов по ставке 13% следует заменить на прогрессивную. Ссылки на несвоевременность такой меры несостоятельны. Надо использовать опыт других стран, где прогрессивное налогообложение доходов давно и нормально работает. Речь идет именно о доходах, а не об имуществе. Что касается последнего, то и его следует обложить прогрессивным налогом. Но из перечня налогооблагаемого имущества следует исключить квартиры, давно приватизированные гражданами, для которых прогрессивный налог может оказаться несправедливым и непосильным.

          Жилищная политика. В социальном государстве, каковым по конституции является Россия, нельзя отдавать жилищную проблему во власть рыночной стихии. Необходимо государственное регулирование цен на жильё. Не допускать выселения должников по квартплате без судебного решения. Запретить коммерческую «точечную» застройку без согласия жителей близлежащих домов. Запретить жилищное строительство без надлежащей инфраструктуры. Разработать и реализовать государственную программу массового строительства социального жилья. Необходима система государственных мер по льготному обеспечению жильём малообеспеченных граждан, по расселению из аварийного и ветхого жилья, по охране прав престарелых одиноких людей, давно проживающих в больших квартирах.
          Серьезной корректировки требует система управления жилищно-коммунальным хозяйством. Грубой ошибкой стало самоустранение государства из этой сферы. На плечи небогатых российских квартиросъемщиков государство взвалило неподъемный груз. Бесплатная приватизация жилья не изменила ситуации. Давно пора признать, что ЖКХ в целом является естественной монополией. Конкуренция возможна и целесообразна лишь при оказании жильцам несложных ремонтных услуг. Всё остальное требует ответственного и грамотного управления при оперативном контроле со стороны региональной власти. Создание частных управляющих компаний и наделение их правами полностью самостоятельных хозяйствующих субъектов лишь усугубило проблемы и внесло неуправляемость в сферу ЖКХ. Самостоятельная хозяйственная деятельность сплошь и рядом подменяется бездеятельностью, обманом и наглым вымогательством денег у жильцов за неоказываемые услуги. Надо исправить эту ситуацию. Если уж не полный возврат сферы ЖКХ под государственное управление, то, по крайней мере, законное право региональных властей влиять на их деятельность, пресекать безобразия. Законодательно установить максимально допустимую долю расходов населения на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не выше 10% от совокупного дохода семьи. Предельно упростить и дебюрократизировать процедуру получения жилищных субсидий. Узаконить государственный контроль над тарифами в сфере ЖКХ, усилить ответственность за нарушение этого законодательства вплоть до введения уголовной ответственности.

          Здравоохранение. Продолжает ухудшаться качество медицинских услуг. Пациенты недовольны ошибочной диагностикой, неэффективным лечением, дорогими лекарствами. Низка квалификация многих врачей и медсестер. Много недостатков в организации медицинского обслуживания. Отечественная фармацевтическая промышленность фактически разрушена, жизненно важные лекарственные средства приходится завозить из-за границы. Низка ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Сегодня 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медицинские обследования только в случае болезни. Не уделяется должного внимания профилактике заболеваний. Слишком много медицинских услуг стало платными, и эта плата неуклонно растет. Формально бесплатные медицинские услуги сплошь и рядом недоступны из-за больших очередей.
          Государство обязано навести порядок в здравоохранении. Не исключая платности высококвалифицированных медицинских услуг, в социальном российском государстве следует не на словах, а на деле обеспечить бесплатное медицинское обслуживание для большинства населения по важнейшим жизненным показаниям. Необходимо повышать ответственность врачей за достоверность диагностики и эффективность лечения. Усилить административную и ввести уголовную ответственность за систематические и грубые медицинские ошибки, равно как и за злостную халатность, невнимание и бездушное отношение к пациентам. Значительно повысить требования к медицинским вузам в подготовке высококвалифицированных специалистов. Ввести в образовательные программы вузов более продолжительную и содержательную практику в медицинских учреждениях для получения диплома врача.
          Развитие широко рекламируемых «кластеров» для выпуска лекарственных средств из привозных импортных субстанций не решает проблемы российского здравоохранения, закрепляет зависимость страны от заграницы в этой жизненно важной сфере. Необходимо восстанавливать и развивать отечественную химическую промышленность для производства собственных лекарственных субстанций. В школьном образовании следует сделать химию обязательным предметом, как это было в советское время. Ввести в вузах дополнительные новые специальности по фармацевтике и биохимии, усилить их связь с теоретической и практической медициной. Повысить требования к диссертациям на соискание ученых степеней химических и медицинских наук, обращая особое внимание на их новизну и практическое значение. Разработать и реализовать систему мер по периодической переподготовке врачей и подтверждению их квалификации в практической работе. Систематически повышать зарплату врачей и медсестер всех специальностей, не допуская дискриминации.

