Вестник гражданского общества

11.03.2015

Следственный комитет угрожает правозащитникам Бабушкину и Меркачевой уголовным преследованием

Ева Меркачева и Андрей Бабушкин

Следственный комитет России собирается вызвать на допрос правозащитников, которые накануне посетили в СИЗО «Лефортово» Заура Дадаева, братьев Анзора и Шадита Губашевых, арестованных по подозрению в убийстве Немцова.

Еву Меркачеву и Андрея Бабушкина в ближайшее время вызовут на допрос для выяснения мотивов, «которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ», - приводит слова СКР «Интерфакс». В Следственном комитете полагают, что действия правозащитников могут быть расценены как вмешательство в ход следствия, против Евы Меркачевой и Андрея Бабушкина может быть возбуждено уголовное дело по статье «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования». За это Меркачев и Бабушкина могут получить наказание сроком до шести месяцев.

Как сообщила газета «Московский комсомолец», накануне глава комиссии президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин и зампред Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева встретились в изоляторе с подозреваемыми в убийстве Немцова. Один из них Заур Дадаев заявил, что не признает своей вины. Правозащитники обнаружили на его теле побои. Ранее следствие сообщило, что Заур Дадаев признался в совершении преступления. По словам подозреваемого, его вынудили дать признательное показание в обмен на освобождение его друга Руслана Юсупова.

Правозащитники направили заявление директору ФСИН, главе СКР и генпрокурору России с требованием провести в СИЗО проверку, а также суд-медэкспертизу и обеспечить безопасность братьев Губашевых и Дадаева. Во время визита правозащитников в СИЗО выяснились и другие подробности, которые расходятся с официальной версией. Так Дадаев утверждает, что занимал должность заместителя командира специального батальона внутренних войск «Север» и уволился лишь 28 февраля, то есть на следующий день после убийства Бориса Немцова. В то время как следствие до сих пор утверждало, что Дадаев уже давно уволился из органов.

Редакция газеты «Московский комсомолец», корреспондентом которой является зампред Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева, считает предъявленные правозащитникам претензии «надуманными и абсурдными».

«В ходе беседы задержанным задавались только вопросы, связанные с их содержанием в СИЗО, а также с соблюдением их прав как задержанных и арестованных. Никакие вопросы, которые имели бы отношение к расследованию конкретного уголовного дела, не поднимались и не обсуждались», - говорится на сайте МК. Также сообщается, что беседа проходила в присутствии сотрудников СИЗО и в ходе разговора велась видеозапись.

Меркачева отвергла обвинения, заявив, что готова явиться на допрос. Обвинения со стороны СК она назвала абсурдными:

«Все обвинения, выдвинутые Следственным комитетом, и я, и Андрей Бабушкин считаем абсурдными, надуманными и нацеленными на то, чтобы парализовать работу правозащитников с целью исключения нашего допуска к задержанным. Если не будет осуществляться общественный контроль, мы можем себе представить, каким пышным цветом расцветут пытки и самые ужасные вещи, которые происходят. Думаю, что СК хочет сейчас добиться, чтобы нас не пускали к задержанным, чтобы они не могли сказать нам ничего лишнего или пожаловаться. Мы не вмешивались в ход расследования».

«Ни одного вопроса, касающегося следствия, мы не задавали. Этому у нас, во-первых, есть свидетели, во-вторых, есть видеорегистратор, записи которого, я надеюсь, сохранились. В каждой камере, где мы были, фиксировались на видео все наши вопросы. Все, что мы спрашивали, входит и подпадает под понятие "общественного контроля". Все, о чем мы спрашивали, касалось нарушений прав человека. Кормили ли человека, били ли человека, давили ли на человека, дали ли ему право звонка, дали ли ему адвоката. Мы не задавали вопрос: убивал ли ты, где ты был в момент убийства? Ни одного подобного вопроса нам даже в голову не могло прийти задать!», - рассказала Ева Меркачева Радио Свобода.

