Вестник гражданского общества

11.07.2013

Тверской суд посмертно осудил Магнитского

Тверской суд Москвы признал скончавшегося в СИЗО в 2009 году аудитора британского фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и главу фонда Уильяма Браудера виновными в уклонении от уплаты налогов, сообщает РАПСИ. Судья Игорь Алисов приговорил Браудера к девяти годам колонии общего режима. Дело Магнитского прекращено в связи с его смертью.

Согласно приговору, Магнитский разрабатывал и реализовывал незаконные схемы ухода от налогов. Судья отметил, что он действовал в интересах Браудера, который осуществлял руководство финансовой деятельностью фонда. Магнитский признан виновным в создании в Калмыкии компаний, в которых фиктивно работали инвалиды. По закону республики, такие компании получали налоговые льготы.

Суд решил, что льготы компаниями получили неправомерно, в итоге пострадали бюджеты трех уровней - местный, региональный и федеральный.

Показаниям Магнитского, данным им на предварительном следствии, о том, что льготы компании получали законно, а инвалиды были действительно трудоустроены и получали заработную плату, суд не поверил.

Незадолго до ареста Магнитский обвинил группу милицейских чинов и налоговых инспекторов в том, что они с помощью похищенных документов нескольких фирм Браудера украли из госбюджета 5,4 млрд рублей (230 млн долларов США) путем возмещения налога на добавленную стоимость.

Как сообщила в минувшую пятницу газета "Коммерсант", ссылаясь на Следственный комитет России, в этом деле, возбужденном еще в 2009 году, появилась первая обвиняемая. Ей стала экс-сотрудница Инспекции федеральной налоговой службы №28 Ольга Цымай, фигурантка "списка Магнитского", подготовленного американским сенатором Бенджамином Кардином.

Издание пишет, что в СКР считают, что она не только не проверяла документы по НДС, которые подавались в ее налоговую инспекцию и по которым возмещались средства, но и помогала получать мошенникам деньги через ИФНС №25.

Цымай свою вину не признает. По информации "Коммерсанта", с нее взяли подписку о невыезде.
При этом, как пишет газета, к бывшей главе ИФНС №28 Ольге Степановой следователи претензий не имеют. О том, что в деле фигурируют какие-либо полицейские чины, не сообщается.

В то же время арестовали Магнитского в 2008 году те же самые люди, которых он обвинил.

В ходе расследования именно этого дела Магнитский скончался в ноябре 2009 года, находясь в следственном изоляторе "Матросская тишина". Тогда уголовное преследование юриста было прекращено в связи с его смертью, но позже дело возобновили.

Глава Hermitage Capital Уильям Браудер, а также правозащитники - в том числе и Совет по правам человека при президенте России - неоднократно заявляли, что Магнитский мог умереть от побоев и лишения его медицинской помощи.

По данным "Коммерсанта", следствие по делу о махинациях с НДС было продлено до "рекордных 33 месяцев" - до сентября 2013 года.

Слушания по существу дела против Магнитского и Браудера по обвинению в неуплате налогов начались 11 марта 2013 г. Процесс проходил заочно, так как сам Браудер отказался приезжать в Россию, а адвокаты его и Магнитского решили игнорировать суд. Судья предоставил обоим обвиняемым государственных адвокатов.

28 января, в день первых предварительных слушаний, Amnesty International потребовала от российских властей прекратить преследование Магнитского и его родственников и, напротив, привлечь к уголовной ответственности тех, кто преследовал покойного. Посмертный процесс Магнитского Amnesty International назвала "поистине кафкианским". Также правозащитники отметили, что родственники Магнитского никогда не настаивали на возобновлении дела с целью реабилитации покойного, так как в силу презумпции невиновности он и так считается невиновным.

В феврале в отношении Браудера возбудили новое дело. По версии следствия, он незаконно приобрел по более низкой внутрирыночной цене более 130 миллионов акций "Газпрома" на сумму около 2 миллиардов рублей. 8 апреля Браудер был объявлен в международный розыск, а 22 апреля заочно арестован. 6 июня Мосгорсуд подтвердил законность ареста Браудера. В мае Интерпол признал политически мотивированным преследование Браудера и исключил данные о нем из своих баз.

В фонде Браудера приговор назвали противоречащим нормам международного права.
"Данный процесс отражает неуважение властей к основным международным правовым ценностям, правам и свободам личности", - говорится в заявлении пресс-службы Hermitage Capital.

Сам Уильям Браудер заявил Всемирной службе Би-би-си: "Суд и приговор против меня и Сергея доказывают, что Путин будет использовать суды, чтобы скрыть свои экономические преступления".

Защита Браудера намерена обжаловать приговор.

Нынешнее разбирательство - первый в российской и советской судебной истории процесс над умершим человеком.

По словам бывшей судьи Конституционного суда Тамары Морщаковой, российское законодательство не позволяет выносить обвинительный приговор в отношении умершего человека. Она подчеркнула, что судебные действия в отношении умершего возможно только в целях его реабилитации, поэтому "даже придя к такому [обвинительному] выводу, суд должен был бы прекратить дело, а не выносить обвинительный приговор".

Правозащитник Валерий Борщев также заявил, что не считает состоявшийся процесс законным, выразив свое возмущение приговором. "На фоне прекращения этого дела [о причинах смерти Магнитского] второй суд выглядит кощунством, ... оскорбляющим нормальные чувства человека, какие-то человеческие ориентиры. [...] По-моему, это вызов обществу. Это вызов международному общественному мнению. И мне кажется, на этот вызов нельзя равнодушно реагировать", - полагает правозащитник.

Подобный подход разделяют и родственники Магнитского, выступавшие против разбирательства. Во время процесса защита Магнитского отказалась представлять какие-либо доказательства по делу из-за протеста близких умершего юриста.

Мать Сергея Магнитского Наталья неоднократно выступала против суда, заявляя, что ее сын был замучен в СИЗО, а суд является попыткой обелить виновных в его гибели.

По закону суд над мертвым человеком может проходить лишь по желанию его родственников, однако российские власти объясняют посмертный процесс над Сергеем Магнитским общественной значимостью дела.

Американский сенатор Бенджамин Кардин в апреле 2010 года предложил ввести санкции в отношении 60 российских чиновников, причастных, по его мнению, к гибели Сергея Магнитского.
Год спустя он внес в сенат законопроект "Об ответственности и верховенстве закона имени Сергея Магнитского", предусматривавший запрет на въезд в США и замораживание счетов лиц, попавших в черный список.
В итоге "закон Магнитского" был принят конгрессом и подписан президентом США Бараком Обамой в середине декабря 2012 года.

В соответствии с законом не только вводились санкции против ряда российских чиновников, но и отменялась действовавшая около 40 лет поправка Джексона-Вэника, призванная ограничить торговые отношения США с СССР (позднее - с Россией).

В апреле 2013 года министерство финансов США опубликовало 18 имен из "списка Магнитского", из которых 16 были, по мнению американских чиновников, непосредственно связаны с "делом Магнитского".

В то же время американские СМИ писали о том, что у списка есть и засекреченная часть.
Российские власти негативно оценили принятие "закона Магнитского". Ответом Москвы стал так называемый "антисиротский закон", запрещающий усыновление российских детей американскими гражданами.

Вестник CIVITAS







На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.015900850296021