Вестник гражданского общества

Размышление над тендерами

          Дорогой читатель, ты никогда не увлекался документами по всевозможным открытым закупкам, аукционам и прочим всевозможным торгам, описание которых доступно в интернете? Признаюсь, есть у меня такая слабость – я с большим удовольствием трачу время на просмотр такого рода бумаг, благо, в век Интернета делать это очень просто.
          Мне каждый раз при чтении подобного представляется одна и та же картина – вот сидит серьезный человек в чуть помятом пиджаке, расслабивший свои килограммы на кожаном кресле. На столе, рядом с ноутбуком, стоит пепельница с горой дымящихся окурков, стакан из-под виски, а на экране открыто окно «майкрософт ворд», в которое серьезный человек, постоянно вздыхая и охая, неуклюжими движениями указательного пальца правой руки вбивает слово «тендер».
          Я уверен, что и ты, дорогой читатель, не раз натыкался на подборки самых смешных закупок в разнообразных газетах. Правда, большинство из них не то чтобы веселые, а скорее печальные – слуги народа массово берут себе новые айфоны и прочую «яблочную» продукцию, автомобили, массажные кресла, дорогие часы. Эти тендеры, наверное, и сформировали в моей голове ту самую картинку серьезного и, признаемся, довольно смелого человека – ведь тендер-то открытый и прочесть его может любой. Я, признаюсь, испугался бы заказывать ноутбук, цена которого больше ста тысяч рублей, таким образом. Поэтому, наверное, таких трусов, как я, и не держат в серьезных заведениях.
          Впрочем, не госзакупками едиными пополняется моя импровизированная коллекция тендеров.
          Крупные компании, находящиеся полностью в ведении государства, либо с государственным участием – неиссякаемый источник для грустных размышлений. Достаточно вбить в поисковое окошко Яндекса название интересующей компании и волшебное слово «распил», как сразу же вылезет огромное количество материала, зачастую даже со ссылками на документы. Признаюсь, это значительно интереснее, чем смотреть новости по телевизору – начинаешь понимать динамику изменений, происходящих в нашем обществе.
          Например, то, каким образом самые любопытные тендеры скрывают – это же практически Нобелевка! Такое простое, но эффективное решение – замена кириллицы на латиницу. «А» и «A» - видите разницу? Вот и я не вижу, а она есть. Компьютер смотрит не на начертание буквы, а на ее код (да простят меня компьютерщики за такое некомпетентное объяснение), который у этих букв, разумеется, разный. Поэтому я могу написать фразу «Aвтoмoбиль Mеrcedes-Веnz S65АМG» таким образом, что по поиску слов «автомобиль» или «Mercedes» компьютер не найдет ничего. Учитывая же, что таких тендеров миллионы, вручную «выкопать» такой лакомый кусочек шансов немного, и на нужный тендер выйдут только «нужные» люди.
          К сожалению (хотя, скорее, к счастью) настолько открытые «проколы», как в примерах из остроумных подборок, встречаются не так часто. Но это не значит, что все остальные закупки идеальны. К сожалению, ложку дегтя можно найти и в них, и связана она даже не с очередным распилом, а с неправильным функционированием головного мозга у организаторов конкурса.
          Беда, на мой взгляд, в том, что при проведении конкурсов существует так называемая балльная система. Мудрая комиссия выбирает факторы, по которым будут оцениваться конкурсанты – это всегда стоимость услуг и некоторые другие «факультативные» факторы, в число которых уже входит безопасность, опыт участника и прочее. Вроде бы, все нормально, но перед началом конкурса каждому фактору присваивается максимальное количество баллов, и вот тут как раз зарыта собака.
          Так в конкурсах, по которым приобретаются товары или заключаются договора на услуги, фактор «стоимость услуг» может составлять 40, 50, 60% от всех остальных факторов. А остальные – по 5, 10, 15%. В результате в любом случае победит дешевый контрагент, вне зависимости от его компетенции. Так, представим, что в гипотетическом конкурсе на обслуживание самолета, проведенном по вышеуказанным правилам, участвуют компания вашего покорного слуги и пара опытных техцентров. Автор статьи, знающий, как нужно «правильно» «делать дела», наберет в свою конторку необразованных мигрантов, даст им молотки и поставит цену в 50.000 условных тугриков за обслуживание самолета, притом, что у нормальных компаний эта цена не опускается ниже 70.000-100.000. Как будет выглядеть табличка по итогам такого конкурса?


Конкурс ОАО «РФЛТ» на обслуживание иностранных самолетов, которые мы так любим брать в кредит у наших европейских и американских друзей

Критерий оценки предложений участников

Значение оценочной функции критерия оценки предложений

ООО «Мигрант»

ОАО «Гиперсервис»

ОАО «Суперпро»

1. Полная стоимость оказания услуг

60

10

0

2. Наличие подготовленного и обученного персонала

0

8

10

3. Наличие сертифицированного современного оборудования для обслуживания ВС

0

3

5

4. Количество компаний, заключивших договор с обслуживающей организацией

0

5

3

5. Подтверждение соответствия качества услуг со стороны международных контролирующих авиационных предприятий

0

6

10

6. Степень отклонения от Требований к предмету закупки

-10

0

0

ИТОГО (баллы)

50

32

28



Конкурсная комиссия рассмотрела полученные заявки, экспертное заключение и решила:

1. Признать победителем открытого запроса предложений «Конкурс ОАО «РФЛТ» на обслуживание иностранных самолетов, которые мы так любим брать в кредит у наших европейских и американских друзей» общество с ограниченной ответственностью «Мигрант»;
2. Честно признаваться всем пассажиром перед вылетом, что наши самолеты обслуживают люди, этому не обученные, особенностей строения буржуйской техники не знающие, которые не очень понимают, что они тут делают и зачем их привели на аэродромное поле.

