Вестник гражданского общества

14.03.2016

Диплом для Петра Павленского

Петр Павленский

Ведущие деятели современного российского искусства присудили художнику Петру Павленскому диплом за художественную акцию «Угроза», осуществленную  им в ночь с 8 на 9 ноября 2015 года в центре Москвы  на печально знаменитой улице Большая Лубянка.
Об этом Вестнику CIVITAS сообщил Юрий Самодуров - организатор и бывший директор Музея и общественного центра имени А.Д. Сахарова.

 
 
ДИПЛОМ
                                                      
Мы, нижеподписавшиеся российские художники, искусствоведы, арткритики, кураторы, музейщики, галеристы, имеющие опыт работы в сфере современного искусства, присуждаем настоящий Диплом художнику Петру Павленскому за осуществленную им художественную акцию «Угроза».
 
9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут по московскому времени Пётр Павленский подошёл к закрытым дверям первого подъезда здания ФСБ на Лубянке, облил входную дверь бензином из канистры, поджёг зажигалкой, встал спиной к горящим дверям с канистрой в руках и спокойно ожидал в течение нескольких минут своего задержания сотрудниками полиции. Горевшие несколько минут двери закрытого парадного входа в здание ФСБ и стоявший на их фоне Павленский фиксировались видеосъемкой, которая получила широкое распространение в интернете. Через несколько минут после поджога и задержания Павленского двери парадного входа в здание ФСБ были потушены прибывшими на место происшествия сотрудниками.
 
Наше единодушное желание и цель - сообщить всем заинтересованным лицам, что акция «Угроза» является художественным жестом в сфере современного искусства. Поэтому мы солидарны в том, что уголовное преследование Петра Павленского за осуществление им акции «Угроза» должно быть немедленно прекращено, поскольку основанием для уголовного преследования Павленского является принципиально ошибочная, по нашему мнению, оценка органами следствия, прокуратуры и суда акции «Угроза» как банального и элементарного акта вандализма, что не соответствует ее очевидному для нас характеру и статусу художественного проекта, художественного жеста, равно как и мотивам ее автора – художника-акциониста и отнюдь не вандала.
 
Видеосъемка горящих дверей парадного входа в здание на Лубянке, на фоне которых спокойно стоит поджегший их одинокий, худой человек с канистрой из под бензина в руках - сильный и художественно многозначный образ. Это и символ победы человека над Адом, находившимся когда-то за этими дверями, это и огненный вход в АД, за дверями которого творятся адские беззакония. Мы видим и чувствуем, что это гуманистический и интересный художественный образ, его смысл - в противостоянии и противопоставлении одинокого, слабого и мужественного человека силе и риторике власти, заявляющей об организационной и правовой преемственности ФСБ с КГБ-МГБ-НКВД-ОГПУ-ЧК, что с точки зрения морали совершенно недопустимо в правовом государстве.
 
Хотя художественная акция «Угроза» была осуществлена автором с очевидным нарушением общественного порядка и технически подразумевала сознательное нанесение незначительного ущерба имуществу ФСБ*, ее проведение нельзя и неправильно по нашему мнению расценивать и рассматривать как поступок некоего вандала или какое-либо иное уголовное преступление. Эта акция - жест художника-акциониста, работающего методами современного искусства.
 
Настоящим Дипломом мы, нижеподписавшиеся, публично подтверждаем художественный статус акции «Угроза». 

_____________________________________________________________________________

* Ответственность за нанесенный ФСБ материальный ущерб художник-акционист Петр Павленский должен нести по иску к нему о возмещении суммы, затраченной ФСБ на ремонт дверей парадного входа №1 в здание, а не подвергаться уголовному преследованию и заключению в психиатрическую больницу.
 
