Вестник гражданского общества

20.09.2015

Путин открывает «второй фронт» в Сирии

 
Фото: REUTERS


Россия отправляет военную технику и военнослужащих в Сирию. Переброска идет из военного порта в Новороссийске, однако, как выяснила «Газета.Ru», не все офицеры и контрактники хотят воевать и некоторые из них отказываются ехать в новую горячую точку. Материалы журналистского расследования на эту тему были опубликованы на сайте издания в пятницу. В нем рассказывалось, что несколько контрактников отказались от командировки в Сирию. Они сослались на отсутствие письменного приказа и другие нарушения закона.
 
Встреча журналиста издания с четырьмя контрактниками во главе с Алексеем Н. произошла в одном из кафе Новороссийска, причем все военные были одеты в гражданскую одежду. Они рассказали, что во время бесед с командованием им «говорили, что в стране прибытия будет жарко и что важно помнить про гигиену и ни в коем случае не делать ни шагу за территорию воинской части, также объяснили, что делать и как себя вести в плену и на допросе... Но куда конкретно отправят, не говорили, ссылаясь на секретные директивы Генерального штаба».
 
По словам собеседников издания, 16 сентября в часть прибыл представитель Генштаба. Он выступил перед личным составом в гражданской одежде и подтвердил, что роту отсылают в сирийскую Латакию, причем не исключил участия в боевых действиях. Погрузка на корабль должна была произойти 17 сентября. Узнав, что их отправляют в Сирию, контрактники решили официально отказаться от командировки либо подать рапорты об увольнении. Но, по их словам, в местной военной прокуратуре заявления у них не приняли.
 
Однако, уже в субботу «Газета.Ru» опубликовала новые сведения об отправке российских военных в Сирию. Как отмечается в новой публикации, вместо защиты их прав военное командование подключило к делу Федеральную службу безопасности (ФСБ).
 
Адвокат Иван Павлов, защищающий интересы военнослужащих, считает, что военная прокуратура бездействует, не реагируя на жалобы самих военнослужащих. Контрактники утверждают, что с ними незаконно обращаются и не дают никакой информации о предстоящем направлении на Ближний Восток. По словам адвоката, начались проверки, допросы и угрозы военнослужащим «вплоть до уголовного преследования».
 
Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России накануне обратился к министру обороны Сергею Шойгу с просьбой проверить сообщения о жалобах военнослужащих-контрактников, которым, возможно, предстоит отправиться в Сирию.
 
«Военная прокуратура абсолютно бездействует, вместо того чтобы реагировать на заявления президентского Совета по правам человека, который занимается их случаем, и на жалобы самих военнослужащих, что с ними незаконно обращаются и не дают никакой информации по направлению в новую горячую точку, — говорит Павлов «Газете.Ru». — Более того, вместо защиты их прав к делу подключились военные особисты и ФСБ. Пошла проверка, допросы и угрозы военнослужащим вплоть до уголовного преследования. Статьи не называются, но из разговора следует, что им грозит наказание вплоть до государственной измены».
 
По словам Павлова, «людей на время проверки органами госбезопасности не выпускают из расположения части».
 
«Никто из тех, кто давит на ребят, родственников не известил. Родные военнослужащих в шоке, они в полном неведении, что происходит, — продолжает адвокат. — Пока мы наблюдаем за ситуацией, если будет начата официальная процедура, наша «Команда 29» готова подключиться к защите».
 
Адвокат утверждает, что, поскольку мобилизация официально не объявлена, контрактникам, которых посылают в зону боевых действий за рубеж, обязательно должны предоставить письменный приказ, который предусматривает социальные гарантии, положенные военнослужащим. Кроме того, военные врачи не имеют права вписывать в медкнижки показания о состоянии здоровья военнослужащих без их уведомления.
 
По словам члена Совета по правам человека по нарушению прав военнослужащих Сергея Кривенко, военных могут отправить за рубеж только на основании указа президента, который не может быть секретным. Если информация обращений верна, то отправка военных проводится с нарушением закона, подчеркнул Кривенко.
 
