Вестник гражданского общества

14.05.2016

Кто и зачем уничтожает РБК?

Коллаж: roem.ru
 
В пятницу, 13 мая, был «обезглавлен» РБК - один из самых известных российских медиахолдингов, принадлежащий частному лицу и ведущий независимую редакционную политику - из РБК одномоментно были уволены шеф-редактор медиахолдинга  Елизавета Осетинская, главный редактор информационного агентства РБК Роман Баданин и главный редактор газеты РБК Максим Солюс. По последней информации, вслед за уволившимися редакторами медиа-ресурсы холдинга могут покинуть более десяти ведущих сотрудников.
 
В течение последних трех лет РБК владеет российский миллиардер Михаил Прохоров. Это было залогом финансовой независимости журналистов медиахолдинга от российских властей, однако в 2016 году, по мнению многих наблюдателей, со стороны власти на холдинг стало оказываться сильное давление с явной целью уничтожить его как независимое СМИ.

Проблемы у РБК начались еще в январе 2015 года, когда на сайте РБК появилось расследование, посвященное тому, кто стоит за расширением Московского государственного университета: в нем была упомянута Катерина Тихонова, которую позже агентства Reuters и Bloomberg назвали дочерью Владимира Путина. Кроме этого расследования, РБК публиковал и другие острые материалы: о том, сколько стоит российская военная операция в Сирии, откуда в Украине появились солдаты российской армии, как окружение президента Путина стало заниматься нефтяным бизнесом, и многие другие.
 
По сведениям «Медузы», на РБК оказывалось давление со стороны властей за публикации о семье президента РФ Владимира Путина. Он лично санкционировал обыски в группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, которой принадлежит РБК.
 
Материалом, который, по сведениям агентства Reuters, стал «последней каплей», после которой представители Кремля потребовали уволить руководство РБК, стала статья под названием «Напротив «дворца Путина» под Геленджиком начнут разводить устриц», появившаяся на сайте РБК 11 мая 2016 года.
 
РБК – далеко не первое российское медиа, в разгоне которого большинство наблюдателей усматривает политическую составляющую: с конца 2011 года, т.е. со времени начала предвыборной кампании Владимира Путина на его третий президентский срок, подобным образом были разогнаны редакции интернет-изданий «Лента.ру» и «Русская планета», полностью изменена редакционная политика телеканала РЕН-ТВ, произошли громкие увольнения в издательском доме «Коммерсант». До этого, в 2000-х, представителями государства в России был разгромлен холдинг «Медиа-МОСТ» и разогнаны редакции входивших в него телекомпании НТВ и журнала «Итоги», выходившего в сотрудничестве с американским Newsweek.
 
Как и во всех предыдущих случаях, российская власть отрицает факт политического давления на журналистов. 13 мая пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя увольнение всего руководства РБК, заявил: «Мы неоднократно говорили и продолжаем говорить, что не может идти речь о каком-либо давлении на редакционную политику или на медиахолдинг в целом».
 
Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, комментируя уход топ-менеджеров холдинга, заявил, что не связывает увольнение руководящих работников РБК с политикой и считает причины случившегося чисто экономическими.
 
Даже глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов заявил, что Совет может обратиться к Владимиру Путину, только если обнаружит «основания для того, чтобы обращаться к президенту», «если будут обнаружены нарушения прав журналистов в увольнении ряда руководителей из РБК». В интервью «Интерфаксу» Федотов призвал «не делать скоропалительных выводов» в связи со сменой руководства РБК и предложил дождаться реакции самих уволенных журналистов.
 
Бывший шеф-редактор медиахолдинга РБК Елизавета Осетинская сегодня заявила, что версия о том, что его руководство было уволено по экономическим соображениям, несостоятельна.
 
«Никакой экономической подоплеки во всем произошедшем нет, а есть именно то, о чем пишут сейчас о нас в разных СМИ. При всех наших спорах и разногласиях, разных, назовем это аккуратно, "корпоративных культурах", мы делали продукт, а [генеральный директор холдинга] Николай Молибог его успешно монетизировал», - написала Осетинская в Фейсбуке.
 
Осетинская ссылается на корреспондента газеты «Ведомости» Анастасию Голицыну, которая, анализируя аудиторию холдинга, его финансовое состояние, структуру его убытков и тенденции на рынке и в экономике в целом, приходит к выводу, что дела у холдинга шли не так плохо.
 
«Стоны про «долги и убытки РБК» и отсутствие политической подоплеки – чистейшая подмена понятий, своего рода логическая диверсия. Многие это понимают, но почему-то полно людей, всерьез воспринимающих заявления профильных чиновников», - резюмирует Голицина. И добавляет: «Если бы Прохоров был недоволен исключительно экономикой, то уволил бы не редакцию, которая к финансам отношения не имеет, а гендиректора и другой операционный менеджмент».
 
Об этом же написал в Фейсбуке главный редактор газеты РБК Максим Солюс:
 
«Рассказывать подробности - "как все было" - я не имею права: это обычная корпоративная хрень. Но делать предположения и давать оценки - вполне. Хочу напомнить, что недавно "по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество)" на РБК завели уголовное дело http://www.vedomosti.ru/…/articles/2016/05/11/640623-mvd-rbk (фигурантами которого могут стать коммерческие топ-менеджеры РБК), а в других компаниях владельца РБК Михаила Прохорова прошли обыски http://www.vedomosti.ru/…/…/637817-kompanii-prohorova-obiski (чем это угрожает Прохорову, я судить не берусь). У меня нет знания, что это связано с редакционной политикой РБК https://slon.ru/posts/67997, но есть глубокая убежденность в том, что это так и есть. И что эта политика и, в частности, мое пребывание в должности главного редактора газеты РБК, снижают шансы на благополучный исход "спора хозяйствующих субъектов" для всего бизнеса Прохорова».
 