 
Агроскин Семен, художник;
Адашевская Лия, арт-критик, редактор журнала "Диалог искусств";
Азарова Анна, галерист;
Айнбиндер Маша (Марина), живописец. Иерусалим, Израиль;
Аккерман Галина, эссеист, историк, (Франция);
Аккерман Самуил, художник (Франция);
Алексеев Никита, художник;
Альберт Юрий, художник, лауреат премии Кандинского (2011) и премии Инновация (2014);
Андросов Антон, режиссер документального кино, член союза кинематографистов РФ;
Аразян Баграт, художник, дизайнер, куратор, организатор Центра современного искусства в г. Пивка, Словения;
Арендт Мария, художник;
Арендт Наталья, художник;
Архипов Владимир, художник;
Балаховская Фаина, критик, куратор;
Бубнова Ярослава, куратор, зам. директора Национальной галереи в Софии, Болгария;
Вагнер Екатерина, искусствовед, арт-критик, шеф-редактор журнала Harper's Bazaar Art, член Ассоциации искусствоведов России;
Вальдрон Ирина, художник;
Вайс Светлана, галерея "ИнтерАрт" (Нью-Йорк, США), артдиректор;
Виленский Дмитрий, художник, редактор газеты "Что Делать";
Волков Андрей, художник;
Волкова Татьяна, куратор;
Врубель Дмитрий, художник;
Ганиковский Игорь, художник (Кельн);
Гельман Юлия, галерист;
Глинская Ружена, эксперт художественных ценностей;
Голубовский Анатолий, историк, культуролог, кандидат искусствоведения;
Горлова Ирина, руководитель отдела художественных и междисциплинарных программ ГЦСИ;
Горшков Александр, художник, дизайнер;
Горячева Татьяна, историк искусства, сотрудник ГТГ;
Гражевич Дмитрий, куратор, директор фонда поддержки современного искусства "Артпроект";
Гранцева Арина, художник;
Гринберг Лариса, искусствовед, галерист;
Гробман Михаил, художник;
Давыденко Вячеслав, соучредитель Музея современного искусства на Дмитровской в г.Ростов-на-Дону;
Деготь Екатерина, кандидат искусствоведения, куратор, лауреат премий "Инновация" (2007, 2014), профессор Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, арт-директор Академии мирового искусства;
Джанян Лусинэ, художник;
Евангели Александр, куратор, критик, преподаватель Школы фотографии им. А.Родченко, член правления ТСХР;
Ельшевская Галина, искусствовед;
Жигалов Анатолий, художник;
Захаров Вадим, художник;
Кадырова Жанна, художник;
Каменева Екатерина, художник;
Кантор Максим, художник;
Кантор-Казовская Леля, искусствовед, заведующая кафедрой истории искусства Иерусалимского университета;
Катран Сергей, художник;
Кикодзе Евгения,  искусствовед, куратор;
Кнедляковский Алексей, художник, куратор;
Ковалев Андрей, кандидат искусствознания, доцент факультета искусств МГУ им.М.В.Ломоносова, лауреат премии Инновация (2007), эксперт премии Кандинского.
Коржова Неля,  художник, куратор, Средневолжский филиал ГЦСИ;
Косолапов Александр, художник;
Костриков Сергей, художник;
Кострикова Татьяна, художник;
Кошелец Олег, художник;
Кривцова Юлия, кандидат искусствоведения, куратор;
Кулик Ирина, сотрудник ММСИ, преподаватель ИПСИ;
Крылов Матвей, художник;
Курипко Алексей, художник;
Ламанова Наталья, художник;
Лебедев Ростислав, художник;
Левина Татьяна, искусствовед, эксперт, куратор, хранитель живописи первой половины ХХ века ГТГ;
Лидерман Юлия, культуролог, независимый исследователь,руководитель исследовательской лаборатории Theatrum Mundi;
Литвин Антон - директор фестиваля актуальной культуры KULTURUS;
Луцкая Галина, художник;
Манакова Жанна, искусствовед, музейный сотрудник;
Манаков Юрий, живописец;
Матиссен-Рожкова Кира, художник;
Мельниченко Василий, художник, куратор;
Мироненко Сергей, художник;
Митенев Андрей, скульптор, художник;
Монастырский Андрей, художник, поэт;
Морозова Лиза, художник;
Муратова Лиля, художник;
Мурин Вадим , художник;
Мухина Элина, художник;
Нешумова Татьяна, поэт, филолог;
Обухова Александра, искусствовед, куратор архива Музея современного искусства "Гараж";
Одюро Николя, искусствовед, куратор (Франция);
Овчинникова Юлия, искусствовед;
Пацюков Виталий, искусствовед, куратор;
Пиликин Дмитрий - художник, куратор, арт-критик, сотрудник факультета искусств СПбГУ;
Погодина Вера, искусствовед, куратор VB Studio;
Потапов Владимир, художник;
Реховских Ирина, искусствовед, куратор;
Рибас Виктор, медиа-художник;
Романов Евгений, художник, архитектор;
Романова Анна, искусствовед, лауреат премии "Инновация-2014" в номинации "Теория, критика, искусствознание";
Рыбаков Юлий, художник, правозащитник;
Салаутин Денис, художник;
Самодуров Юрий, номинант премии "Инновация" 2012 года (совместно с Мариной Звягинцевой) за public-art проект "Спальный район, Открытый урок", сокуратор (совместно с Андреем Митеневым) реализованного 19.05.2012 publiс-art проекта «Кочевой музей современного искусства»;
Саркисян Оксана, куратор;
Сатановский Игорь, поэт, художник, редактор, куратор (США);
Селина Елена, искусствовед, куратор XL галереи;
Слепышева Анастасия, художник;
Слышенков Сергей, художник, архитектор;
Смирнов Николай, художник;
Сосна Алексей, поэт, учредитель и директор Музея и Зверевского центра современного искусства;
Стасюнас Витас, художник;
Стогова Оксана, художник;
Сушенкова Татьяна, художник;
Тагути (Кузнецова) Катя-Анна, художник;
Тамручи Наталья, искусствовед, директор Фонда поддержки художественных проектов;
Таранин Алексей, художник;
Тимофеева Виктория, художник;
Титаренко (Широян) Елена, искусствовед, журналист;
Тотибадзе Георгий, художник;
Тотибадзе Ирина, художник;
Троянцева Наталья, поэт, искусствовед, эссеист;
Трубецков Алексей, художник;
Тюрина Наталья, издатель, фотограф (Франция);
Файбисович Семен, художник;
Фальковский Илья, художник, писатель, член Союза писателей Москвы, лауреат премии Кандинского в номинации медиа-арт (2008);
Флоренский Александр, художник;
Флоренская Ольга, художник;
Харлова Марина, художник, кандидат искусствоведения;
Харченко Игорь , художник;
Хачатуров Сергей, критик, куратор;
Хейдиз Елена, художник;
Цельникер Борис, художник, искусствовед (Израиль);
Чалаев Камиль, композитор, педагог, музыкант (Париж);
Чацкин Игорь, художник, литератор (Тель-Авив, Израиль);
Чуйков Иван, художник;
Чуйкова Мария, художник;
Шац Эвелина, поэт, художник, искусствовед;
Шилина Галина, скульптор, член Московского союза художников;
Шульженко Инна, литератор, в прошлом галерист;
Шумов Василий, музыкант, художник;
Эпштейн Алек Д., социолог и культуролог (Израиль);
Kono Wakana , искусствовед, куратор (Япония).
 