Отчет Андрея Бабушкина о посещении СИЗО «Лефортово» опубликован на сайте президентского Совета по правам человека, членом которого является правозащитник:

«Дадаев Заур Шарипович сообщил, что в СИЗО к нему относятся хорошо. Его похитили 5 марта, когда он и брат прибыли из Дагестана на территорию Ингушетии. На теле у Дадаева видны множественные телесные повреждения. С 5 по 7 марта (день доставки в ИВС) не кормили, 3–4 раза давали глоток воды. Позвонить после задержания не дали. При задержании обвинения не предъявили. После того как его доставили в суд для избрания меры пресечения, маску больше не одевали. Ему обещали отпустить его бывшего подчиненного и товарища Юсупова, если он признается в совершении убийства Б. Е. Немцова.

Дадаев является кавалером ордена Мужества; служил в должности первого заместителя командира батальона "Север". От адвоката, нанятого родителями, он не отказывался и не отказывается, о том, что родители пригласили для него адвоката, впервые услышал от нас. Следствием был приглашен адвокат Герасимов И. Н., который подписал документы до того, как начались процессуальные действия. Дадаев надеялся сказать об этих нарушениях в суде, однако судья Мушникова Н. В. сказать ему ничего не дала и удалилась в совещательную комнату. При задержании вместе с ним находился Юсупов Рустам, который потом пропал. В связи с этим в ФСБ России направлен запрос о местонахождении Юсупова Рустама».

В интервью «Франс пресс» Бабушкин уточнил: «Всех данных, что у нас есть, недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о применении пыток. Мы не можем исключить, что какие-то другие обстоятельства способствовали получению телесных повреждений. Но о том, что есть основания для проведения подобной проверки, и проверка должна быть проведена независимыми, честными и порядочными следователями и прокурорами, - этого сомнения у нас нет».

После публикации материалов о визите Бабушкина и Меркачевой в СИЗО глава ОНК Антон Цветков заявил, что члены комиссии проведут еще одну проверку, чтобы удостовериться в том, о чем рассказали правозащитники.

На основании проведенной сегодня проверки можно сказать следующее: в настоящий момент ничто не угрожает их жизни и здоровью. Медицинская помощь им не необходима, - приводит агентство «Интерфакс» заявление Цветкова, сделанное после этой проверки.

При этом глава ОНК подтвердил, что ни один из арестованных не признает свою вину.

Антон Цветков также сообщил, что попросил рабочую группу Общественной палаты дать оценку действиям Евы Меркачевой и Андрея Бабушкина. После изучения выводов рабочей группы председатель ОНК намерен пообщаться с ними лично, сообщает "Интерфакс".

Позднее Цветков опубликовал на своей странице в Facebook следующее заявление, согласованное, по его словам, с Евой Меркачевой:

«С разницей в один день задержанных по делу Немцова посетили две группы членов ОНК Москвы. Каждый из членов комиссии имеет право на собственную позицию, которая может не совпадать с мнением другого. Более того, видение проблемы может быть разным, и это нормально.

Что касается конкретно данного случая, то мы подробно обсудили результаты наших проверок и пришли к общему мнению, никаких разногласий между нами нет. Выражаем согласованную единую позицию , которую коротко можно сформулировать так:

1. Задержанные не имеют жалоб и претензий к СИЗО «Лефортово». В медицинской помощи не нуждаются, жалоб по условиям содержания не имеют. Жизни и здоровью задержанных ничто не угрожает.

3. На теле Анзора Губашева есть повреждения, но он заявляет, что получил их при задержании и отрицает применение пыток

4. Шодид Губашев заявляет о применении к нему мер физического воздействия, но телесных повреждений у него не имеется.

4.На теле Заура Дадаева есть следы от наручников на руках, возможно след от наручника на правой ноге, ссадина на правом колене. Он также заявляет о применении к нему электротока, но ожогов или каких-либо других характерных следов не обнаружено.

