Вестник гражданского общества

Идеи Сахарова сегодня: мирная и чистая энергия, защита прав человека, нравственность в политике

         «Идеи Сахарова сегодня» - под таким названием 14-15 декабря 2009 года в Москве прошла международная конференция, посвященная великому гражданину России, академику и лауреату Нобелевской премии мира А.Д.Сахарову.
          В конференции приняли участие Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, Председатель подкомитета по правам человека Европейского Парламента Хейди Хаутала, заместитель директора Бюро по демократическим инициативам и правам человека ОБСЕ Даглас Уэйк, другие международные и российские правозащитники, профессора права, знакомые и родственники Андрея Дмитриевича. Одни из самых авторитетных международных организаций по правам человека: ОБСЕ, Представительство Европейской Комиссии Совета Европы, Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека - направили свои приветствия этому форуму, максимально подняв его международный статус.
          И в этой связи сразу бросилось в глаза интересное обстоятельство. Этот высокий форум так и не принял в себя ни одного высокого российского государственного чиновника, как и высокие государственные чиновники, в последнее время, демонстративно игнорируют соблюдение прав и свобод человека в России. И приветствие Президента Д.А.Медведева на этом фоне лишь резонансом подчеркнуло полное фиаско путинской политики, разъевшей основы демократического правового государства.
          В средствах массовой информации бытует стереотип об Андрее Дмитриевиче Сахарове как об отце советской водородной бомбы, защитнике диссидентов и борце за права человека.
          Лично для меня этот стереотип растаял благодаря трогательным историям из жизни Сахарова, рассказанным Татьяной Янкелевич – дочерью Елены Боннэр, правозащитника Сергея Ковалева, писателя Владимира Войновича, помощника А.Сахарова Бориса Альтшулера и других.
          Перед глазами встал образ интеллигента и интеллектуала с большой буквы. Человека, который искренне любил людей, уважал мнение каждого, заботился о величии страны, которое зиждется, прежде всего, на благополучии ее граждан.
          Андрей Дмитриевич был убежден, что за термоядерной энергией – будущее, которое позволит обеспечить достойный уровень жизни всех людей на планете. Его научные труды сейчас являются фундаментом для создания принципиально новых термоядерных электростанций, основанных на мирной и чистой энергии. Именно А.Д.Сахаров является создателем модели «удержания плазмы», которая представляется наиболее перспективным направлением развития термоядерной энергии в мирных целях. В этом направлении идут сейчас основные научные и прикладные разработки: «Спасти человечество от энергетического голода и стать практически неисчерпаемым источником энергии могут управляемые термоядерные реакции в плазме» («Новая энергетика», 2003, № 02). Эта информация формирует новый образ известного физика-ядерщика не как отца водородной бомбы, а как родителя мирной и чистой термоядерной энергии.
          Наряду с выдающимися достижениями в ядерной физике Андрей Дмитриевич активно выступал в защиту прав человека. В его квартире находилось большинство рукописей диссидентов того времени и просто несогласных с положением прав человека в России, рукописей которые стали «золотым фондом» истории борьбы за правовые и нравственные идеалы. Эти самиздатские рукописи, которые зачитывались до дыр и перепечатывались множество раз, позволяли народу узнать «голос иной мысли», мысли не согласной с директивой ЦК КПСС. Впоследствии журналы «Юность» и «Новый Мир», немного осмелев, тоже начали печатать талантливых авторов, которые не желали прославлять счастье, снизошедшее людям от правящей коммунистической партии. Эти журналы стали той путеводной звездочкой, которая открыла и для меня Фазиля Искандера, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, Даниила Гранина, Александра Солженицина и других.
          Активная общественно-политическая деятельность российского академика не давала спать спокойно лидерам нашей государства. Призывы А.Сахарова к освобождению узников совести – Буковского, Марченко, Осипова, Щаранского, Ковалева и других - позволили сформировать тот нравственный климат диссидентства, который помог выжить нашей стране духовно.
          Идея Андрея Дмитриевича о необходимости переустройства ООН, создания нового мирового правительства, которое бы отстаивало интересы всех народов мира, сейчас тоже жива и актуальна как никогда. В этом он был полностью солидарен с Нильсом Бором, который в 1950 году обратился к ООН с письмом о переустройстве мирового порядка со свободным доступом к информации. Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел и другие также впоследствии поддержали эту идею.
          Возвращаясь к главной теме конференции, надо отметить, что наиболее часто звучал вопрос о том, в чем же сейчас развитие идей великого гражданина мира, где та новая парадигма, которая изменит слишком «заматеревший» мир с кумиром «золотого тельца»?
