Вестник гражданского общества

31.07.2014

Секторальные санкции и их последствия

В четверг Совет ЕС официально утвердил решение о секторальных санкциях "в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в восточной Украине". Санкции вводятся с 1 августа сроком на год с возможностью пересмотра через 3 месяца.

Под санкции попали Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк. Им закрывается доступ к финансовым рынкам Европы, запрещается продажа облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских акционеров.

Банки, попавшие под санкции, отныне не смогут на финансовых рынках Европы разместить облигации со сроком погашения, превышающим 90 дней. Инвесторам из Евросоюза запрещается прямо или косвенно приобретать, продавать, предоставлять брокерские услуги или помощь в выпуске или иными способами иметь дело с акциями и облигациями, выпущенными российскими банками со сроком обращения более трех месяцев.

Ограничения распространяются также на "дочки" этих пяти финансовых институтов (где их доля составляет более 50%) вне Евросоюза.

Санкции ЕС касаются также нефтяной сферы, оборонно-промышленного комплекса, продукции двойного назначения и сферы технологий. В частности, вводится запрет на поставки оборудования для нефтяной промышленности, на технологическое сотрудничество с Россией в разработке Арктического шельфа и сланцевых месторождений.

ЕС также ввел эмбарго на торговлю оружием с Россией и экспорт технологий двойного назначения. Эти ограничения не затронут уже заключенные контракты. На этом настояла Франция, которая намерена продать России два вертолетоносца "Мистраль".

Помимо секторальных ЕС ввел адресные санкции в отношении 95 россиян и 23 российских компаний. В опубликованном 31 июля списке оказались первый заместитель руководителя администрации президента РФ Алексей Громов, а также близкие к президенту Владимиру Путину председатель совета директоров банка "Северный морской путь" Аркадий Ротенберг, крупнейший акционер банка "Россия" Юрий Ковальчук и второй акционер банка "Россия" Николай Шамалов.
Список товаров, которые не могут быть поставлены в Россию без предварительного разрешения европейских властей, приведен в приложении к закону о секторальных санкциях.

Среди этих товаров, например, различные типы линейных труб для нефте- и газопроводов, буровые трубы, алмазные буровые долота, плавучие и подводные буровые платформы - всего 30 видов продукции, передает ИТАР-ТАСС. Власти ЕС будут отказывать в их поставке, если у них будут "разумные основания" полагать, что эти товары будут использованы в проектах, связанных с глубоководной разведкой и добычей нефти, освоением нефтяных месторождений арктического шельфа или добычей сланцевой нефти. Таким образом, автоматического запрета на ввоз оборудования для нефтяной отрасли России нет, появляется лишь механизм "предварительного одобрения сделок" ЕС.

Что касается оружейного эмбарго, то постановлением запрещается "продажа и поставка в Россию, а также передача и экспорт в эту страну, прямо или косвенно, гражданами государств - членов ЕС или с территорий государств-членов, или судами, ходящими под их флагом, или воздушными судами, зарегистрированными в государствах-членах, оружия и связанного с ним оборудования всех видов, включая оружие и боеприпасы, военных транспортных средств и оборудования, снаряжения полувоенного характера и запасных частей". При этом меры не распространяются на "выполнение контрактов или соглашений, заключенных до 1 августа 2014 года".

Накануне санкции в отношении российских банков ввели Соединенные Штаты. В санкционный список США попали три российских банка: ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк.
Гражданам и предприятиям Соединенных Штатов запрещено предоставлять этим банкам займы и приобретать их имущество на срок дольше 90 дней.

Ранее американцы ввели санкции против Внешэкономбанка, Газпромбанка, "Роснефти", "Новатэка", восьми оборонных предприятий, Феодосийской нефтяной компании, а также Донецкой и Луганской "народных республик".

Внешэкономбанк является соинвестором и кредитором большинства крупнейших инфраструктурных проектов, осуществляемых и осуществленных в России, напоминает заместитель главного редактора портала Банки.ру Семен Новопрудский. Сейчас банку предстоит что-то решать с задолженностью компаний (более 200 млрд рублей), отстраивавших Сочи к Олимпийским играм.