Председатель конкурсной комиссии      Иванов Банкир Петрович
Члены конкурсной комиссии                     Петров Юрист Васильевич
                                                                            Сидоров Экономист Юрьевич



          Я думаю, вы понимаете, к чему я клоню. Я же теперь летать не смогу, после таких конкурсов! Конечно, моя табличка крайне гипертрофирована, как и всякая сатира, но, увы, основания для этого почерпнуты из вполне открытых источников.
          Но есть и другие примеры, когда цена товара или услуги не является определяющей. Я говорю, конечно же, про «основную» (для тех же авиакомпаний) сферу деятельности – реклама, маркетинг, календарики всякие, спонсирование спортсменов. Нет, я не спорю, без этого в современных условиях нельзя работать, но думаю, читатель прекрасно понимает, что я возмущаюсь не «нецелевыми» расходами, а методикой их осуществления. Помните, не так давно разразился скандал с Тиной Канделаки, компания которой получила 27, если не ошибаюсь, миллионов рублей за то, чтобы создать группы в социальных сетях, посвященные одному крайне известному авиаперевозчику, и довести в них количество подписчиков до определенного числа (признаюсь, автор статьи за 27 миллионов рублей готов лично зарегистрировать 200 тысяч аккаунтов «подписчиков» и вступить ими во все нужные группы). Мало того, что конкурс был проведен неправильно, так еще и цена оказалось до странности высокой, что вызвало подозрение у наблюдателей в том, что часть денег вернулась в авиакомпанию – только не в ее бюджет, а к кому-то конкретному. Видимо, поэтому в других, более профильных областях, приходится экономить – на что-то же надо толкать «рекламную кампанию».
          Голова кружится от всех этих предполагаемых распилов, откатов и прочего. Верить в это или не верить – личное дело каждого. Может действительно процент воровства беспрецедентный, а может газеты врут, и конкурсы проводятся честно, шикарные виллы у чиновников и государственных топ-менеджеров – это фотошоп, и потратить миллионы долларов на спонсирование английского футбольного клуба – действительно отличный бизнес-ход. Но, что ни говори, есть один очень напрягающий штришок.
          Руководителям компаний с государственным участием, по сути, нет никакого смысла обеспечивать их развитие. Нет, правда, представьте себя на месте руководителя, к примеру, некой государственной авиакомпании. Ответственность (вспомните Сердюкова) размыта, да и следы нужно тщательнее прикрывать, тогда все будет прекрасно. Идеология на государственном уровне, хоть и говорят, что была отменена, но на самом деле есть – «бери от жизни все», о чем постоянно твердят жена, дети и любовницы, желающие жить не в «Рашке», а в более пафосных местах (ради интереса – посмотрите, где обитают семьи важнейших людей страны, в том числе горланящих о своем патриотизме на каждом шагу). А в Лондоне, извините, и цены соответствующие. Зато по запросу из России он никого не выдаст. Так что – лет пять продержаться бы, заложить «базис», и можно сваливать, наконец-то не строя фальшивые улыбки в сторону ненавистной родины. Доходит до того, что в правительстве и государственных компаниях можно найти людей, являющихся гражданами другой страны! И вы будете мне что-то доказывать про их «эффективность»?
          Причем эта беда не зависит даже от формы управления, ведь мотивация в любом случае остается той же – будь успешным! Ты победитель! Остальные – неудачники! Потопи их лодку залпами всех орудий своего интеллекта! Сейчас новая жизнь – кто не вольется – виноват сам! Бороться с такой идеологией, кстати, вполне возможно – даже не надо писать никаких новых законов, просто периодически выявлять и оглашать о раскрытых коррупционных делах, а самое главное – о последствиях для подсудимых.
          Потому что если на «распилы» наш народ уже устало закрывает глаза – делайте что хотите, ничего уже не исправить, всем все известно, но ничего не предпринимается – то когда начинают уже открыто посягать на безопасность нации… Капиталу ведь, по сути своей, все равно – «напилить» денег на рекламных контрактах или (когда эта «жила» опустеет) обслуживать самолет за копейки с помощью необученных, некомпетентных людей, даже не знающих о международных требованиях, написанных кровью сотен пассажиров – ну, упадут один-два, дай Бог, к этому времени я уже буду у семьи в Лондоне, а если нет – всегда можно найти диспетчера-стажера. Или отдать аэропорты в оффшоры, чтобы потом следственный комитет по пять лет искал и не мог найти виновников какой-нибудь катастрофы, которые с таким отношением к работе будут случаться только чаще.
          Где-то мы промахнулись, нет такого ощущения? Миллионные зарплаты для топ-менеджеров стали нормой, даже без условия их успешной работы, и это при том, что даже наша всепрощающая (разумеется, исключительно серьезных людей) Фемида умудряется иногда радовать газетчиков новыми коррупционными скандалами. Казалось бы, хочешь поднимать национальную компанию (авиаперевозки ли, о которых я уже говорил, или что угодно другое, связанное с вливанием бюджетных средств) – загранпаспорт на стол и вперед – работай. Получается – почет, деньги и уважение. Не получается – ну, извини. Попробовал мухлевать? Небо в клеточку! Сурово звучит, конечно, но я не представляю, как еще сократить количество заголовков об очередном «рекламном» тендере, за которым общественность видит шикарные лимузины и виллы. Разве что закрыть сами газеты…


САВЕЛИЙ НЕХОРОШЕВ


10.02.2015



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.037966012954712