Он также сообщил, что на имя заместителя министра обороны Николая Панкова направлен соответствующий запрос, однако военное ведомство пока на него не отреагировало. «Вместо того чтобы устранять нарушения прав военнослужащих, они передали дело ФСБ», — подтверждает Кривенко. 
 
Ранее в западных СМИ появилась информация о том, что Россия наращивает военное присутствие в Сирии. В частности, сообщалось о передвижениях российской техники и военных, а также о том, что РФ строит военную базу в Латакии. В Москве это отрицают, при этом в российском Генштабе в российском Генштабе не исключают возможность создания в Сирии полноценной военной базы.
 
Борьба с радикальным исламизмом становится важной проблемой для всего мира, заявил на недавнем саммите ОДКБ в Душанбе Владимир Путин. «Ситуация вокруг Сирии — положение дел здесь очень серьезное, так называемое «Исламское государство» контролирует значительные территории и Ирака, и Сирии. Террористы публично говорят о том, что замахиваются на Мекку, на Медину, на Иерусалим, в их планах распространение активности на Европу, Россию, центральную и Юго-Восточную Азию — нас беспокоит это», — сказал российский президент.
 
Госсекретарь США Джон Керри, находящийся в субботу, 19 сентября, с визитом в Лондоне, вновь заявил, что президент Сирии Башар Асад должен уйти. Одновременно он подчеркнул необходимость начать переговорный процесс для решения сирийского конфликта. Его слова приводит агентство France-Presse.
 
«Вот уже полтора года мы говорим, что Асад должен уйти, однако условия его ухода должны быть обговорены в рамках женевского процесса», — заявил Керри после встречи со своим британским коллегой Филипом Хэммондом.
 
Глава британской дипломатии, со своей стороны, заявил, что Лондон полностью разделяет в этом вопросе позицию Вашингтона. «Асад должен уйти», — подчеркнул он.
 
Джон Керри также призвал Россию и Иран оказать влияние на Башара Асада и убедить его начать переговоры о передаче власти в стране. «Мы готовы к переговорам», — заявил госсекретарь США. «А готов ли Асад к переговорам, к настоящим переговорам? Готова ли Россия к тому, чтобы усадить его за стол переговоров?», — задался вопросом Керри.
 
Одновременно глава американской дипломатии приветствовал усилия Москвы в борьбе против группировки «Исламское государство» в Сирии. «Мы приветствуем это решение, мы готовы искать способы уничтожить ИГ как можно скорее и эффективнее», — сказал Керри.
 
Помимо этого, Керри сказал, что сообщения о появлении в Сирии военных российских самолетов не может не беспокоить. По его словам, размещение в Сирии самолетов, способных вести бои в воздухе, «поднимает серьезные вопросы».
 
По данным американских военных, Россия перебросила как минимум четыре истребителя на авиабазу к югу от сирийского города Латакия.
 
В США впервые зафиксировали прибытие российских военных самолетов за несколько часов до разговора главы Пентагона Эштона Картера и министра обороны РФ Сергея Шойгу, состоявшегося 18 сентября.
 
Высокопоставленный чиновник Министерства обороны США, говоря о подробностях разговора, отметил, что Шойгу охарактеризовал деятельность Москвы в Сирии как оборонительную.
 
Шойгу сказал, что российские военные действия «были сделаны из-за взятых обязательств перед сирийским правительством».
 
Разговор американского и российского министров обороны стал первым прямым контактом глав двух оборонных ведомств с августа 2014 года. Тогда Шойгу говорил с предшественником Картера – Чаком Хэйгелом.
 
Американские военные утверждают, что в течение двух последних недель РФ нарастила свое присутствие на аэродроме и направила на расквартирование до 2 тысяч человек, артиллерию и несколько вертолетов для транспортировки военнослужащих по стране.
 
