Вестник гражданского общества

04.12.2014

Очередное послание Путина

Иллюстрация Сергея Елкина

4 декабря президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию.

На фоне политического и экономического кризиса, охватившего страну, от послания президента ожидали судьбоносных или, хотя бы, конструктивных заявлений. Например, ждали, что Путин объявит об экономической либерализации.

Эти ожидания не оправдались. Послание Путина, которое он зачитывал перед Федеральным Собранием более часа, не содержало в себе никаких сенсаций и не отличалось по содержанию и риторике от всех последних выступлений российского президента.

Так что многочисленным экспертам, приготовившимся анализировать «судьбоносную речь», пришлось «высасывать» обсуждение этой речи «из собственных пальцев».

Портал «Медуза» разделил выступление Путина на три части - политическую, экономическую и социальную, и выделил из него пять основных тезисов:

«1. Крым важен для России не только потому, что там живут «наши люди» и не только потому, что это стратегически важная территория, но еще и потому, что князь Владимир здесь (в Корсуни) принял христианство, Крым — «исток формирования многоликой, но монолитной русской нации».

2. У России есть враги за рубежом, за происходящим на Украине стоят США. Санкции — это «нервная реакция США и их союзников», они были бы введены и без Крыма — повод бы нашелся. При этом Россия никогда не пойдет «по пути самоизоляции, ксенофобии, подозрительности, поиска врагов».

3. В сложных экономических условиях необходимо поддержать бизнес: радикально уменьшить количество проверок, сделать их публичными, провести амнистию капитала, в ближайшие четыре года нельзя поднимать вопрос о повышении налогов. Эти меры позволят через три-четыре года выйти на темпы роста экономики выше среднемировых. В то же время, бюджетные деньги необходимо экономить.

4. В падении курса рубля виноваты, в том числе, спекулянты. Все знают, кто эти спекулянты; у правительства и ЦБ есть способы воздействия на них: «пора ими воспользоваться».

5. Новая социальная цель: средняя продолжительность жизни россиян должна вырасти до 74 лет (сейчас 70–71). 2015-й объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Врачей поддержат образовательными сертификатами для переобучения, студентов — президентскими грантами».


Приглашенный «Открытой Россией» эксперт Слава Рабинович (экономист, финансист, главный исполнительной директор управляющей компании Diamond Age Capital Advisors Ltd) в своем комментарии вылелил из послания-2014 две части:

«Первая часть выступления – это внешнеполитическая катастрофа, а вторая часть – это псевдолиберальная программа, которая воспринимается как некое дежавю программы Медведева; ту программу легко найти в Google по словам "Программа Медведева за 2008 год". Там у него была первая фраза: "Свобода лучше чем несвобода". Сейчас подобная программа звучит и читается как юмористический рассказ. Сделано все с точностью до наоборот, на 180 градусов.

Что касается заявленного «освобождения» и «возвращения» капитала: в России вся инфраструктура капитализма разрушена. Кто будет его возвращать? Такие люди, как Михаил Ходорковский, сейчас ни копейки, ни цента в Россию наверняка не отправят. Но если страна начнет высвобождаться от феодализма, – тогда они все свои деньги отправят в Россию.

В экономической части очень пугает посыл про сдерживание инфляции на уровне 4%. Продолжать тратить золотовалютные резервы на поддержку рубля и говорить про спекулянтов на валютном рынке – бессмысленно. Вести политику сдерживания инфляции – это рецепт самоуничтожения.
А сдерживание цен на ряд товаров приведет к тотальному дефициту и моментальному появлению черного рынка, что, в свою очередь, чревато мощным социальным взрывом.

О риторике. В начале речи: «Мы сумели защитить соотечественников, на нашей стороне справедливость и легитимность». Майдан и революция, по мнению Путина, «произошли из-за ерунды». Кроме того, были произнесены слова «американские покровители и спонсоры», «поддержка из-за бугра». Он озвучил страх за югославский сценарий для России. Он обвинил США, что они нарушают стратегический баланс в мире. Это такой абсолютно перевернутый мир. Далее, не сделав паузы, он перешел в другие категории и тут же заявил, что мы не хотим самоизоляции, и не будем искать внешних врагов, наша страна открыта для мира. И далее – целый список абсолютной бессмыслицы».

Кандидат филологических наук Ксения Туркова представила лингвистический анализ послания президента к Федеральному собранию:

«Сегодняшнее обращение Владимира Путина к Федеральному собранию во многом построено на принципе, который раньше уже был неоднократно опробован. Этот принцип структурирования действительности я называю, чтобы было понятнее, детской присказкой «говоришь на меня, переводишь на себя». Путин, по сути, переворачивает ролевую структуру того дискурса, в котором сейчас существует Россия. Вот несколько примеров:

В отношении России в последние месяцы все чаще звучат слова «железный занавес», «изоляция» и «страна закрывается», – а Путин в своем обращении заявляет, что это другие страны выстраивают железный занавес вокруг России.

