Вестник гражданского общества

06.04.2016

Гвардейцы Путина

В среду в Госдуму Российской Федерации поступил законопроект о создании Национальной гвардии, подписанный накануне президентом России Владимиром Путиным. В документе говорится, что бойцы Нацгвардии имеют право стрелять без предупреждения в случае угрозы жизни и здоровью других граждан и самого военнослужащего.
 
Во вторник на встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым и командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым Владимир Путин объявил, что на базе Внутренних войск МВД будет создана Национальная гвардия. Этот новый орган исполнительной власти, по словам президента, будет заниматься борьбой с терроризмом и организованной преступностью. Он напрямую будет подчиняться президенту.
 
«Решение принято, мы создаем новый федеральный орган исполнительной власти на базе Внутренних войск МВД, создаем Национальную гвардию, которая будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОН, СОБРа и так далее», — сказал Путин.
 
Главой Национальной гвардии назначен генерал Виктор Золотов. Владимир Путин подписал указ о назначении генерала армии Виктора Золотова главнокомандующим вновь созданной Национальной гвардии. Указ опубликован на сайте Кремля.
 
«Назначить Золотова Виктора Васильевича директором Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками Национальной гвардии Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности», — говорится в тексте документа. Он вступает в силу со дня подписания.
 
Главнокомандующий Национальной гвардии по статусу, размеру зарплаты, условиям социального и медицинского обеспечения приравнивается к федеральному министру, говорится в указе о создании структуры.
 
Во вторник на сайте Кремля также появился указ о включении Золотова в состав постоянных членов Совета безопасности.
 
Свою карьеру Золотов начал  в 1970-х гг. в 9-м Главном управлении Комитета государственной безопасности СССР. В 1990-е годы был нанят телохранителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. На этой работе познакомился с Владимиром Путиным, который в то время находился в должности заместителя мэра. Впоследствии сблизился с Путиным, стал принимать участие в спаррингах по боксу и дзюдо.
 
В 1996 году Золотов был уволен из ГУО России (ФСО России), некоторое время работал в компании «Балтик-Эскорт» на должности личного телохранителя влиятельного российского предпринимателя Романа Цепова (также бывшего телохранителя Собчака и близкого друга Путина).
 
С 2000 по 2013 год Золотов руководил Службой охраны президента. В мае 2014 года президент Путин назначил Золотова первым заместителем министра внутренних дел, главкомом Внутренних войск МВД. До этого он полгода проработал в качестве первого заместителя главкома.
 
После того как Золотов перешел на работу в МВД, своим указом Путин присвоил ему звание генерала армии. Это произошло в ноябре 2015 года. До этого почти 10 лет Золотов имел звание генерал-полковника.
 
 «Военнослужащий войск Национальной гвардии имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или военнослужащего войск Национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия», – говорится в тексте законопроекта, размещенном на сайте Госдумы.
 
Национальной гвардии разрешат открывать огонь на поражение, задерживать преступников и бороться с террористами, следует из президентского законопроекта. Сейчас эти полномочия есть у полиции и ФСБ.
 
Бойцы Национальной гвардии имеют право применять физическую силу, чтобы пресечь преступления и доставить в полицию задержанного. Также в арсенале гвардейцев должны быть спецсредства, которые разрешается использовать для задержания предполагаемых преступников, освобождения заложников и зданий, экстренной остановки транспортных средств и отражения нападений на военные городки, воинские эшелоны и транспортные колонны.
 
Среди используемых спецсредств — резиновые дубинки, газовые гранаты, наручники, «светозвуковые средства отвлекающего воздействия» (к таким относятся светозвуковые гранаты и специальные устройства типа «Гном» и «Туча»), средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ» и «Импульс») и средства принудительной остановки транспорта (заграждения «Лиана» и «Гарпун»).
 
У Национальной гвардии будут служебные животные.
 
Также на вооружении у Нацгвардии будут водометы и бронемашины, но их смогут использовать только в контртеррористических операциях и при боевых действиях.
 