Ранее сообщалось, что сирийская армия начала использовать новые вооружения, поставленные за последние месяцы из России.
 
В то же время, как заявил в пятницу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, если Сирия обратится к России с просьбой об участии российских солдат в военных операциях вместе с сирийскими, эта просьба будет рассматриваться и обсуждаться в рамках двусторонних контактов.
Ранее глава министерства иностранных дел Сирии сообщил, что в случае необходимости Дамаск может попросить у Москвы участия Вооруженных сил РФ в совместной борьбе с терроризмом.
 
«Путин призывает к альянсу с Асадом против „Исламского государства”», — с таким заголовком на обложке вышел парижский «Монд». Без поддержки Россией Асада в Сирии уже давно бы устроили Ливию, что привело бы к тому, что волна сирийских беженцев, хлынувших в Европу, была бы намного более мощной, заявил вчера Путин. «Делая это заявление, российский президент, вероятно, меньше думал о судьбе беженцев», «чем о кошмарном финале Каддафи», пишет газета.
 
Предварительно усилив военную поддержку режима Асада, Путин взял в Сирии курс на ускорение. Но для этого ему нужно пройти промежуточный этап: Генеральную сессию ООН, на которой российский президент должен выступить 28 сентября.
 
Путин впервые за восемь лет едет в США именно для того, чтобы призвать Запад к созданию коалиции для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство». Для этого он предложит «западным партнерам» изменить подход к режиму Асада, который они называют кровавой диктатурой.
 
Идею насчет создания вокруг режима Асада антитеррористической коалиции Путин впервые опробовал во время июньского саммита БРИКС в Уфе, напоминает «Монд», а в ходе заседания Организации Договора о коллективной безопасности (объединяющей 6 бывших советских республик), подготовил почву для нью-йоркского выступления.
 
«Мы поставляем и будем поставлять техническую и военную помощь» Башару Асаду, — добавил Путин. «Монд» напоминает, что несколько дней назад в районе Латтакии, в вотчине Башара Асада, были замечены российские танки Т-90. А журналистов канала «Россия 1», которые до сих пор привыкли ездить в военные командировки в Донбасс, якобы предупредили, чтобы они готовились к скорой отправке вместе с армией в неизвестном направлении.
 
Кстати, усиливая свое присутствие в Сирии, Кремль, который «сильнее чем когда-либо хочет отвлечь международное внимание от украинского конфликта», пытается устроить перемирие в Донбассе, пишет «Монд».
 
Поэтому для Путина, который считает неприемлемым свержение любой власти, а также «вмешательство во внутренние дела страны» (что бы она ни делала со своим населением), удержать на посту Асада — принципиально важная задача.
 
Впрочем, пока ничто не говорит о том, что предложение Путина о создании антитеррористической коалиции вокруг Асада будет поддержано. По крайней мере, в Вашингтоне вчера уже пригрозили усилением международной изоляции Москвы в случае, если Кремль продолжит поддерживать режим Асада. А госсекретарь Керри вчера позвонил Сергею Лаврову и заявил, что для США Башар Асад никогда не будет легитимным участником коалиции против «Исламского государства».
 
В Париже к московской инициативе тоже относятся прохладно, пишет «Монд» и цитирует анонимного французского дипломата, который говорит: «Дураков нет. Мы прекрасно видим, чего хотят добиться русские: под предлогом борьбы с терроризмом усилить режим Асада, чтобы затем сделать невозможными любые разговоры о передаче власти».
 
Позицию французской дипломатии подтвердил вчера и премьер-министр Манюэль Вальс, который заявил в ходе выступления в парламенте, что «любая поддержка Асада приведет к дальнейшему раскручиванию спирали насилия».
 
Но и у Запада пока нет эффективного решения для сирийского конфликта, подчеркивает «Монд».
 
Между тем, по данным ФСБ России, почти две с половиной тысячи россиян отправились в Сирию и Ирак воевать на стороне террористической группировки «Исламское государство». Об этом журналистам в пятницу, 18 сентября, сообщил первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов.
 