«Мы сами никогда не пойдем по пути ксенофобии, подозрительности и поиска врагов», – говорит Путин, упоминая именно то, в чем Россию и обвиняют. Особенно ярко это тут демонстрирует словосочетание «поиск врагов».

В ту же копилку – и упоминание Гитлера, который так и не смог победить Россию. Ведь именно с Гитлером сравнивали Путина и некоторые мировые лидеры (президент Литвы, например), и ряд общественных деятелей, и зарубежные СМИ. Это, если использовать стиль самого российского лидера, такая «обратка». Снова принцип перевернутой структуры.

Если же говорить о лексике, которую использовал президент, тут можно отметить несколько стилистических пластов.

Во-первых, это штампы и идеологемы, такие как «братский народ», «труженики села», «принять вызов времени», «переданные нам предками традиционные ценности», «сокрушить врага» и так далее.

Во-вторых, это любимые Путиным разговорные (на грани жаргонных) вкрапления. «Ободрали как липку», «нас послали подальше», «из-за бугра». Особенно интересно тут именно выражение «из-за бугра». Оно отсылает нас к 90-м, кажется, что сейчас президент скажет еще и про «бакс», который «попёр вверх». С одной стороны, это отражает пренебрежительное отношение к Западу.

С другой, на мой взгляд, выдает и некую зависть, ведь это выражение, если вспомнить, как оно произносилось раньше, имеет именно такие коннотации. «Свалил за бугор» – так говорили о том, кому все-таки немного завидуют.

Наконец, в-третьих, Путин использует и новую метафорику. Например, говорит о том, что надо «перевернуть офшорную страницу в истории экономики». Вспоминает и мем этого года «вежливые люди»: «Наша армия вежливая, но грозная».

Отдельно, конечно, надо сказать о метафоре Крыма, который Путин сравнил с Храмовой горой в Иерусалиме, сказав, что полуостров имеет для России сакральное значение.

Употребив слово «сакральный», Путин, по сути, переместил проблему Крыма из национальной и политической плоскости в плоскость религиозную. Крым присоединили, так как он имеет сакральное значение. А все сакральное иррационально, тут и объяснять ничего не нужно. Надо просто верить в то, что так нужно. Мне кажется это важным смещением акцентов.

В целом же структура речи Путина, те слова и средства языковой экспрессии, которые в ней были использованы, говорят об одном: о том, что курс страны останется неизменным. А все обвинения в адрес России будут опять и опять попадать в языковое Зазеркалье, в мир перевернутых структур, и возвращаться из него обратно по адресу отправителя».

Рынок отреагировал на послание Путина очередным падением рубля.

Западные СМИ увидели в послании Путина злость и обиду. Послание, в котором Путин «сделал исторический экскурс для оправдания незаконной аннексии Крыма, а противников на международной арене уподобил Адольфу Гитлеру», Bloomberg назвал «вызывающим».

Обозреватели агентства отметили стремление Путина «обнадежить граждан, встревоженных усугубляющимся экономическим кризисом». Bloomberg напоминает, что страна приближается к рецессии, курс рубля находится у исторических минимумов, а банки ждут помощи от государства.

В связи с этим агентство заострило внимание читателей на планах Путина снять бюрократические барьеры, а также принять меры, чтобы предотвратить спекулятивные операции, привязанные к колебаниям курса российской валюты. «Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами», – приводит агентство цитату из речи Путина. Обозреватели Bloomberg подчеркивают, что Путин не стал касаться темы снижения цен на углеводороды, которое вкупе с западными санкциями «наносит урон российской экономике».

Associated Press цитирует высказывание Марии Липман, аналитика, бывшей сотрудницы Московского центра Карнеги. По словам Липман, Путин пытается приободрить как либеральное, так и консервативное крыло в правительстве, но понимает, что его руки связаны экономическими факторами. «Думаю, возможностей для маневра сейчас мало, и многие важные экономические факторы уже больше от него не зависят: курс рубля, цена на нефть, инфляция», – цитирует агентство.

Комментаторы Reuters не обошли вниманием тему санкций, в частности тезис Путина о том, что если бы их не было, «то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на нее, а еще лучше – использовать в своих интересах». «Всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно», – цитирует Reuters российского лидера. Агентство также приводит предупреждение Путина, заявившего, что с Россией «бессмысленно» разговаривать с позиции силы.

Никакой коррекции внешней политики и примирения с Западом не будет еще долго, делают вывод из послания опрошенные РБК эксперты. Путин говорил либо о прошлом, либо о настоящем, и ни слова о будущем, отмечает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. «В послании не было обозначено внешнеполитических целей. При таком видении очень трудно выходить из высшей точки конфронтации, в которой мы находимся. Адекватность такого подхода у меня вызывает сомнения», – отмечает Макаренко.

Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов говорит, что даже не слышал о серьезных экспертных проработках планов по улучшению отношений с Западом. «Российское руководство приучает коллег к другому стилю поведения. Любой план в этой ситуации будет восприниматься как уступка, а на уступки Путин не пойдет», – отмечает эксперт.

Вестник CIVITAS







На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.019505977630615