Вестник гражданского общества

24.06.2016

Напоследок Госдума шестого созыва приняла людоедский «пакет Яровой»

Ирина Яровая
 
Сегодня, 24 июня, последний день работы Госдумы шестого созыва. Напоследок Госдума приняла сразу во втором и третьем – окончательном - чтении так называемый «пакет Яровой» - пакет законопроектов якобы антитеррористической направленности, формальными авторами которого выступили председатель комитета по безопасности Ирина Яровая и председатель комитета Совета Федерации по обороне Виктор Озеров (оба парламентария члены «Единой России»). На самом деле суть внесенных поправок в  усилении контроля государства за гражданами и ужесточении наказания в Уголовном кодексе.
 
Инициативы Яровой и Озерова изложены в двух законопроектах: первый посвящен поправкам в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, второй изменяет положения целого ряда нормативных актов.
 
Парламент раскололся: за поправки в законодательство проголосовали 287 депутатов, против — 147, один воздержался. Против выступили фракции КПРФ и ЛДПР. Аналогично проголосовали за вторую часть пакета — поправки в Уголовный кодекс: за — 277 депутатов, против —​​148, отмечает РБК.

Изначально Госдума планировала утвердить «пакет Яровой» сразу во втором и третьем чтениях 22 июня, но в этот день по просьбе комитета по безопасности проект перенесли на пятницу, объяснив это необходимостью доработки.
 
24 июня некоторые нормы законопроекта были смягчены прямо перед началом пленарного заседания. Slon Magazine сравнил этот маневр депутатов с известной байкой про кинорежиссера Леонида Гайдая, который специально для цензоров добавил в конце фильма «Бриллиантовая рука» кадры ядерного взрыва. Как и рассчитывал Гайдай, комиссия убрала взрыв, не тронув остальную часть киноленты.
 
Так и парламентарии после поднявшейся волны негодования взяли перерыв на два дня, чтобы изменить текст документов. Они убрали оттуда запрет на выезд и процедуру лишения гражданства (при наличии паспорта другой страны) для осужденных по «террористическим» статьям и служившим в иностранной армии или спецслужбе.
 
Еще ко второму чтению из проекта исчезли запрет на выезд из страны за предупреждение по преступлениям террористической и экстремистской направленности и сокращен срок, в течение которого интернет-провайдеры должны хранить логи (список всех переданных сообщений), с трех лет до одного года. Для сотовых операторов трехлетний период хранения сохранили, хотя правительство на заседании Думы выступило против. Эксперты считают, что это грозит триллионными расходами и поможет только зарубежным производителям систем хранения данных.
 
На заключительном заседании Госдумы прямо в ходе обсуждения парламентариям раздали еще одни правки в документы. Они касались миссионерской деятельности – это новелла, по которой теперь в России нельзя просто проповедовать какую-то веру, нужен документ от религиозной организации. Теперь эти изменения опубликованы как часть итогового документа, направленного в Совет Федерации.
 
Все остальное содержимое законопроектов осталось неизменным.
 
Поправки вносят в УК РФ три новые статьи: ст.361 (акт международного терроризма) предусматривает пожизненное заключение для тех, кого обвиняют в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов.
 
Ст. 205.6 (несообщение о преступлении) грозит до года лишением свободы за недоносительство. Она предназначена для тех, кто не смог, не захотел или не счел нужным сообщить о лице, которое "по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило" преступления некоторых категорий.
 
Ст. 282.4 (содействие экстремистской деятельности) предусматривает до 15 лет лишения свободы за вовлечение лица в совершение "преступлений экстремистской направленности".
 
Ужесточаются наказания за призывы к террористической деятельности, оправдание терроризма в интернете, организацию незаконного вооруженного формирования и ряд других "экстремистских" преступлений.
 
Поправки увеличили до 32 количество статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. В этот список входит и статья о недонесении.
 
Поправки вводят понятие "миссионерская деятельность", которой смогут заниматься только представители зарегистрированных религиозных организаций и групп. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех регионах, где зарегистрирована пригласившая их организация. Ряд идей, в том числе "экстремистских", об отказе от медицинской помощи, о передаче имущества религиозной организации, проповедовать будет запрещено. Религиозные деятели России уже назвали этот законопроект противоречащим Конституции и осложняющим жизнь религиозных организаций.
 
