Вестник гражданского общества

09.01.2015

Личные враги Кадырова

Jean Jullien

Трагическое событие с расстрелом редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo, вызвало острую дискуссию о допустимости/недопустимости публикации карикатур на пророка и о том, что важнее: свобода слова или чувства отдельных верующих. Особенно бурно эти вопросы обсуждаются в русскоязычном сегменте интернета.

Напомним, 7 января трое вооруженных людей напали на редакцию Charlie Hebdo, в результате чего погибли 12 человек. Причиной нападения стала публикация в еженедельнике карикатур на исламские темы.

Вскоре после теракта в парижском офисе Charlie Hebdo бывший политзаключенный и оппозиционный российский политик Михаил Ходорковский бросил призыв о солидарности к журналистскому сообществу. В своем Твиттере он написал: «Если журналисты - достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка». Он также выразил глубокие соболезнования близким погибших и напомнил, что террор не является решением проблем.

Вскоре после этого на слова Ходорковского отреагировал глава Чечни Рамзан Кадыров. В своем Инстаграм, где он обычно делает публичные заявления, Кадыров объявил Ходорковского врагом ислама и своим личным врагом. «Я уверен, что в его любимой Швейцарии найдутся тысячи законопослушных граждан, которые призовут беглого уголовника к ответу. И, видимо, этот спрос будет жестким и чувствительным», – говорится в сообщении, опубликованном в блоге Кадырова.

Это заявление не осталось незамеченным Ходорковским. «Я услышал и принял к сведению угрозу преданного сторонника Владимира Путина. Эта угроза по своей направленности ничем не отличается от вчерашнего террористического акта в Париже: ее цель – запугать, лишить голоса, остановить слово. Но я сказал вчера и повторю сегодня: нас не запугать», – говорится в заявлении Михаила Ходорковского, опубликованном сегодня на его официальном сайте.

Текст заявления Ходорковского стоит того, чтобы привести его полностью:

«Вчера в студии CNN я увидел ужасные кадры из Парижа. Вооруженные автоматами террористы практически в упор расстреливали безоружных людей, хладнокровно добивали раненых.

Я мгновенно отреагировал на жестокую и бессмысленную расправу над журналистами, призвав к солидарности СМИ всего мира. Я хотел показать, что террористы не добьются своих варварских целей, что ответом на подобное событие может быть только сплочение и защита свободы слова.

В ответ на мое заявление пропагандисты из Кремля развернули кампанию, в которой лживо пытаются представить отказ идти на поводу у убийц, как неуважение к мусульманам.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров объявил меня личным врагом и выразил надежду, что найдутся «добровольцы» и для расправы со мной.

Я услышал и принял к сведению угрозу преданного сторонника Владимира Путина. Эта угроза по своей направленности ничем не отличается от вчерашнего террористического акта в Париже: ее цель — запугать, лишить голоса, остановить слово.

Но я сказал вчера и повторю сегодня: нас не запугать. Мы будем твердо отстаивать свободу слова - базовую ценность современного общества. Убежден, что абсолютное большинство мусульман такую позицию понимают и поддерживают.

Свобода слова — это миллион разных голосов. Не всегда эти голоса говорят, пишут или рисуют то, что нам нравится, кажется приемлемым или уместным. Но каждый из миллиона голосов должен находиться под защитой общества. Каждый из них продолжит звучать.

Террористы атаковали Charlie Hebdo, чтобы заставить замолчать не только тех, кто считает, что для юмора нет запретных тем, но и сотни тысяч других. Наш долг — сделать так, чтобы эта цель никогда не была достигнута. Чтобы взамен прерванного голоса громко и уверенно зазвучали сотни, тысячи новых.

Кремлевские пропагандисты зря стараются, натравливая на меня фанатиков. Я уверен, что добропорядочные мусульмане всего мира соболезнуют погибшим и воспринимают мои слова только, как призыв к поддержке и солидарности, как отказ покориться.

Террористы могут угрожать, могут даже отнять жизнь. Но они не смогут лишить общество голоса. Свободное слово нельзя расстрелять в упор».

К этой дискуссии присоединился еще один известный оппозиционный политик, незаконно удерживаемый в данное время под домашним арестом, Алексей Навальный.

