Вестник гражданского общества

ЕСПЧ не угодил Московской Патриархии

Из цикла «Как РПЦ народ рекрутирует»

          Итак, в христианской цивилизации произошло невиданное и, тем не менее, вполне логичное событие - акт реального отделения религии от светского образования. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил  не использовать христианский религиозный символ - распятие - при оформлении интерьера итальянских школ. Суд мотивировал это решение тем, что наличие культовых религиозных символов в светских общеобразовательных учреждениях нарушает право родителей воспитывать своих детей согласно собственным убеждениям. Иск, в результате рассмотрения которого ЕСПЧ вынес соответствующее решение, был инициирован итальянкой, желающей, чтобы образование ее ребенка было сугубо светским. Местные власти, к которым обращалась она ранее для защиты своих прав, не реагировали на требования гражданки Италии, да и упомянутое решение суда не вызвало у них восторга.
          Однако закон есть закон, и единственное, что могли позволить себе не согласные с решением ЕСПЧ представители итальянского Министерства образования, это обжаловать его в установленном порядке в Европейском Суде. В случае если суд примет дело к рассмотрению, события будут развиваться в соответствии с будущим его решением. Если же в Страсбурге откажут в принятии апелляции, то через три месяца распятия будут убраны из помещений итальянских государственных школ.
          Ранее этот элемент христианской культовой символики присутствовал в школах вполне законно, о чем в 20-х годах ХХ века в Италии было принято специальное положение, коррелирующее с государственным статусом христианской религии в этой стране. Однако, после 1985 года, когда такой статус Римско-Католической церковью был утрачен, распятия продолжали находиться в школах в силу инерции уже незаконно. Поэтому акт отделения религии от государства, пусть и с опозданием, но внес свои коррективы лишь теперь.
          Собственно, в этой ситуации привлечь может не сам акт или соответствующая закону реакция на него противников изъятия культового символа из итальянских школ. Она вполне естественна, так как воспитанная в традициях христианства значительная часть населения Италии, вероятно, в самом деле искренне этим недовольна.
          Нас не может не заинтересовать горячая реакция отечественных клерикалов, которые уже высказали свое негативное отношение к решению ЕСПЧ и возможной ликвидации распятия из светских школ зарубежного государства. Причем, конечно же, главное здесь не в негативном отношении христиан, солидаризирующихся со своими единоверцами в плане продвижения интересов своей веры, а в неправовой аргументации, к которой обращается представитель Русской православной церкви, поддерживая недовольства итальянцев решением ЕСПЧ.
          «Европа может столкнуться с общественной дестабилизацией, с возникновением протестных настроений по тем вопросам, которые раньше не вызывали напряжения в обществе, - заявил агентству «Интерфакс» представитель Московской патриархии при Совете Европы игумен Филарет (Булеков). Эту «угрозу» от мотивировал тем, что «в качестве нового фактора нестабильности будут выступать именно «права человека» и их интерпретация авторитетным судебным органом общеевропейского масштаба». Связывая это воедино с исключением упоминания о христианстве в Преамбуле Европейской Конституции, священнослужитель РПЦ МП считает решение суда признаком «глубокого кризиса правозащитного подхода», в процессе которого «концепции прав и свобод человека нанесен очень серьезный удар».
          Пример принципиального разницы в подходе в одному и тому же правовому прецеденту со стороны властей Италии и со стороны религиозно-идеологической организации России представляется очень показательным. С одной стороны, можно отметить наличие зрелого правового сознания в государстве с христианской традицией, насчитывающей к настоящему времени около 18 столетий, с другой - «идеологически экстремистский прагматизм», формулируемый с позиции государственно-религиозной организации в стране «суверенного» этно-православия, впитавшего элементы «народной веры» и особенности партийного администрирования периода сталинизма.
         Если Министерство образования Италии воспринимает прецедент, созданный решением ЕСПЧ, именно правовым и выделяет собственно юридический аспект конфликта между личной религиозностью верующих и наличием единых для всех норм права, то представитель РПЦ МП воспринимает его исключительно идеологическим и апеллирует к нуждам «текущего политического момента». По сути, игумен посылает «сигнал угрозы» в адрес самого принципа права, ставя под сомнение целесообразность законопослушания в угоду формированию альтернативы понятию «прав человека», созданной религиозной организацией, к которой он принадлежит.
          Стоит попробовать перефразировать этот «сигнал», предельно упростив его для придания ему большей ясности; тогда он мог бы звучать примерно так: «Если решение ЕСПЧ в соответствии с законом будет исполнено и христианская культовая символика окажется изъятой из светских школ Италии, то цивилизованная Европа может взбунтоваться против закона, и виновным в этом будет соблюдение «прав человека», защита коих в исполнении ЕС - занятие сомнительное».
          Грубовато, но зато всем понятно. Хотя, поистине, латинская формула «Divide et impera» («Разделяй и властвуй»), вложенная в уста нынешних «варваров», вполне соответствует эпохе, в которой они намереваются жить...


МИХАИЛ СИТНИКОВ


06.11.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.014100074768066