Ограничения со стороны США и Евросоюза, при том что кредитоваться можно и на Ближнем Востоке, и на Дальнем Востоке, способны ухудшить финансовые показатели попавших под санкции банков.

"Очевидно, что если Сбербанк и ВТБ окажутся вообще лишены доступа к американскому и европейскому финансовым рынкам, это будет для них большим ударом. Сбербанк не только главный клиентский банк в России, но еще и один из крупнейших кредиторов промышленности. Без внешних заимствований ему будет трудно. Санкции против этих банков можно приравнивать к секторальным санкциям в силу их доли на российском банковском рынке", - сказал Новопрудский bbcrussian.com.

Комментарий бывшего ректора Российской экономической школы, экономиста Сергея Гуриева:

"В последние дни санкции введены против крупнейших российских компаний и банков. Это означает, что некоторые крупные российские банки, включая Сбербанк, не смогут выпускать ценные бумаги на европейских рынках. Это не катастрофическое развитие событий, но это достаточно существенный удар по российской экономике.

В Америке и Европе нет проблем с дефляцией, дефляция полностью под контролем. В России ситуация прямо противоположная, инфляция высокая, сегодня она превышает целевые показатели в шесть процентов, и бесконтрольное печатание рублей, безусловно, приведет к тому, что инфляция выйдет из-под контроля, и, естественно, приведет к серьезным политическим последствиям.

Для России высокая инфляция – это призрак отчаянных 90-х годов, тот призрак, с которым Путин достаточно успешно боролся, и возвращение высокой инфляции означает поражение в главном политическом проекте Владимира Путина, который любит противопоставлять себя так называемому хаосу 90-х годов.

Россия очень боится высокой инфляции. Для России это не только экономическая проблема, но и политическая. Пойдет ли Россия по какому-то пути или нет, я бы не стал предсказывать, потому что ситуация беспрецедентная, и кроме того, за последние месяцы мы увидели, что российское руководство предпринимает шаги, которые раньше было невозможно предсказать.

Доллар и евро стоят в рублях выше, и цены на продовольственные товары, действительно, выше. Это пока не катастрофическое развитие событий, но то, что эти санкции стоят простым российским гражданам уже процентов их доходов, это факт. Но в целом главный удар будет, конечно, по экономическому состоянию россиян, наверное, в следующем году, когда придется пересматривать российский бюджет. Ведь российские экономические стратегии, социальные обязательства, обещания Владимира Путина, сделанные в 2012 году, когда он в очередной раз стал президентом, эти расчеты исходили из совершенно других прогнозов экономического роста.

Экономического роста в России больше не будет, и санкции, конечно, внесли свой вклад в плохое состояние российской экономики.

Кто-то должен заплатить за экономические неурядицы, и этот кто-то – это простой российский налогоплательщик и малый бизнес. Именно у малых предпринимателей, у которых нет политических каналов влияния на принятие решений, и у простых представителей российского среднего класса, безусловно, и будут в первую очередь проблемы, связанные с тем, что российская экономика находится в тяжелом состоянии.

Собственно, все последние 15 лет Владимир Путин говорил о том, что мы хотим диверсифицировать нашу экономику и производить как можно больше самим. Но пока этого не произошло. Конечно, санкции подтолкнут к тому, что импортное продовольствие будет более дорогим, и будет больше стимулов к тому, чтобы производить самим, это правда, но это будет не намного дешевле.

Сама Европа от экономических санкций против России почти не пострадает. Конечно, санкции навредят общей экономики, отток инвесторов очень сильно увеличится, рубль ощутимо упадет. Европа же от санкций потеряет мало, ведь Россия не отвечает угрозами страшнее, чем запрет импорта продуктов, хотя может. Другое дело, что запреты из серии - перекрытия доступа к энергоресурсам, заморозка капиталов, находящихся в России, и так далее, будет болезненной не только для Европы, но и для России".