Национальная гвардия будет охранять общественный порядок, бороться с экстремизмом и терроризмом, участвовать в территориальной обороне страны, патрулировать границу, сопровождать спецгрузы и оберегать важные государственные объекты, следует из законопроекта.
 
Бойцы Национальной гвардии будут вправе пресекать преступления, проверять документы, составлять протоколы об административных правонарушениях, охранять места преступления до прибытия следователей и задерживать нарушителей комендантского часа, несостоявшихся самоубийц, пациентов психбольниц, самовольно покинувших медучреждение, и предполагаемых преступников, в том числе сбежавших из-под стражи.
 
Военнослужащие гвардии смогут на срок до трех часов задерживать лиц, посягавших на охраняемые объекты и чужое имущество. Они также смогут производить личный досмотр таких лиц и досматривать личный транспорт.
 
Бойцы Национальной гвардии смогут досматривать сотрудников атомных электростанций, хранить и уничтожать оружие, которое было ими найдено или передано гражданами. Также гвардейцы будут участвовать в ликвидации последствий катастроф.
 
Военнослужащие Нацгвардии смогут проникать в дома и другие помещения, чтобы спасти граждан или задержать предполагаемых преступников. При ликвидации последствий катастроф, разгоне массовых беспорядков, розыске бежавших из-под стражи и при преследовании беглецов Нацгвардия сможет блокировать территорию и ограничивать движение транспорта и пешеходов. Сейчас этими правами обладают сотрудники внутренних войск, полиции и войск ФСБ.
 
При проведении контртеррористических операций Нацгвардия сможет ограничивать движение транспорта и пешеходов, изымать и использовать автомобили, чтобы отвезти пострадавших в больницу или чтобы преследовать предполагаемых преступников.
 
Согласно законопроекту, у Национальной гвардии нет оперативно-розыскных полномочий.
 
Функции Национальной гвардии будут частично совпадать с функциями ФСБ, обращал внимание глава московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин. В разговоре с РБК он отметил, что сейчас борьба с терроризмом законодательно закреплена как прерогатива ФСБ.
 
«Без оперативно-розыскных функций бороться с терроризмом невозможно», — полагает Пашкин. «Если Нацгвардия будет лишь выполнять силовые задачи, которые перед ней поставят МВД, ФСБ, таможня и другие, то проблем не должно возникнуть», — добавил Пашкин.
 
Эксперты уже назвали Нацгвардию «опричниной Путина» и предположили, что она пригодится ему для подготовки к выборам и разгона мирных акций протеста.
 
Политолог Дмитрий Орешкин полагает, что Нацгвардия и ее командующий Виктор Золотов будут отвечать за личную безопасность Путина и его семьи. «Это просто личный инструмент, который должен обеспечить личную безопасность в любых условиях: и в случае попытки государственного переворота, и в случае каких-то непредвиденных опасных уличных акций протеста, и так далее», - считает Дмитрий Орешкин.
 
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает это решение «чудовищным»: «Что касается Национальной гвардии – это создание опричнины. А опричнина у нас создается тогда, когда власть в страхе. Больше мне на эту тему сказать нечего. Что касается перевода ФМС в МВД, то мы это уже видели. Это было в 2001 году и дальше, пока это решение не отменили, потому что оказалось, что оно непродуктивно. Это два совершенно разных ведомства. Одно ведомство все-таки так или иначе гуманитарное, потому что в него входит институт убежища, по меньшей мере. Институт убежища нужно было бы из-под МВД убрать, наше МВД – исключительно репрессивное ведомство. И это значит, что государство на сегодняшний день, в лице Владимира Владимировича Путина, видит проблему миграции исключительно как проблему, требующую репрессивных мер. Всё позитивное, что есть в миграции, перестает государство снова интересовать».
 