          Наука и образование. Неблагополучное положение в сфере науки и образования было рассмотрено в статье [23]. Об этом же говорилось и в моем письме в редакцию «Российской газеты» [24]. С тех пор положение не только не улучшилось, а заметно ухудшилось. Академия Наук окончательно превратилась в пристанище для престарелых ученых, которые скорее занимаются бесконечным продолжением своих докторских диссертаций, чем новыми актуальными научными направлениями. Многие академические институты фактически остались лишь на бумаге: ни о новом серьезном вкладе в фундаментальную науку, ни о связи с практикой нет и речи. Конечно, есть и приятные исключения, но они не меняют общего безрадостного положения. Более того, многие академики научились изощренно втирать очки и выпрашивать деньги у государства. В обстановке клановости и бесконтрольности происходят уж совсем возмутительные вещи. Широкое распространение получил откровенный плагиат. Тиражируют статьи и даже «изобретения», лишь слегка изменив заголовки и тексты своих прежних работ. Плодят недобросовестных кандидатов и докторов наук. Более того, не гнушаются переводом на русский зарубежных работ и отправкой их в печать под своим именем в слегка измененном виде. Такого маразма наша наука ещё не знала!
          Важной составной частью экономической политики является политика в сфере технических новшеств. Это отдельная большая тема. Здесь же следует подчеркнуть один существенный момент. Едва ли разумно увлекаться модными рассуждениями о «новой экономике», «инновационной экономике», «умной экономике», «экономике знаний» и так далее в том же духе. В этих рассуждениях много пустозвонства и маниловщины. Хороши далеко не любые инновации. При более внимательном рассмотрении сплошь и рядом выясняется никчемность многих из них, а то и вредоносность и даже опасность. Сегодня надо вытаскивать наше хозяйство из трясины, применяя при этом только те инновации, которые гарантируют увеличение выпуска и повышение качества изделий, создание новой, действительно необходимой россиянам продукции.
          Не лучше положение и в образовании. Продолжается снижение его качества. В вузы приходят абитуриенты с «эмбриональным» уровнем развития. Требовательность вузовских преподавателей резко понизилась с переводом вузов на «подушевую» систему финансирования. Теперь отчисление тупиц и бездельников накладно для вуза – от числа студентов зависит его финансирование. Качество чтения лекций и проведения практических занятий резко ухудшилось по причине непрофессионализма многих преподавателей. Низкая заработная плата выталкивает из вузов молодых перспективных специалистов. Взяточничество в вузах приобретает новые изощренные формы. Ученые советы вузов продолжают по инерции и с помощью накатанной схемы плодить армию кандидатов и докторов наук низкого качества. Результативность работы вузовского ученого продолжают оценивать по количеству опубликованных статей и по числу подготовленных кандидатов. Качественная сторона при этом не учитывается. При таком положении не вызывает удивления тот факт, что отечественные вузы столь низко котируются в мировом образовательном сообществе.
          И вот новое руководство министерства начало делать что-то реальное по исправлению этого безобразного положения. И что тут началось! Вопли «оскорбленных» академиков. Массовые протесты ректоров против признания их вузов неэффективными. Умело организованные массовые протесты студентов в защиту «родных» вузов. Поездки в Москву глав регионов, чьи дети и дети их родных и знакомых никак не смогут обойтись без «своих» вузов. Громогласные спекуляции политиков, зарабатывающих политические дивиденды не недовольстве новым министром. И, конечно, выступления в Государственной Думе с требованиями немедленной отставки «антинародного» министра. Не хотят понять, что дело не в личности министра, а в объективно неудовлетворительном состоянии науки и образования в стране. Если в ближайшие годы власть не предпримет кардинальных мер для улучшения ситуации в науке и образовании, Россия всерьез и надолго скатится в разряд слаборазвитых стран.

          Молодежная политика. Сегодня молодежь в большинстве своем сталкивается с серьезными жизненными трудностями: платное образование, очереди и невнимательное отношение в поликлиниках, сложности с трудоустройством, отсутствие собственного жилья и др. Брошенная на произвол судьбы молодежь – серьезная опасность для будущего страны. Невозможность реализовать себя, найти свое место в жизни приводит к росту насилия, преступности, алкоголизма, наркомании. Как уже говорилось, неясность и непредсказуемость жизненных перспектив создает угрозу обострения демографической проблемы. Невнимательное отношение государства к проблемам молодежи не может быть оправдано никакими рыночными преобразованиями.
          Мотивация к труду подрывается многочисленными примерами продвижения молодых по образовательной и карьерной лестнице не по способностям, знаниям и прилежанию, а по родству, кумовству, знакомству. В такой обстановке у многих опускаются руки, подрывается вера в справедливость, возникают протест и экстремистские настроения. Плохой пример для молодежи подают коррупция, воровство, мошенничество, жульничество, имитация реальной работы среди взрослых и с виду респектабельных граждан. При виде этого у молодых возникает неверие в собственную дееспособность и убеждение в том, что для жизненного успеха необходим не столько честный и умелый труд, сколько ловкачество, приспособленчество, неуемная жажда личной выгоды любым способом. Это подпитывает почву для роста преступности. Отсюда логически вытекает и нежелание работать над своим интеллектуальным уровнем, получать действительно качественное образование. Такая обстановка растления молодежи недопустима в государстве, объявляющем себя социальным. Необходима государственная программа по молодежной политике, способная коренным образом переломить ситуацию в этой сфере, жизненно важной для будущего страны.

