Вестник гражданского общества

24.04.2015

Минфин предлагает значительно сократить количество учреждений здравоохранения, образования и культуры

Министр финансов России Антон Силуанов

Вчера газета «Коммерсант» опубликовала статью, в которой сообщалось, что Минфин РФ предлагает правительству вернуться к идее «оптимизации» госрасходов на школы, вузы, больницы, театры, музеи и другие социальные учреждения. По информации издания, план министерства должен был быть рассмотрен 23 апреля на заседании правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Представитель секретариата Шувалова, отвечая на вопрос ТАСС, обсуждалась ли на заседании инициатива Министерства финансов по оптимизации в бюджетном секторе, заявил, что заседание антикризисной комиссии в четверг не состоялось.

Тем не менее, план, который Минфин собирается представить правительственной комиссии, существует, он озаглавлен как «Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений» и есть в распоряжении редакции «Коммерсанта».

Основная проблема Минфину видится в низкой производительности труда в бюджетном секторе: в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся, пишет «Коммерсант» со ссылкой на упомянутый план. В этом документе говорится, что численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а количество специалистов в образовании и здравоохранении — "превышает значительно". Несмотря на рост соответствующих расходов в последние годы, констатируют авторы, качество оказываемых услуг повышается недостаточно. В ведомстве говорят, что проходящая сейчас реформа отрасли "идет медленно", количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля казенных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" — до 95%.

Минфин ссылается на принятый в 2010 году федеральный закон N83, который был призван приспособить 330 тыс. бюджетных учреждений РФ к работе в рыночных условиях. Для этого их разделили на две части. Первую составили учреждения, способные зарабатывать (в основном из сфер науки, образования, здравоохранения и культуры). Вместо работы по смете они стали оказывать услуги на основе госзадания (получая субсидии из соответствующих бюджетов), а все доходы от платных услуг оставлять себе. Неспособные выйти на рынок (национальная оборона, пенитенциарная система и др.) преобразовались в казенные учреждения и остались в смете государства. Разделение завершилось к июлю 2012 года, при этом эксперты указывали на формальный характер реформы: "на места" не были спущены четкие критерии разделения учреждений, в перечнях услуг не было показателей качества, а нормативные затраты на оказание услуг определили по принципу "как сейчас". Жестко настаивать на продолжении реформы в 2012 году Минфин не стал.

В рамках нового этапа реформы Минфин подготовил предложение довести "состав и содержание госуслуг" до определенных властями стандартов "при одновременном повышении их качества и доступности". Особое внимание в плане уделяется оптимизации управления имуществом. Так, "мелкие" учреждения и организации, загруженные менее чем на 50%" предлагается сливать с более крупными. Образовавшееся после укрупнения "излишнее имущество" планируется распродавать. Кроме того, предлагается перейти к оказанию госуслуг "на конкурентной основе", фактически отдав часть их в частные руки. В Минфине уточняют, что для этого еще потребуется принять соответствующий федеральный закон. Наконец, с 2017 года в ведомстве хотят отказаться от содержания госимущества "в спящем режиме" (в том числе от частичной оплаты коммунальных счетов).

Конкретные объемы увольнений и сокращений по отраслям в документе не записаны. Но план Минфина похож на «оптимизацию» столичного здравоохранения. С октября 2014 года московские власти сливают ряд клиник с крупными больницами, а освободившиеся здания передают на баланс мэрии. В Москве были уволены 8,3 тыс. медработников, а необходимость реформы объяснялась по схожей с Минфином схеме: чиновники говорили об избытке врачей на душу населения и желании внедрить в укрупненных клиниках новые стандарты диагностики и лечения пациентов.

Между тем, сами московские медики говорят, что вся «оптимизация» столичного здравоохранения свелась к сокращению медицинских учреждений и увольнению медработников.

«Коммерсант» напоминает, что в России оптимизация системы здравоохранения началась раньше московской — в январе 2014 года. За прошлый год были сокращены 90 тыс. медиков и реорганизованы около 350 медучреждений, но медпомощь не стала ни эффективнее, ни доступнее. Об этом говорится в отчете Счетной палаты: доступность медпомощи в 2014 году сократилась, число умерших в стационарах за год выросло на 3,7%, а объем платных медуслуг увеличился почти на четверть.

Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский рассказал изданию, что в финансовом ведомстве не учитывают, что "расходы на здоровье граждан как инвестиция видны только через три поколения". "Если слушать Минфин, с государственным здравоохранением придется вообще расстаться", - считает эксперт.

Масштабные реформы планирует Минфин и в сфере образования. Ведомство предлагает распространить на всю страну практику слияния школ (а также детсадов и других образовательных учреждений), которая была опробована в Москве: за последние два года количество учебных заведений столицы сократилось почти в четыре раза. В Минфине указывают, что таким образом удастся сэкономить на бухгалтерии, юридическом сопровождении и кадровой работе.

При этом в Министерстве финансов считают слишком расточительным оплачивать школе полный штат преподавателей. Поэтому "учителя-предметники" станут преподавать по графику сразу в нескольких учебных заведениях. Очевидно, что в таком случае "высвободившихся" преподавателей школам можно будет уволить, пишет «Коммерсант».

"Понятно, что Минфин хочет сэкономить на бюджетниках, но меры, которые они предлагают, не просто вредные. Они еще и нереализуемые",— сказал изданию сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов. Сейчас и так четверть школьных преподавателей "не от хорошей жизни" являются совместителями, но увеличить их количество не удастся: невозможно разработать общее для нескольких школ расписание. По мнению представителя учительского профсоюза, "негативные последствия реформы сведут на нет любую экономию".

Также авторы оптимизационного плана предлагают активнее закрывать вузы с низкими показателями (в 2014 году неэффективными были признаны 72 вуза и 492 филиала). Оставшиеся учебные заведения, за исключением военных, предлагается переподчинить Минобрнауки — также в целях сокращения управленческих затрат. Сейчас 204 высших учебных заведения из 476, открытых во всей стране, подчиняются не Министерству образования, а сторонним ведомствам — Минздраву, Минтрансу и т. д.

"Я не понимаю, каким образом переподчинение нашего вуза от МИДа к Минобрнауки поможет улучшить бюджетную ситуацию,— заявил "Ъ" ректор МГИМО Анатолий Торкунов.— Ведомственная подчиненность — не только документооборот и бюрократия, это, прежде всего, вопрос содержания образования. В нашем случае сотрудники МИДа активно участвуют в образовательном и воспитательном процессе".

Идеи Минфина по «оптимизации» касаются и ряда других бюджетных структур, например, часть учреждений культуры предлагается передать с федерального на региональный уровень.

Что характерно, идеи по оптимизации государственного бюджета никогда не касаются самого государственного аппарата. Между тем, армия чиновников в России по данным Росстата, в 2013 году составила 1 млн. 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы. Как пишет РБК, таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн. человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн. человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Данные о количестве чиновников в 2015 году в открытом доступе отсутствуют.

Несмотря на постоянные заявления премьер-министра о необходимости сократить количество чиновников и расходы на содержание госаппарата, реальные расходы бюджета на армию чиновников продолжают неуклонно расти.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.024870872497559