В пресс-службе Банка России заявили, что организация готова оказать поддержку банкам, попавшим под санкции ЕС, и предоставить им ликвидность в рамках действующих инструментов. "Банк России располагает достаточным набором инструментов рефинансирования банковского сектора", - заключили в Банке России.

Санкции ЕС вряд ли сильно повредят "Сбербанку", считают аналитики. Как передает РБК, он защищен от санкций лучше, чем какой бы то ни было другой российский банк.

"У Сбербанка самая сильная база фондирования среди российских банков, опорой которой служат депозиты физических и юридических лиц. Плюс есть очень высокая лояльность клиентов", - отметила ведущий кредитный аналитик S&P Ирина Велиева.

В свою очередь, аналитик ФГ БКС Ольга Найденова добавила, что банк финансирует свою деятельность в основном через депозиты: соотношение общего объема заимствований к депозитам составляет 109%, финансирование "Сбербанка" через облигации составляет 3,5% активов.

Аналитики Bank of America Merrill Lynch также отмечают, что зависимость "Сбербанка" от внешних рынков невысока. По словам одного из аналитиков, прямой ущерб от введения санкций будет ограниченным, но косвенное влияние, наверняка, будет существенным. "Системный эффект от уже введенных санкций в отношении ключевых отраслей экономики - нестабильность на фондовом и валютном рынках - несомненно отразится на финансовом результате банковского сектора", - заключает Велиева.

Бывший первый заместитель председателя "Сбербанка" (до 2014 года) Андрей Донских заявил в интервью Slon.ru, что санкции в отношении "Сбербанка" несут психологический эффект. "С точки зрения объективной картины, включение "Сбербанка" в санкции несет достаточно серьезный психологический эффект. Но с точки зрения материальности этого действия, я не думаю, что оно будет определяющим для хода операций "Сбербанка", - сказал Донских, добавив, что реальных проблем для банка нет, "это просто нервная ситуация, нервные настроения".

"Газпромбанк" заявил, что санкции на его работу не повлияют, передает "Интерфакс".
"Введенные Европейским союзом в отношении ряда российских компаний и банков санкции не нарушают финансовую устойчивость и стабильную работу "Газпромбанка", - говорится в пресс-релизе.

"Запас ликвидности "Газпромбанка" характеризуется значительной прочностью, активы и пассивы сбалансированы. Кроме того, в "Газпромбанке" с удовлетворением восприняли заявление Банка России и других органов государственной власти о готовности в случае необходимости предпринять адекватные меры по поддержке организаций, указанных в санкционных списках, с целью защиты интересов их клиентов, вкладчиков и кредиторов", - заявили представители банка.

Планирование сделок ВТБ на рынках капитала будет зависеть от потребностей в фондировании, а также возможностей и конъюнктуры рынка. В любом случает ВТБ продолжит работать в прежнем режиме, сообщили представители банка.

"Несмотря на европейские санкции, ВТБ и его дочерние компании продолжат работу в прежнем режиме, выполняя все обязательства перед своими инвесторами и акционерами и поддерживая высокое качество обслуживания наших клиентов", - отмечается в заявлении.

По мнению представителей ВТБ, принятые решения по санкциям "абсолютно не соответствуют базовым принципам свободного рынка и дискриминируют не только ВТБ, но и международных инвесторов".

Однако в санкциях существует лазейка. Ссылаясь на неназванных европейских чиновников, The Wall Street Journal, сообщает: "От санкций освобождаются филиалы российских банков в странах ЕС".

Как замечают журналисты, у ВТБ и "Сбербанка" есть крупные подразделения в Австрии, ВТБ также имеет филиал на Кипре. Помимо этих стран, данные подразделения работали в Чехии, Словакии, Венгрии, Германии и Франции. "В среду официальные лица ЕС заявили, что сделали исключение для европейских филиалов, чтобы защитить стабильность финансовой системы Европы", - говорится в статье.

По словам чиновников, филиалам разрешат перечислять доходы своим материнским компаниям и давать им ссуды, но запретят эмитировать бонды или акции в ЕС, а затем перечислять эти средства назад в Москву.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.021167993545532