Украинский военный эксперт Алексей Арестович расссказал Радио Свобода о Национальной гвардии Украины:  
 
– В Украине в 90-х годах уже была Национальная гвардия, она так же, как сейчас в России, была создана на базе бывших внутренних войск.  Статус такого формирования – это военизированное формирование с правоохранительными функциями. То есть, с одной стороны, это почти армия, потому что у нее есть тяжелое вооружение – бронетехника, вертолеты, авиация, есть разведка и так далее, а с другой стороны, оно обладает правоохранительными функциями, то есть является частью системы МВД и может, например, осуществлять правоохранные действия на собственной территории, которые, по закону, армия совершать не может ни в России, ни в Украине.
 
Потом в Украине ее парламент в результате борьбы с президентом Кучмой расформировал, и были воссозданы внутренние войска. А после Майдана, когда нужно было мобилизовать массы, снова вернулись к этому красивому названию – Национальная гвардия. Это два пафосных слова, которые способствуют морально-психологическому  подъему общества и тех военнослужащих, которые идут туда служить.
 
Я думаю, что у Кремля сейчас примерно та же логика. То есть в первую очередь речь идет о морально-психологической составляющей. Идет ребрендинг внутренних войск, потому что очевидно, что аналитические структуры при президенте или Совете национальной безопасности России решили, что этот ребрендинг в скором времени понадобится либо уже нужен. Очевидно, предстоят какие-то события, связанные с выборами в 2018 году, и так далее. Россия – очень большая страна, поэтому два года как раз на подготовку к этим выборам и нужны. Может быть, они боятся Майдана или чего-то еще. Грубо говоря, внутренние войска проводят ребрендинг и становятся гвардией, это почетно, это поднимает и человека Путина, который их возглавляет, это меняет его статус и очень сильно добавляет престижности для прохождения службы в этих войсках, и его веса в обществе. Это даже не внутренние войска МВД, это некое новое формирование.
 
Эта идея давно муссировалась, и в 90-е годы в России она тоже была, но решили сделать это сейчас. Я уже вижу эти мужественные лица на плакатах: "Вступай в Национальную гвардию России!" Другое дело, что у меня лично вызывает сомнение само это название для России. Для России, где под сотню субъектов Федерации, название "национальная" вызывает у меня определенные сомнения. Какой именно национальности будет эта гвардия, учитывая, что в России масса народов и малых народностей, автономных республик и так далее?

 
Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor расценила создание Национальной гвардии и назначение ее главой генерала Виктора Золотова как попытку президента Владимира Путина обезопасить себя от возможной нелояльности других силовых ведомств, в том числе вооруженных сил, «в случае государственного переворота».
 
«Создав Национальную гвардию и назначив Золотова во главе этой силовой структуры, Путин, возможно, стремится защитить свою администрацию от угрозы государственного переворота. Это позволяет предположить, что глава Кремля сомневается, останутся ли другие силовые структуры, — ФСБ, Внутренние войска МВД или даже армия — лояльными к нему в случае государственного переворота. Будучи прилежным исследователем истории России, Путин, видимо, пытается избежать опасной незащищенности, которую чувствовал его предшественник [Борис Ельцин] во время всего своего правления», — говорится в отчете.​​
 
Аналитики, ссылаясь на публикации в российской прессе, отметили, что попытку создать Национальную гвардию предпринимал еще первый президент России Борис Ельцин, который опасался нелояльности верхушки ФСБ, во главе нового силового ведомства должен был встать генерал Александр Коржаков, который тогда возглавлял службу безопасности президента. Однако администрации Ельцина, отмечают аналитики, не хватило сил создать ее.
 
«Путин, как и Ельцин, видимо, намеревается создать Национальную гвардию как свою личную армию. Не имея особых отличительных функций, новая гвардия будет очередным силовым ведомством, которое будет делить обязанности с МВД и ФСБ. При этом президент назначил главой Нацгвардии главнокомандующего Внутренними войсками МВД Виктора Золотова, освободив его от прежних обязанностей. Золотов — бывший телохранитель Путина и, по имеющимся данным, одно из ​наиболее доверенных лиц нынешнего главы Кремля. Точно так же, как Коржаков был для Ельцина. Назначив Золотова главой Национальной гвардии, Путин показал истинную природу этого, на первый взгляд излишнего, силового ведомства», — резюмировали американские аналитики.
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.029116153717041