Вестник гражданского общества

Эх, дороги…

          На днях в торжественной обстановке в присутствии министра транспорта РФ И. Левитина было подписано соглашение о строительстве и эксплуатации платной скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург на участке от 15 до 58 километра.
          Казалось бы, правильное, экономически обоснованное решение – хоть от одной всем известной беды излечится Россия, ведь развитие сети дорог одно из важнейших условий модернизации экономики. Но только если бы не вторая беда…
          Для начала немного статистики. На сегодняшний день в России с 1995 г. протяженность авто- и железнодорожной сети почти не увеличилась. Сейчас модно сравнивать Россию с другими развивающимися государствами - и тут, сравнения в области затрат на строительство дорог выглядят просто парадоксальными. «Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии - в $3,6 млн., в России - в $12,9 млн. (для участка автодороги Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет $134 млн. за 1 км). В Германии 65% автотрасс строится с укладкой бетонных плит, в КНР - 38%, в России - 0%. Ведь эти покрытия не нуждаются в ремонте по 20 и более лет, а на ремонт существующих дорог мы тратим в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых». («Ведомости», 14.07.2009 г.)
          Так почему же в Китае в четыре раза дешевле? Может просто потому, что за взяточничество там расстреливают? Так почему же у нас легче ремонтировать, вместо того чтобы сразу делать все по уму? Но по уму не интересно, ведь каждый год выгодно латать дыры только своего собственного чиновничьего кармана, а не государственного бюджета. Некомпетентность и коррумпированность «достойных» людей государства, которая очень далека от цели модернизации и комплексного развития экономики, является главным бичом наших дорог. Главная их цель – не допустить справедливую конкуренцию. В дорожном строительстве никогда не было конкуренции, нет и результатов: в 2008 г. построено всего 2300 км автодорог (в Китае столько строят за 10 дней!). Зато была создана еще одна структура по отмыванию денег - госкорпорация «Автодор», которая будет скорее заниматься переводом эксплуатации дорог на платную основу, чем строительством новых. Ведь основная задача «Автодора» – строить платные дороги, а также зарабатывать на их использовании деньги для строительства новых платных дорог. По мнению основателей госкорпорации, высокоскоростные платные магистрали по всей стране должны улучшить транспортное сообщение. «Для начала «Автодору» будет передано 5 тыс. из 50 тыс. километров государственных дорог. До 2020 года под его управление перейдет 18 тыс. километров трасс. Они также станут платными».
          Но в Конституции и в законе об «Автодоре» указано, что платной дорога может стать только при наличии бесплатного аналога. В этой связи некоторые участки бесплатных трасс придется достраивать. Кто будет этим заниматься неизвестно, а обычные люди пускай ездят по направлениям, а не по дорогам. Стоимость проезда по платной дороге Москва – Санкт-Петербург обойдется в 2,5 тыс. руб. Дороже, чем доехать на поезде (цена билета колеблется от 400 до 2000 руб.). Практически та же стоимость билета на самолет (от 2240 до 3350 руб.) Автомобилист должен еще платить и за бензин.
          Вот и придется простым смертным и дальше ездить по разбитым дорогам, убивая свои машины и часами стоя в пробках, в том числе и до аэропорта «Шереметьево». Как аэроэкспресс не разгрузил Ленинградку, так и платная дорога не разгрузит. Люди не в состоянии платить такие деньги. А чиновникам все равно – им будут, скорее всего, предоставлены льготные тарифы для проезда по платным трассам. И наплевать им на то, что плохие дороги – это риск для жизни граждан, о котором вдруг обеспокоился президент Дмитрий Медведев. Даже если кто-то из водителей и захочет сообщить в «инстанции» о безобразии, о том, что на трассе есть опасные места, которые должны чиниться в первую очередь. Кому писать, куда звонить? А у нас только реклама: «Чистая машина – чистый город». А может быть, стоило написать: «Чистая дорога – чистый город»
          Неинформированность тех, кто за рулем, столь же велика, как и остального населения. Нет повсеместной рекламы с адресами организаций и лиц, которые отвечают за тот или иной участок дороги. Нет баннеров с указаниями координат тех, кто отвечает за безопасность на этом отрезке пути, телефонов ближайших медицинских учреждений и т.п. А ведь подобные сведения должны постоянно литься информационными потоками и ручейками в уши, глаза и сознание людей. Тогда порыву неравнодушия легче не заглохнуть. Тогда этот порыв, возникающий у водителей в различных местностях нашей родины, может сложиться в реальный гражданский контроль в области автомобильной и дорожной безопасности.

          P.S.: И еще немного о «мудрой» политике нынешней власти в части дорожного строительства. Компании «Автодор» передается и придорожная полоса, т.е. появление любого объекта на трассах в обязательном порядке должно быть согласовано с этой конторой (чистой воды субаренда государевой земли). А уж сколько возьмут чиновники за оформление бумаг - одному Богу известно.


КОНСТАНТИН БОЙКО


26.08.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.017858982086182