Бывший главный редактор журнала «Итоги», известный российский журналист и гражданский активист Сергей Пархоменко говорит, что в нынешней ситуации с традиционными медиа есть много сходного с началом 2000-х, когда коллектив под его руководством был вынужден покинуть свое издание: «Что касается давления на традиционные СМИ, на редакции, то здесь, конечно, очень много узнаваемого. И все это делается, прежде всего, через разного рода использование, во-первых, экономических, а, во-вторых, силовых методов давления на владельцев этих СМИ. В случае с РБК и с Прохоровым здесь это очень характерно, конечно».
 
Главный редактор журнала «Контрапункт» Мария Липман считает, что контроль российской власти над медиа – это часть политики Кремля по установлению контроля над самыми разными областями жизни общества: «В тот момент, когда во главу угла был поставлен контроль, централизованный контроль государства над политикой, над обществом, сразу стало понятно, что если контроль – это главный инструмент управления, то контроля всегда будет мало. Есть процесс со своей логикой, есть какие-то явления, которые этот процесс подталкивают всегда в одном и том же направлении, по крайней мере, если говорить о последних годах, начиная с конца 2011 года, это движение только в одну сторону».
 
Мария Липман напоминает о том, что в России есть много журналистов, стремящихся писать объективно, но все они сильно рискуют: «Есть пока желающие рисковать и работать, не оборачиваясь каждую минуту назад и не думая о том, не рассердил ли какого-нибудь большого начальника или важного и влиятельного человека. Но все, кто работает именно так, знают, что они уязвимы. Так работал РБК, работал в соответствии с профессиональными стандартами, работал превосходно. Два года, с 2014-го по 2016-й, сотрудники РБК работали, а читатели имели роскошь, я бы сказала, пользоваться результатами их работы».
 
В субботу, 14 мая, в центре Москвы состоялась акция журналистов в поддержку РБК, который накануне остался без руководства после увольнения глав редакций.
 
Участники акции собрались у памятника героям Плевны у метро «Китай-город» и читали вслух свежий номер газеты РБК.
 
«Эхо Москвы» сообщает, что в акции участвовали около двух десятков человек. «Открытая Россия» вела трансляцию.
 
Еще одна акция в поддержку РБК проходит в Петербурге - на Невском проспекте выстроились одиночные пикеты.

Международная организация «Репортеры без границ» назвала отставку руководства холдинга РБК «серьезным ударом по независимой журналистике в России». Об этом говорится в заявлении «Репортеров», поступившем в русскую редакцию RFI в субботу, 14 мая.

«В растущем давлении на РБК наступила развязка, — отмечается в коммюнике. — 13 мая от своих должностей было отстранено редакционное руководство холдинга».

«РБК было единственным независимым СМИ с аудиторией, сопоставимой с аудиторией государственных медиа», — подчеркивается в заявлении «Репортеров без границ».

«Отстранение руководства РБК — это серьезный удар по независимой журналистике, — заявил глава европейского отделения организации Йоханн Бир. — Приходится констатировать, что журналистским расследованиям и репортажам, которые являются основой качественной журналистики, больше нет места в России. Массовая коррупция и различная незаконная деятельность властей стали главными государственными секретами».

В документе также отмечается, что увольнение редакционного руководства независимых СМИ «стало одним из самых классических методов в России» после разгона НТВ.
 
«Открытая Россия» напоминает, какие расследования РБК особенно «раздражали Кремль, РПЦ, ОНФ и жуликов с космодрома Восточный».
 
Расследование РБК: кто стоит за расширением МГУ
 
РБК не только выяснил, кто стоит за расширением МГУ, кто и за сколько будет строить новую научную долину, но и нашел младшую дочь Владимира Путина Катерину Тихонову, которая возглавляет проект «Иннопрактика» и занимается развитием этой самой научно-технической долины МГУ.
 
Расследование РБК: как строит бизнес семья Шамаловых

Расследование было посвящено Кириллу Шамалову, крупному акционеру «Сибура», а по совместительству — мужу Катерины Тихоновой.
 
Расследование РБК: кто и как заработал на космодроме Восточный

Расследование РБК вскрыло широкое разнообразие коррупционных схем на стройке Восточного. Речь идет о завышении смет стоимости материалов и работ, фиктивных работах, невыполнении заказов, необоснованно высоких окладах топ-менеджмента.
 
Расследование РБК: сколько тратит Россия на войну в Сирии 
 
РБК детально подсчитал расходы России на войну в Сирии и выяснил, что участие в военных действиях обходится Минобороны как минимум в $2,5 млн ежедневно.
 
Расследование РБК: на какие деньги живет Народный фронт Владимира Путина
 
Журналисты РБК выяснили, что за 2015 год на работу провластного Общероссийского народного фронта, якобы выступающего за открытость госорганов и честные закупки, было потрачено 455,3 млн рублей, а также на что пошли эти деньги.
 
Расследование РБК: на что живет церковь 
 
Журналисты РБК расследовали, как устроен бизнес Русской православной церкви и какой доход он приносит. При этом церковь не отчитывается о расходах, нет точных данных о том, как формируется бюджет. Но одна только поездка Патриарха Кирилла по Латинской Америке стоила более 20 млн рублей.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.011820077896118