Документ  подписан 29 февраля – 14 марта 2016 года 128 деятелями современного искусства.

 
От редакции
 
Этот диплом – не единственное свидетельство признания художественной ценности акций Петра Павленского, а его самого – одним из самых ярких и талантливых представителей российского современного искусства.
 
24 октября 2013 года в рамках международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар» перформанс Петра Павленского «Туша» был удостоен альтернативной премии «Российское активистское искусство-2013»  - Диплома памяти Георгия Дорохова (1984-2013) в номинации «Акции, реализованные в городском пространстве». Девятнадцать из двадцати трёх членов жюри отдали акции Павленского первое место.
 
23 декабря 2013 года Пётр Павленский занял первое место в рейтинге самых влиятельных художников в российском искусстве по версии журнала «Артгид».
 
В декабре 2015 г. акция Павленского «Угроза» была выдвинута на премию «Инновация» в главной номинации - «Произведение визуального искусства». В феврале 2016 г. оргкомитет премии «Инновация» без объяснения причин снял с конкурса акцию Петра Павленского. Из-за этого экспертный совет премии покинули некоторые его участники, например, художник, соучредитель Воронежского центра современного искусства Илья Долгов, завотделом современного искусства государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков, художественный критик Анна Толстова, арт-критик Сергей Хачатуров. Оставшиеся члены экспертного совета в связи с отклонением организаторами конкурса заявки Петра Павленского приняли решение отказаться от голосования в этой номинации, говорится в официальном сообщении Государственного центра современного искусства, который проводит «Инновацию».
 
Арт-критик Анна Толстова, которая выдвинула на конкурс акцию «Угроза», заявила, что по результатам предварительного онлайн-голосования Петр Павленский набрал наибольшее число голосов и проходил в пятерку победителей.
 
11 марта 2016 года в столице Литвы Вильнюсе, напротив здания бывшего КГБ, открыт памятник Павленскому «Я - идеальный гражданин» работы скульптора Гинтаутаса Лукошайтиса.
 

Фото: Julius Kalinskas

В то время как по мнению ведущих искусствоведов, художников, писателей, журналистов, Павел Павленский является талантливым художником, а его акции следует трактовать как разновидность авангардного искусства, с точки зрения обывателей и тоталитарного государства, против которого направлены работы Павленского, он - экстремист или психически больной. После каждого задержания, которым заканчиваются акции Павленского,  его направляли на судебно-психиатрические освидетельствования, заканчивавшиеся констатацией его полной вменяемости.
 
В январе 2016 в журнале «Неврологический вестник» была опубликована статья заведующего кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, директора Института исследований проблем психического здоровья, эксперта Всемирной организации здравоохранения В. Д. Менделевича, который на основании результатов психиатрических обследований, заключений судебно-психиатрических экспертиз, справок и других медицинских документов Павленского сделал вывод, что «нет никаких оснований для диагностики у него каких-либо психических и/или поведенческих расстройств. Своеобразие поведения П. Павленского с элементами членовредительства и сексуальной провокативности не должно рассматриваться исключительно сквозь призму психиатрии».
 
Владимир Менделевич пишет: «Данному феномену  может и должно быть найдено иное объяснение. Ведь акционизм — не вымысел, не «бред воспаленного воображения», а реальность современных художественных практик, «самая адекватная форма неклассического искусства».
 
Специалисты убеждены, что «причастность к вечному, присущая большому искусству, реализуется в акционизме за счет близости акций к первобытным ритуально-магическим формам… на уровне бессознательных архетипических структур», вследствие чего сфера сексуального становится существенной частью искусства. Неотъемлемым атрибутом акционизма становится феномен фиксации, «не важно какой - фото-кинодокументирование, интернет-фиксирование или собственно объектная фиксация». Психопатология же со своим специфическим инструментарием и устоявшимися взглядами на норму и патологию, не учитывая архетипической сущности современного искусства и осознанного характера его представления обществу, неправомерно вторгается в недоступные ей сферы».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.013643980026245