Вестник гражданского общества

13.04.2015

Провальные реформы привели к общему ухудшению качества жизни населения России


Коллегия Счетной палаты Российской Федерации проверила так называемую «оптимизацию» в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания и признала ее провальной. Такие выводы ведомство сделало после того, как рассмотрело отчеты проверок программы по оптимизации медицинских, образовательных организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания населения. Выяснилось, что в основном оптимизация заключалась в сокращении объектов или увольнении работников.

В Счетной палате констатировали, что проведенные в 2013-14 годах реформы вызвали обратный эффект, что повлекло за собой общее ухудшение качества жизни населения.

«Несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения», - говорится на сайте ведомства.

«По итогам 2014 г. отмечено сокращение числа педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек на фоне роста на 152,7 тыс. потребителей услуг, что сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых услуг и избыточной интенсивностью труда соответствующих категорий работников».

«Количественные изменения в численности образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания и отдельных категорий работников проводились без учета социальных нормативов и норм, утвержденных Правительством. Изменения в социальные нормативы и нормы в отдельных сферах не вносились с 1996 г.».

«Всего по итогам 2014 г. за счет проведения оптимизационных мероприятий было высвобождено 25,7 млрд. рублей, из которых 22,9 млрд. рублей направлены на заработную плату работников. Однако указанный объем средств, который высвободился в ходе оптимизации, не оказывает существенного влияния на финансовое обеспечение организаций и заработную плату указанных категорий работников. В целом полученные в 2014 г. средства составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников (свыше 3,8 трлн. рублей)».

Медицинская сфера

К концу 2014 года в региональных больницах и поликлиниках России ликвидировано 33 757 коек.
Согласно результатам проверки, в России 17,5 тысяч населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. "Коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения", - констатировали в Счетной палате.

Сроки ожидания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в несколько раз. Согласно результатам проверки, рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных.

В ведомстве констатировали, что сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий.

Что касается оплаты труда, то на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. «Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», - отмечается в докладе.

В очередной раз был отмечен рост в 2014 г. объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. «В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», - подчеркнул аудитор. Население по-прежнему остается плохо информированным о том, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие за плату.

Сфера образования

Всего в 2014 г. в рамках оптимизации было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. За 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%. Таким образом, количество организаций дошкольного образования уменьшится на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 14,7 %.

Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 г.

Проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%. «Одна из причин - основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций», - уточнил аудитор.

Анализ образовательных услуг показал, что оптимизация не улучшила ситуацию с их низкой доступностью для сельских жителей. 9,5 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют детских садов. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. При этом треть этих населенных пунктов не охвачена общественным транспортом.

Аналогичная ситуация сложилась и в инфраструктуре среднего образования. Почти 6 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют организаций общего образования. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.

«Одна из целей оптимизации – повышение заработной платы в сфере образования. Тем не менее, значение показателя заработной платы в 2014 г. не достигнуты по трем из шести направлений - в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот», - говорится в докладе Счетной палаты.

Установлены проблемы в дальнейшем трудоустройстве и переподготовке высвободившихся работников. Например, по данным субъектов Российской Федерации в системе образования в 2014 г. было трудоустроено только 52,8% от числа высвободившихся работников.

Сфера культуры

Как следует из доклада Счетной палаты, в течение 2014 года учреждений культуры в России стало меньше на 2080, это 7,3% общего числа учреждений культуры в стране.

Из общего числа ликвидированных учреждений культуры наибольшую долю составили культурно-досуговые учреждения (54,3%) и библиотеки (16,4%), особенно расположенные в сельской местности, что повлекло за собой снижение доступности учреждений культуры для населения.

Из расчета социальных нормативов всего в Российской Федерации должно быть более 26 тысяч библиотек. По итогам 2014 года их число составило чуть более пяти тысяч. При этом регионы планируют и дальнейшее сокращение учреждений культуры.

Число театров и музеев тоже сократилось, но незначительно, менее чем на процент.
Повышение заработной платы сотрудникам учреждений культуры в результате реструктуризации региональной инфраструктуры составили лишь 0,5%. Показатель соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к средней по региону, установленный соглашениями, не достигнут в 16 регионах.

В Москве заработная плата работников сферы культуры в целом сравнялась со средней по региону (101%), однако, по муниципальным учреждениям показатель составляет всего 37%. В Самарской области проверка выявила случаи увеличения зарплаты административно-управленческого персонала при сокращении дохода специалистов.

Соцзащита

В ходе оптимизационных мероприятий в сфере соцзащиты в 2014 г. ликвидировано либо реорганизовано 143 организации социального обслуживания населения. За 2015-2018 гг. органами исполнительной власти регионов России планируется уменьшить сеть еще на 260 организаций социального обслуживания. Уменьшение запланировано в 33 регионах. В результате к концу 2018 г. число организаций социального обслуживания сократится в Тверской области на 51 учреждение, в Московской области – на 46 учреждений, в Псковской области – на 28 учреждений.

За 2014 г. среднесписочная численность работников организаций социального обслуживания сократилась на 6,5% и составила 555,6 тыс. человек. Доля социальных работников в общей численности работников организаций социального обслуживания снизилась с 30,7% в 2013 г. до 29,4% в 2014 г.

При этом установлено, что сокращение численности социальных работников происходит именно за счет тех, кто занят непосредственно предоставлением социальных услуг населению.

С 2016 г. сокращение среднесписочной численности социальных работников в регионах России предполагается обеспечивать, в основном, за счет увеличения нагрузки на одного социального работника: в период 2013-2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастет на 33,5%.

При этом число получателей социальных услуг растет.

«Дорожная карта» Минтруда России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере предполагает увеличение объема платных услуг. «Имеются риски, что неоправданно высокий темп роста объемов оказания платных социальных услуг может быть обусловлен сокращением количества бесплатных услуг», - говорится в докладе.

Коллегия Счетной палаты приняла решение по итогам проведенных контрольных мероприятий направить доклад Президенту Российской Федерации, информационное письмо Правительства России, представления губернаторам проверенных регионов. Отчет по итогам проверки будет направлен в Государственную Думу Российской Федерации и Совет Федерации Российской Федерации.

Отметим, в Москве против реформы неоднократно выступали активисты и сотрудники образовательных и медицинских учреждений. При этом вице-мэр Москвы успокаивал общественность, убеждая, что оптимизация принесет только пользу.

Между тем, к февралю 2015 года без работы остались уже более восьми тысяч медиков. Сейчас медики в Москве проводят итальянскую забастовку, а в Уфе - голодают.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.019150018692017