Антон Цветков, Ева Меркачева»


Спецдокладчик Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросам пыток аргентинский правозащитник Хуан Мендес заявил, что запросит у властей России информацию о возможных случаях применения пыток в отношении Заура Дадаева, подозреваемого в убийстве российского оппозиционера Бориса Немцова.

«Я впервые слышу (о возможных пытках Дадаева), но, конечно, мне было бы интересно узнать, какие есть доказательства этого. И если есть какая-то основа для подозрений в том, что мистера Дадаева пытали, я рассмотрю этот вопрос, пообщавшись с руководством РФ. Это будет конфиденциально до тех пор, пока я не получу ответа. Но, конечно, я заинтересован в этом», — сказал Мендес РИА Новости.

Правозащитников поддержал сенатор Константин Добрынин. Членов Общественной наблюдательной комиссии Москвы, посетивших в "Лефортово" фигурантов дела об убийстве Бориса Немцова, нельзя обвинить в оказании давления на следствие или вмешательстве в его деятельность, убежден первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин.

"Рассматривать деятельность правозащитников с точки зрения вмешательства в деятельность следствия и оказания давления на него юридически бессмысленно и бесперспективно", — сказал он РИА Новости.

Как отметил Добрынин, правозащитников нельзя привлечь к ответственности по части 2 статьи 294 УК РФ, поскольку в качестве обязательного признака этого состава преступления указано воспрепятствование осуществлению правосудия. "Очевидно, что такой цели у них не было и быть не могло", — заявил сенатор.

Он отметил, что правозащитники выполняют свой долг и вместе со следствием, которое также "выполняет свою работу", с точки зрения конституционной защиты прав граждан решают одну и ту же задачу.

По словам Добрынина, исходя из теории и практики уголовного права, "не является вмешательством в деятельность следственных, прокурорских или судебных органов сообщение фактов о готовящемся или совершенном преступлении, новых доказательств по делу, а равно принесение официальной жалобы на действия тех или иных должностных лиц".

"Поэтому правозащитников, естественно, можно допросить с целью выяснения конкретных обстоятельств, ставших им известными — и в этом нет ничего страшного, а затем сказать "спасибо" и отпустить, потому что ничего иного сделать нельзя", — заключил сенатор.

Обновление

На сайте газеты "Московский комсомолец" появилась информация о визите силовиков к правозащитникам домой:

"В среду, 11 марта, вечером сотрудники силовых структур - предположительно одного из подразделений Следственного комитета - предприняли попытку "провести беседу" с правозащитниками, членами Общественной наблюдательной комиссии Москвы - Андреем Бабушкиным и обозревателем "Московского комсомольца" Евой Меркачевой.

Как стало известно "МК", около 21.30 трое представителей силовых структур прибыли в квартиру Евы Меркачевой. Журналистки в тот момент дома не было. Супругу Евы визитеры (один из них предъявил удостоверение лейтенанта юстиции Круподерова) пояснили, что "намерены провести с Меркачевой беседу". Суть этой беседы, как заметили посетители, сводилась к разъяснению обозревателю "МК" правильной позиции по ряду животрепещущих тем. Из контекста диалога стало понятно, что речь должна пойти об освещении в СМИ визита правозащитников Меркачевой и Бабушкина к содержащимся в СИЗО "Лефортово" подозреваемым в убийстве известного политика Бориса Немцова.

Ранее СКР выразил недовольство тем, что во время визита члены ОНК якобы интересовались материалами уголовного дела и предупредил об ответственности правозащитников согласно статье 294 УК РФ. Позднее правозащитники были вызваны на допрос, который запланирован на 12 марта.

Супруг Евы Меркачевой заявил представителям силовой структуры, что Ева должна явиться на допрос завтра, на что те отметили, что имеют предписание от неких "генералов". Взяв разъяснение с мужа Евы, визитеры удалились. Позднее, как стало известно "МК", аналогичный визит представители силовой структуры нанесли домой к Андрею Бабушкину.

Со своей стороны редакция "МК" считает недопустимым подобное давление на правозащитников и журналистов".


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.015317916870117