Вестник гражданского общества

Борьба с коррупцией: миф или реальность?

От теории вопроса пора переходить к практике*

Взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь сколько
нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того,
чтобы поделиться с другими, то им нечего более бояться.
Цицерон

          С момента вступления в должность Президент России Д.А.Медведев не один раз заявлял о необходимости борьбы с коррупцией, понимая опасность этого явления. Многие инвесторы не желают вкладывать инвестиции в экономику России, опасаясь ее разворовывания. Давались распоряжения по усилению борьбы с коррупцией, создавались рабочие группы по разработке мер противодействия коррупции, были попытки изменить систему законодательных мер. Однако сдвигов в этой сфере произошло, к сожалению, мало. Россия как была одной из самых коррумпированных стран мира, так пока ею и остается, несмотря на участившиеся случаи «посадок» за решетку госчиновников не низкого ранга. На наш взгляд, это временное явление, а не продуманная высокоэффективная система борьбы с коррупцией, и возникло оно из-за того, что с санкции верхов стало позволительно съедать некоторых чиновников среднего звена.
          Попробуем проанализировать ситуацию и выявить некоторые причины, не позволяющие эффективно бороться с коррупцией в России.
          Следует вспомнить, что коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и сращивании с мафиозными структурами (http://www.komis-korrup.ru/). Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio - порча, испорченность) выражается в деградации аппарата публичной власти, а коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества.
          Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
          Эффективная борьба с коррупцией возможна лишь при условии перманентности усилий всех ветвей власти, общественности и СМИ. На деле же, в отсутствии корректного регламента взаимодействия этих структур, происходит неразбериха в трактовке многих нормативно-правовых актов (НПА) и, как следствие, рост коррупции в государственном аппарате. В фольклоре этот «беспредел» выразился в емком выражении: «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло».
Одна из причин необычайного распространения коррупции сегодня в России достаточно очевидна – это низкий морально-этический уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение собственных потребностей, безответственность значительной части должностных лиц, включая занимающих высшие должности в системе законодательной, исполнительной и судебной власти.
          После распада СССР, когда все сдерживающие факторы типа ОБХСС, парторганизации, общественного мнения были заменены лозунгами «Обогащайся любыми доступными способами», «Грабь награбленное», когда долгие годы карьерного роста и повышения профессионализма были полностью заменены телефонным правом и протекционизмом, – бурно зацвело дерево коррупции.
          Если в цивилизованных странах кто-либо заявит, что в том либо ином суде у него есть «влияние», связи, которые он может использовать в своих целях, то это, безусловно, станет предметом серьезных разбирательств. У нас в России такие заявления частных лиц, адвокатов и иных лоббистов позволяют лишь поднять авторитет этих лиц в глазах клиентов.
          Актуальной задачей в сфере противодействия коррупции должно быть исследование коррупционных «технологий» в государственном управлении. Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна быть консолидированной, как это определено в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
          Сегодня право государственных органов действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их компетенции (Дискреционная власть), отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления являются основными коррупционными факторами.
          Президент Д. А. Медведев объявляет борьбу с коррупцией основной задачей. И совершенно объективно говорит, что нацпроекты не пойдут, пока не будет решена проблема воровства и хищений. Впервые в современной истории Президент говорит, что должности покупаются и продаются. Президент признает, что он ответственен за эту ситуацию, и дает короткую, профессионально правильную программу. Потому что есть не только невыполнение задач, но и противодействие внутри системы управления (ранее это называлось «саботаж»), поскольку коррупция стала высокодоходным бизнесом. Перед большими деньгами и в условиях выработанного менталитета закон отступает на задний план, совесть у чиновников умирает. Существует лишь жажда наживы, эгоизм перевешивает общественные интересы. Полным ходом пошел рейдерский захват административного ресурса друг у друга.
          В планах борьбы с коррупцией не предвидится единого органа, объединяющего все усилия. Как можно ждать, что чиновники-коррупционеры сами станут подпиливать сук, на котором сидят? По этой причине все действенные меры блокируются, а работает лишь импульсивная кампанейщина. Основные недостатки «Национального плана по борьбе с коррупцией» связаны с отсутствием в нем цифр и конкретики в оценке нынешнего положения с коррупцией в России, внятных технологий, нормативных показателей и процедур противодействия коррупции, которые пропадают за туманом общих фраз ни к чему конкретно не обязывающего чиновничьего лепета. По сути, все содержание нынешнего «плана» по внешним признакам сводится к очередной популистской «кампанейщине», способной, как мы знаем из печальной истории современной России, свести на нет любой здравый смысл «плана», который, возможно, там изначально и присутствовал.
          В результате краткий смысловой инвариант борьбы с коррупцией в «Национальном плане» сводится к тому, чтобы:
          - установить задачи;
          - ужесточить требования;
          - взять на контроль;
          - возложить задачи;
          - разработать систему мер;
          - создать возможности;
          - повысить ответственность и качество…– и пр., пр., пр. (http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html).
          В стандартном наборе схем-действий не определены ключевые понятия, не поставлены внятные цели и, наконец, не приведены контрольные цифры, которыми будет измеряться успешность антикоррупционной деятельности. В результате опять можно сколь угодно долго заниматься имитацией борьбы с коррупцией – писать победные реляции о том, что качество повышено, меры приняты, контроль ужесточен, методики разработаны, ответственность повышена, условия созданы и т.п.
          Согласно законам Паркинсона, если коррупционная схема возможна, значит, она рано или поздно реализуется.
          Традиционные технологические меры противодействия коррупции банальны и очевидны:
          - уменьшение влияния государства и меры его воздействия на частную жизнь своих граждан и вопросы бизнеса;
          - публичное обсуждение всех общественно значимых решений и обязанность государственных органов учитывать результаты публичного обсуждения и решений в своей деятельности;
          - развитие механизмов прямой демократии и общественной экспертизы (особенно на уровне местного самоуправления).
          Но надо помнить, что пока мы не будем воспринимать коррупцию как реальную силу нашего общества, соизмеримую с природным катаклизмом, ни одно благое начинание по противодействию этой многоголовой гидре не будет иметь успеха.
          Шапкозакидательство, а также угроза введения репрессий также не дадут желаемого результата, так как ставки у нынешних коррупционеров настолько высоки, что перебивают присущий любой форме жизни инстинкт самосохранения.
         Нужна долгая кропотливая работа по созданию условий, когда коррупция станет экономически не выгодна.
          А на сегодня для коррупции у нас «зеленая дорога». России уверенно лидирует по решению вопросов коррупционным путем. Русские пословицы: «Рука руку моет, а плут плута покроет», «Вор виноват, а подъячий мошне его рад» - полностью отражают происходящие процессы.

________________________________________
*Авторы статьи: Заур Алескеров - президент Legal Defence Department;
Михаил Трепашкин - начальник департамента Общероссийской общественной организации «Комиссия по борьбе с коррупцией».


ЗАУР АЛЕСКЕРОВ, МИХАИЛ ТРЕПАШКИН


10.12.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.017889976501465