Новый закон после окончательного одобрения и подписания вступит в силу уже 20 июля 2016 года.
 
Во время обсуждения пакета поправок Дума отклонила несколько предложений депутатов по смягчению законопроектов. Замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко предложил исключить из законопроекта ужесточение наказаний по «экстремистским статьям» УК (ст.282). Фракция ЛДПР в целом выступает за отмену этих статей. «В прошлом году более 500 человек были приговорены по ст.282, и ни один из них не был террористом. В основном это лица, которые сделали какое-то заявление, репост в социальных сетях. Среди них есть представители молодежи, которые отличаются радикальными взглядами. Но глубокое убеждение фракции ЛДПР, что из-за этого с молодых лет нельзя ломать жизнь человеку», — объяснил Диденко. Но дума отклонила его предложение.

Гудков предложил исключить из пакета новый состав преступления — содействие экстремистской деятельности. Он привел несколько примеров того, как уголовные дела за экстремизм возбуждались за публикацию картинок в соцсетях. «А что такое содействие экстремизму? Таксист, который подвезет девушку, которая опубликовала картинку «ВКонтакте»? Я предлагаю отменить это и не позориться уже», — сказал Гудков. Дума отклонила его предложение.

Оппозиционный депутат также предложил отменить «людоедскую норму» о снижении возраста наступления уголовной ответственности по ряду статей УК до 14 лет. «За несообщение о преступлении нам предлагают сажать детей от 14 лет, за участие в массовых беспорядках, хотя у нас под массовыми беспорядками может пониматься все что угодно. Психика ребенка в этом возрасте не сформирована, это вам скажут любые психологи. Ребенку нужна реабилитация, а не тюрьма. Оттуда он выйдет готовым преступником», — недоумевал Гудков. «Уровень психофизического развития подростка в этом возрасте позволяет осознавать общественную опасность перечисленных деяний и ответственность за их совершение. Дума отклонила предложение Гудкова.

Гудков также выступил против уголовной ответственности за несообщение о преступлении. «Мальчик Вася где-то сгоряча скажет «Ненавижу чиновников-коррупционеров, расстрелять бы их всех», а мальчик Петя просто не сообщит об этом. Оба мальчика сядут в тюрьму, вот что предлагается», — привел пример депутат.

Это предложение Гудкова тоже было отклонено.
 
 Гудков также выступил против хранения данных о звонках и сообщениях операторами связи, мотивировав это убытками, которые понесет бизнес. Но и эту поправку Гудкова отклонили.
Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян опубликовал на РБК статью под названием «Закон Яровой: шесть ударов по интернет-отрасли», в которой объяснил, почему поправки отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-компаний.
 
"Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн рублей: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете - или, говоря проще, интернет-компаний - составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн рублей - для отрасли это непосильное бремя", - предупреждает Габриелян.
 
Он указывает также, что государство автоматически лишится поступлений в бюджет с налога на прибыль интернет-компаний, хотя в самом законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству. "Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи", - добавляет автор.
 
"Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию. Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра - три-четыре года", - указывает специалист.
 
Кроме того, в европейской части России нет электроэнергии, которую потребуют новые дата-центры. Для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн рублей. "Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем".
 
Габриелян раскритиковал последнюю редакцию закона, согласно которой организаторы распространения информации, то есть интернет-компании, обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы безопасности страны. "Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет", - подчеркивает специалист.
 
Он указал также, что закон снизит конкурентоспособность российских интернет-компаний, поскольку поставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми. "Понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически".
 
"Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров - это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников". Мелкие компании не смогут себе позволить дорогостоящую защиту, что может привести к утечкам данных.
 
Наконец, указывает эксперт, законопроект бесполезен для борьбы с терроризмом. "На данный момент 40% трафика в интернете зашифровано. Хранить эти 40% трафика бесполезно, потому что расшифровать его невозможно. Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами", - отмечает Габриелян.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.02190899848938