          Внешняя политика и обороноспособность страны. Междисциплинарная общеэкономическая теория определяет основное противоречие нашей эпохи как противоречие между обострением глобальных проблем и разъединением людей перед лицом общей опасности. Нынешний мир переживает тяжёлые времена. Нарастают глобальные угрозы. Нехватка продовольствия, проблемы с энергоресурсами, истощение запасов полезных ископаемых, глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, подъём уровня мирового океана, разрушение озонового слоя атмосферы, сокращение и поражение лесных массивов, эрозия почвы, расширение пустынь, умирание озёр, уменьшение запасов подземных вод, угроза ликвидации существующих видов животных и растений, возникновение новых свалок для токсичных отходов и отравление ими грунтовых вод - всё это реальности, которые создают угрозу сохранения жизни на Земле. По всему миру насчитываются уже миллионы беженцев. Неконтролируемая миграция представляет реальную опасность для политической стабильности и сохранения мира. Международный терроризм - лишь следствие обостряющихся глобальных проблем. С ним не справиться только военными мерами. Применение силы оправдано лишь в контексте широкой и скоординированной политики в рамках Организации Объединённых Наций.
          Эта организация должна стать более дееспособной. Перед ООН ныне встаёт труднейшая историческая задача, от решения которой как никогда прежде зависит само существование человечества. Необходимо организовать поворот мирового общественного сознания от безудержного эгоизма к разумному самоограничению, от безразличия к помощи, от конкуренции к координации, от конфронтации к сотрудничеству. Человечество не сможет выжить, если не научится действовать по согласованному разумному плану. Нужны крупные международные проекты: гуманитарные, научно-технические, социально-экономические. Россия может и должна быть сильной и самостоятельной. Она может и должна играть более активную организующую роль в коллективном процессе, направленном на выживание и развитие человечества.
          Учитывая экономическую и финансовую нестабильность в мире, жёсткую конкуренцию за мировые рынки, рецидивы мирового терроризма, необходимо обеспечить самодостаточность и национальную безопасность России в критически важных сферах на долговременную перспективу. Следует и дальше укреплять нашу обороноспособность. Поддержание на высоком уровне оборонного потенциала - это не возврат к периоду холодной войны. Это необходимая составная часть миролюбивой внешней политики в нынешних условиях и, что очень важно, реальный рычаг для подъёма всей российской экономики. Но при всём этом важно использовать любую возможность для налаживания партнёрства и конструктивного сотрудничества с США, особенно в научно-технической области и глобальной политике. Не менее важно поддерживать добрососедские отношения с нашим великим соседом Китаем. В свое время Китай многое перенял у Советского Союза. Теперь пришла очередь и России взять все рациональное из внутренней и внешней политики Китая, этой великой страны, демонстрирующей высокие темпы развития. И, конечно, важно сохранять и развивать мирные и взаимовыгодные отношения с западноевропейскими странами. В этом особенно может помочь экономическое взаимодействие. При возможных разногласиях, Европа заинтересована в России как стабильном и надежном поставщике энергоресурсов, а Россия заинтересована в научно-техническом сотрудничестве с высокоразвитыми европейскими странами.
          В настоящее время Россия прилагает большие усилия для налаживания политического и экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. И это не навязчивая идея и не прихоть российского руководства, а жизненная необходимость. Распад СССР явился величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Народное хозяйство СССР было, в сущности, единым народнохозяйственным комплексом. Это важнейшее обстоятельство было проигнорировано теми, кто развалил СССР. Удельный вес ввоза в потреблении Украины до 1993 года составлял в целом около 20%. При этом ввоз нефти достигал 90%, газа - 73%, лесоматериалов - 93%, хлопка - 100%. Из-за развала СССР экономическое положение "самостийной" Украины резко ухудшилось. Сложным оно остаётся и в настоящее время. Периодически возобновляющиеся споры и ценовые столкновения с "Газпромом" не сулят ничего хорошего. Стремление Украины в НАТО создаёт серьёзные предпосылки для ещё большего осложнения ситуации. Судьба русского населения Украины может оказаться под угрозой. Республики Закавказья были монополистами в производстве многих видов продукции. В Грузии было сосредоточено всё союзное производство нефтепроводных бесшовных труб и две трети насосно-компрессорных труб. Азербайджан производил четверть нефтепромыслового оборудования. Кроме того, там были уникальные производства, снабжавшие