Вестник гражданского общества

Сытый голодного не разумеет

России нужен новый закон о налогообложении

          Оказывается, за прошлый год в России заметно прибавилось долларовых миллиардеров – их стало больше в полтора раза. «В списке богатейших, который возглавляет Михаил Прохоров, 500 фамилий. Миллиардеров среди них - 77 человек, а за год до этого их было 49, – пишет «Российская газета». - Чтобы попасть в первую десятку, надо иметь не меньше десяти миллиардов долларов. Роман Абрамович сохранил место в первой тройке. Эксперты объясняют рост численности миллиардеров в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, огромный спекулятивный рост на фондовом рынке и накачка бюджетными деньгами финансовой системы».
          И это, заметьте, на фоне кризиса, неизбежно ведущего к росту безработицы и падению уровня жизни большинства населения.
          В свете этих событий особенно циничным выглядит заявление спикера нижней палаты Госдумы Бориса Грызлова, заявившего, что «необходимость в замене плоской шкалы подоходного налога прогрессивной отсутствует».
          Вот он, «российский консерватизм», в действии! Разрыв в доходах между богатыми и бедными - уже в десятки и сотни раз. И продолжает увеличиваться. Такого нет ни в одной цивилизованной стране. А господин Грызлов полагает, что в замене нынешней плоской налоговой шкалы на прогрессивную нет необходимости. Вот уж поистине сытый голодного не разумеет!
          Во всех экономически развитых странах уже давно действует прогрессивная шкала налогообложения. Она является действенным инструментом перераспределения доходов от наиболее богатых слоёв населения к наиболее бедным. Диапазон ставок достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что практически во всех странах установлены довольно значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение.
          В США прожиточный минимум налогом не облагается, а с дохода свыше 10 млн. долларов взимается налог в размере 38%. Налоговая система США имеет социальную направленность, так как сумма налогов с населения заметно ниже суммы, которую население получает из государственного бюджета на удовлетворение своих нужд в виде пенсий, пособий, стипендий, оплаты медицинских услуг, услуг образования и культуры. К этому следует добавить прозрачность доходов налогоплательщиков и путей их использования, что побуждает их к добросовестным платежам.
         Система налогообложения физических лиц в Германии также характеризуется социальной направленностью. В частности, необлагаемый минимум составляет примерно 4-4,2 тыс. долларов. Высока степень дифференциации подоходного налога и во Франции (от необлагаемого минимума до 56,8%). Сумма налога дифференцирована по семи категориям плательщиков и очень жёстко распределяется между местными и центральными властями. Во Франции также действует очень большая система различных льгот и скидок в отношении добросовестных налогоплательщиков. Весьма интересна прогрессивная шкала подоходного налогообложения физических лиц в Японии. Там имеется пять разрядов платежа в центральный бюджет (10, 20, 30, 40 и 50%); кроме того, в местные бюджеты выплачивается ставка в размере 5, 10, и 15%.
          Что касается нашей страны, то в 2001 году государство решило заменить прогрессивную шкалу налогообложения на плоскую по единой ставке 13%. Конечно, хотели сделать как лучше: мотивировать предпринимательскую активность, снизить уход от уплаты налога путём сокращения теневых доходов, сделать более простой и понятной систему расчётов и т.д. Но получилось «как всегда» - не слишком удачно. И вот, упорно не желая исправить эту очевидную ошибку, докатились до беспрецедентной системы несправедливости и дикого социального расслоения! Самое печальное, что проблесков не видно, положение продолжает усугубляться. А нам в это время твердят, что налоговую систему, вообще говоря, «надо совершенствовать», но надо сначала к этому «как следует подготовиться»!
          Сколько можно терпеть столь абсурдную ситуацию и политическое безволие? Что, в других странах нет ухода от уплаты налогов, нет теневых доходов? И что мешает нам сделать более прозрачной систему доходов и расходов? Что мешает, например, ввести обязательное декларирование доходов при покупках предметов роскоши, вилл, яхт, недвижимости? Что мешает ввести строжайшую отчётность при расходовании огромных сумм, которые государство выделяет на поддержку наших финансовых воротил во время кризиса? Что мешает усилить уголовную ответственность за воровство, обман, мошенничество, жульничество?