          Размышления на эту тему явили необычайно широкий спектр направлений деятельности для изменения ситуации в России: активизация взаимодействия правозащитного движения внутри самой России; усиление давления международных правозащитных структур на правительство нашей страны для защиты попранных гражданских свобод; воспитание нового поколения на принципах толерантности и нравственности и т.д. Но, на мой взгляд, конференция обошла стороной главную перспективу развития мировоззрения и философии Сахарова.
          Известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев в своей статье-докладе «А.Д.Сахаров: ответственность перед разумом», указал еще на одно открытие академика: «Одно из выдающихся достижений Сахарова-ученого состоит в применении закономерностей физики микромира – квантовой механики в области космологии – науки о происхождении и эволюции галактик. Результат этого подхода – ныне общепризнанную гипотезу, объясняющую так называемую «барионную асимметрию вселенной» - он опубликовал в 1967 году».
          По сути, это, то же самое, что и высказывание известного Гермеса Трисмегиста, который упоминается в трактате Цицерона «О природе богов», даровавшего египтянам письменность и законы. Гермес Трисмегист заявил: «Что внизу, подобно тому, что наверху», соединив, таким образом, микромир с макромиром.
          Понятие микромира, по моему мнению, тесно связано с сознанием человека и его знаниями, которые он приобретает в ходе своего духовного роста. Ведь от сознания самого человека начинает меняться внешний окружающий мир, изменения которого проще всего увидеть в микромире. Именно от нашего сознания микрочастицы (например, фотоны света) могут вести себя в отдельных случаях как материя, а в других случаях как волна, приобретая совершенно иные свойства. Это мы уже знаем из школьных учебников средних классов. А у физиков ядерщиков существует понятие, что инструмент замера может быть грубее самого объекта замера. То есть приборы, изучающие микромир, сами влияют на этот внутренний мир, изменяя его свойства.
          Именно физики ядерщики первыми доказали, что мысль материальна. Концентрируя свое сознание, человек выделяет кванты света, которые можно фиксировать чувствительными приборами, а японские мастера уже создали программное обеспечение, позволяющее с помощью импульсов мозга управлять компьютером. Таким образом, человек принимает активное участие в формировании материи вселенной через свое сознание. И именно сознание человека становится определяющим фактором получения новых знаний.
          Ярким примером такого влияния человеческого сознания на внешний мир стали опыты японского ученого Масару Эмото. Его фильм-бестселлер «Великая тайна воды»  наглядно показывает работу ученых Англии, Австрии, Израиля, Казахстана, Китая, России, США, Японии, которые проводили опыты на молекулах и кристаллах воды. Ученые, включая Нобелевского лауреата Курта Вютриха, пришли к выводу, что наше сознание, наше восприятие формирует внутреннюю структуру воды, когда раздражение, ругань и оскорбления разрушают кристаллы, а духовная музыка, произнесенные слова любви, наоборот, создают симметричные завершенные формы (кристаллов воды) снежинок.
          Постижение знаний о мире через самый совершенный инструмент во Вселенной созданный Богом - через организм человека - являет нам новую парадигму развития. Так называемые экстрасенсорные возможности человека, которые он приобретает через духовные практики развития своего сознания, подтвержденные бесконечным множеством опытов и экспериментов в разных странах мира, свидетельствуют о безграничных возможностях человека.
          В этой связи понятие религии приобретает новое значение. Религия в таком случае становится наукой о реальности, где пассивное изучение внешних объектов реальности (как это делает ортодоксальная наука) заменяется активным, личным участием человека в управлении реальностью через свое духовное развитие. Этому и учит Христос, призывая пробудиться ото сна и войти в Царствие Божие, в новое состояние духа и сознания, когда пробуждаются способности и знания, данные Господом каждому человеку.
          Поэтому для меня, естественно, что следующим логичным шагом в развитии космологической философии Сахарова является обращение к постулатам такой религии, то есть системе знаний, которая опирается на внутренний, духовный опыт человека.
          Сейчас подобная точка зрения по слиянию в одно целое науки и религии как раз и дает ту парадигму нового мировоззрения, основанного на «новой нравственности», соединяющей возможности научных открытий человечества с бескрайними возможностями самого человека.
          Постижение религии как науки управления реальностью, изучение своих внутренних способностей и потенциала в эпоху безверия и нравственной пустоты является столбовой дорогой развития человеческого прогресса. Именно соединение науки и такой религии позволяет формировать политику с «нравственным лицом», то есть то, о чем и говорил Андрей Дмитриевич. Я абсолютно уверен, что он бы меня в этом поддержал полностью!


СЕРГЕЙ КНЯЗЬКИН


18.12.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.01276421546936