«По нашим сведениям, порядка 2400 граждан России уже принимают участие в деятельности этой организации, и это достаточно большое количество», – заявил он. По его словам, примерно 3000 граждан стран Центральной Азии также воюют на стороне «ИГ».
 
Поток мигрантов, который захлестнул Европу, представляет потенциальную опасность и для России, сказал Сергей Смирнов. Он считает, что поддержка Москвой режима Башара Асада не является причиной потока мигрантов. Главную проблему он видит в распространении «ИГ» в Сирии и Ираке.
 
В пятницу, 18 сентября, в офисе правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» состоялась дискуссия на тему «Миротворчество сегодня» с участием активистов правозащитного движения из различных регионов России.
 
Организаторы этого диалога подготовили следующую преамбулу, которая, по их мнению, должна была задать главное направление дискуссии: «Беженцами от войн в наши дни становятся миллионы людей. За последние несколько лет слово миротворчество используется постоянно разными людьми: от политика до солдата, от домохозяина до предпринимателя. Однако общество с трудом может предложить повестку для сохранения мира, общество с трудом справляется с последствиями войн».
 
Вместе с тем, разговор, в основном, касался событий на Донбассе и возможного участия российской армии в военных действиях в Сирии на стороне ныне действующего президента этой страны Башара Асада.
 
Руководитель постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко начал с констатации очевидного факта, пишет RFI . По его словам, то, что Россия готовит добровольческие отряды, снабжает их оружием и отправляет воевать на территорию другой страны, в соответствии с международными правовыми нормами однозначно определяет её, как агрессора. «Даже, если бы там не было наших войск, а они в Украине есть», - подчеркнул Кривенко.
 
Однако эти агрессивные действия, которые сопровождаются человеческими потерями, как в Украине, так и среди российских военнослужащих, не повлекли за собой сколько-нибудь заметного недовольства в обществе. И в этом – коренное отличие от ситуации конца 80-х – 90-х годов прошлого века. И даже – начала нулевых.
 
Таким образом, возникает реальная угроза повторения ситуации конца 70-х годов с вводом «ограниченного контингента» советской армии в Афганистан. С последующей массовой отправкой «грузов 200» родственникам убитых на чужой земле солдат и офицеров.
 
Между тем, российские пацифисты не надеются на размах антивоенного движения в стране и его способность сколько-нибудь заметно влиять на общественное мнение.
 
Член координационного совета Международного Молодежного Правозащитного Движения Виктория Громова считает:
 
«Мы способны только чуть-чуть разгрести какие-то минимальные последствия, когда ужас – несоразмерный тому, что мы можем сделать. И поэтому для меня сложный вопрос: насколько потенциально возможно возникновение антивоенного движения. Но без него каким-либо образом прекратить войну будет тоже невозможно. И это – вопрос для нашего внутреннего осмысления: как это чуть-чуть изменить? Потому, что людей, которые, в принципе, против войны гораздо больше, но они не выражают в данном случае свою позицию. Каким образом сделать так, чтобы их позиция стала видна для нас, стала видна для людей в других странах?».
 
С этой точкой зрения вполне солидарна координатор санкт-петербургского движения «За альтернативную гражданскую службу» Елена Попова:
 
«Я, к сожалению, здесь - не оптимист. Антивоенное движение крайне редко вообще в любой стране становится массовым. Это, просто – единичные случаи, когда были многотысячные походы на Пентагон, и так далее.
 
Условно говоря: пацифисты, то есть люди, которые против того, чтобы решались вопросы с помощью вооружённых сил, выступающие против того, чтобы их собственная страна вела какие-то военные действия не чужой территории – как правило, эти люди не так многочисленны. И, как правило, их позиция не находит такой широкой поддержки, и даже часто воспринимается как некая предательская. Но это не значит, что это неправильно!».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.14323306083679