          Необходимо пересматривать на предмет антикоррупционности наше законодательство, которое было принято ещё в приснопамятные 90-е и продолжает действовать до сих пор. Без этого мы так и будем заниматься сизифовым трудом - одной рукой плодить экономические преступления, а другой рукой бороться с ними. Необходим ряд новых законов. Надо вводить закон об изъятии стратегически важных предприятий у неэффективных и недобросовестных собственников. Некоторые задают вопрос: а как определить, кто является эффективным и добросовестным, а кто неэффективным и недобросовестным? Вопрос риторический. Разве мало у нас владельцев и директоров бедствующих предприятий, которые сворачивают производство, не выплачивают зарплату, увольняют сотрудников, но при этом продолжают жить припеваючи за счёт побочных доходов? Разве есть у этих людей настоящая заинтересованность в успешной работе этих своих предприятий, разве заботит их судьба своих работников, остающихся без средств к существованию? Уж не будем говорить об огромном экономическом ущербе для государства от фактического банкротства стратегически важных предприятий, остающихся, тем не менее, в частной собственности некомпетентных и недобросовестных людей!
          Нужен закон о регулировании оплаты труда в Российской Федерации с тем, чтобы оплата труда первых лиц на предприятии любой формы собственности была привязана к средней зарплате на этом предприятии. Надо пересматривать закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, вводить уголовную ответственность за лжепредпринимательство. Следует ввести в цивилизованные законодательные рамки понятие коммерческой и банковской тайны, чтобы эта тайна перестала быть прикрытием бессовестных махинаций, способом незаконного обогащения. Необходимо усилить административную и уголовную ответственность за взяточничество в первую очередь среди высокопоставленных чиновников, а уж затем спускаться на более низкий уровень.
          С этим надо торопиться. Далеко не все разделяют бесшабашный оптимизм нашей элиты относительно будущего России. И уж совсем иначе оценивают перспективы нашей страны многие зарубежные аналитики. Например, в «Вашингтон Таймс» недавно напечатана статья Айлена Бермена под заголовком «Россия опасна потому, что ей самой грозит коллапс».
          Автор статьи, вице-президент American Foreign Policy Council (Вашингтон), считает, что «за всей геополитической бравадой Кремля скрывается то обстоятельство, что государство, пришедшее на смену могущественному СССР, погружается в смертоносный демографический и социально-экономический омут». По его мнению, к середине ХХI века население России сократится до 100 миллионов человек, а к 2080 году - до 52 миллионов. Можно по-разному относиться к столь мрачным прогнозам. Можно с наигранным оптимизмом твердить, что Россия ещё и не такое переживала. Но такие разговоры отдают привкусом безответственности.
          Как бы мы ни относились к мрачным прогнозам о нашем будущем, есть очевидные вещи, с которыми нельзя не согласиться. Не может огромная, многонациональная страна, владеющая ядерным оружием, заниматься вместо реального производства только перераспределением и спекуляцией. Россия объективно не может только продавать сырьё и ввозить из-за рубежа важнейшие потребительские товары. Страна не может не обеспечивать своих работоспособных граждан рабочими местами за достойную заработную плату. Страна не может окончательно забросить научно-технический прогресс. Страна не может мириться с диким социальным расслоением. Гражданское общество должно проникнуться важностью этих проблем, настойчиво требовать у депутатов и чиновников конкретных мер по их решению, с регулярными отчётами о проделанной работе. Меры по борьбе с экономической преступностью и коррупцией необходимо максимально объективно и широко освещать в средствах массовой информации. Следует усовершенствовать избирательную систему. Во что бы то ни стало нам надо добиться того, чтобы к власти на всех уровнях приходили думающие, честные и неподкупные люди, для которых судьба страны и её народа важнее собственного кармана.


ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДБЛЮМ


15.02.2010



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.023790121078491