В своем блоге он пишет: «Дискуссию о французской трагедии, исламе и исламизме, перетёкшая в России в дискуссию о том, какая же у нас получается страна, если глава исполнительной власти субъекта федерации объявляет "врагом ислама и своим личным врагом" Ходорковского, призвавшего публиковать карикатуры, ставшие причиной тектакта (собственно, много кто призывал, много кто опубликовал, но объявлять врагом выгоднее всего, конечно, Ходорковского) важно всё-таки вести с учётом нашего недавнего опыта и исторических событий, которые нас заставляют забыть, но забывать никак нельзя».

«Вот, например, хороший контекст для дискуссии», - добавляет политик, приводя ролик с Ютуб, где отец нынешнего главы Чечни, бывший глава администрации  этой республики Кадыров-старший «призывает убивать русских». 

«Сразу статусы, написанные в здании на площади А. Кадырова, куда упирается проспект А. Кадырова, где стоит фонтан А. Кадырова, выглядят немножко по-другому, да? Видели мы уже таких "защитников чувств верующих", всё это одинаково заканчивается», - резюмирует Навальный.

Между тем, на угрозах личной расправы вынужденно живущему сейчас в Швейцарии Ходорковскому Кадыров-младший не остановился. Сегодня глава администрации Чечни Рамзан Кадыров объявил своим врагом главного редактора радио «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова.

Организованный на сайте «Эха Москвы» опрос о допустимости появления в СМИ карикатур на пророка Мухаммеда Кадыров назвал «стремлением оскорбить мусульман России и всего мира». (Кстати, около 70% аудитории «Эха Москвы» ответили на поставленный вопрос положительно.)

«Мусульмане России давно уже видят, что Венедиктов превратил «Эхо Москвы» в главный антиисламский рупор. На этой теме специализируется целая бригада авторов, которых ничто не связывает с Россией. У Венедиктова нет ни семейных, ни религиозных ценностей. Но это не дает ему право бесконечно обливать грязью и оскорблять десятки миллионов мусульман. Я твердо убежден, что власть должна призвать к порядку радио, сеющее вражду и ненависть между людьми и народами. Иначе найдутся те, кто призовет Венедиктова к ответу», – написал Кадыров в своем блоге в сети Инстаграм.

При этом он особо подчеркнул, что мусульмане России, которым не безразлична судьба Отечества, не станут «бесконечно терпеть выходки Венедиктова и компании».

В связи с прямыми угрозами в свой адрес главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов обратился в правоохранительные органы с жалобой на угрозы со стороны главы Чечни.

«Я вполне серьезно отношусь к угрозам со стороны Рамзана Кадырова и поэтому намерен в ближайшее время обратиться в правоохранительные органы России», – сообщил ранее Венедиктов в своем блоге.

Он также заявил, что «категорически отвергает» обвинения в антиисламском характере радио «Эхо Москвы» и считает, что такие обвинения носят «клеветнический характер» и подрывают деловую репутацию радиостанции.

«Редакционная политика «Эха Москвы» является взвешенной, профессиональной и равноудаленной от интересов различных групп, политических партий и конфессий. Такой она и останется, несмотря на разного рода давления и угрозы», – заверил Венедиктов. 

Как сообщает телеканал Дождь с ссылкой на пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, пресс-служба президента пока не комментирует конфликт между Кадыровым и Венедиктовым. «Я никак это не комментирую, это не касается администрации президента, это никак не касается президента самого», — сообщил Дмитрий Песков телеканалу Дождь.

Новый номер французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, штаб-квартира которого накануне подверглась террористической атаке, выйдет в следующую среду, 14 января, передает Agence France-Press со ссылкой на одного из издателей. Как заявил Патрик Пеллу (Patrick Pelloux), выход номера позволит показать, что «глупость не одержала победу».

Между тем, карикатуристы всего мира выступили в поддержку Charlie Hebdo. Сделали они это в свойственной им манере - при помощи карикатур. В одной из иллюстраций говорится, что день теракта стал наихудший днем для всех карикатуристов.

Многие издания собрали подборки этих карикатур скорби, поддержки и солидарности на своих страницах на следующий день после теракта.

Вестник CIVITAS также присоединяется к этой акции. 

Ruben L. Oppenheimer

MANJUL

Francisco J. Olea

Oriol Malet

 

 

 

 

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.040011882781982