весь Союз, например, единственное производство пропиленгликоля для нужд лакокрасочной промышленности. Армения обеспечивала весь общесоюзный выпуск алюминиевой фольги, хлоропренового каучука, муравьиной и пропионовой кислот для пищевой промышленности, ацетатного жгута для сигаретных фильтров, более половины генераторов мощностью от 0,5 до 100 киловатт. Перерыв в поставках этих видов продукции вызвал сбои в работе многих российских предприятий. Республики Прибалтики были монопольными союзными производителями пассажирских вагонов для электро- и дизель-поездов, траншейных цепных экскаваторов, агрегатов для приготовления травяной муки, комплексов оборудования для приготовления россыпных кормов. Здесь производилось три четверти машин для строительно-отделочных работ, 100% магнитол, более половины телефонных аппаратов.
          Получив внезапно свалившийся "суверенитет", многие регионы оказались не в состоянии ни переориентировать свои предприятия на другие источники ресурсов, ни найти новых потребителей своей продукции, ни построить новые предприятия взамен тех, которые в одночасье оказались на "чужой" территории. Ситуация усугублялась положением во внешней торговле. Наряду с притоком в торговую сеть многих импортных товаров, в основном потребительских, в гораздо большей степени усилился вывоз из страны крайне необходимых видов сырья и продукции. При сложившемся в то время валютном курсе рубля стало выгодно вывозить из страны буквально всё, возвращая государству лишь небольшую часть экспортных доходов. Это способствовало инфляции и деградации реального сектора российской экономики. Кардинальным решением проблемы интеграции было бы создании на базе СНГ не декоративного, а подлинно союзного государства. Как показывает опыт, надежды на СНГ в его нынешнем виде весьма призрачны. Предвижу гневные возражения. Поднимется крик, что призываю, как уже было, "кормить наших младших братьев" в то время, когда у России собственных дел по горло. Ответ таким оппонентам один: давно пора понять, что только на пути реальной интеграции можно надёжно обеспечить нашу собственную безопасность и защитить русских в ближнем зарубежье. Самое главное и действительно серьёзное возражение сводится к простому вопросу: как? Разве пойдут на реальное объединение бывшие союзные республики, вкусившие прелести свободы и независимости? Конечно, речь не может идти о какой-то одномоментной акции. Это должен быть достаточно длительный процесс. Воссоединение может происходить только на основе свободного волеизъявления народов. Глупо говорить о воссоздании унитарного государства. Реальным может быть создание на базе СНГ нового федеративного государства - Стратегического Союза Суверенных Республик (СССР).
          Как следует из предлагаемого наименования, такой Союз должен преследовать стратегические цели всестороннего развития и безопасности всех его членов на длительную перспективу. Единое экономическое пространство, с ликвидацией ценовых конфликтов, с восстановлением необоснованно прерванных и созданием новых хозяйственных связей. Общая оборона от внешней агрессии. Взаимопомощь и поддержка во всех аспектах. Обеспечение прав коренного населения и национальных меньшинств. Восстановление культурного, научного, информационного обмена. Всё это и многое другое - реальные ценности и преимущества интеграции. И это нисколько не помешало бы взаимовыгодному сотрудничеству суверенных республик с другими государствами, в том числе - со странами НАТО. Для этого союзные органы могли бы выработать соответствующие конституционные нормы, приемлемые для каждой суверенной республики и для всего Союза. Можно быть уверенным в том, что и теперь, через два десятилетия, население стран СНГ приветствовало бы реальную интеграцию. Другое дело - некоторые политики и представители национальных элит. Многим и так прекрасно живётся. Они вполне освоились со своим положением и не хотят даже в малом поступиться своими эгоистическими интересами. Но неумолимые реалии всё равно заставят их пойти на это. В противном случае им на смену придут другие люди, более здравомыслящие и дальновидные. Внешняя политика России на постсоветском пространстве должна стать более волевой, гибкой и целенаправленной.

________________________________________

Ссылки на литературные источники

22. Владислав Фельдблюм. Инфляция и конкуренция с российской спецификой. «CIVITAS – Вестник гражданского общества», 8.09.2008

23. В.Ш.Фельдблюм. О положении в науке и образовании. «Ректор вуза», 2009, № 10, с. 36-37.

24. Владислав Фельдблюм. Свобода невыбора (письмо в редакцию). – «Российская газета (Федеральный выпуск)» № 5440 от 28 марта 2011 г.


Часть 1. Стратегия

Часть 2. Тактика


ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДБЛЮМ


22.07.2013



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.016752958297729