Вестник гражданского общества

О политике и бизнесе в контексте моральной оценки

          Много говорят о безнравственности политики, аморальности бизнеса, ссылаясь на труды известных политологов, целые научные школы и монографии. Мне тоже захотелось порассуждать на эти темы.
          Есть мораль и мораль. Есть мораль в понимании Ленина, та, что выгодна рабочему классу в данный исторический момент. Притом, что это заявление крайне лживое и демагогичное, как и все, что нес в массы вождь мирового пролетариата, оно еще и очень циничное. А мораль или разговоры о морали не терпят цинизма. А есть мораль высокая, незыблемая, не подверженная релятивизму и коррозии, мораль, имманентно присущая человеку, как духовному существу, о которой говорили Христос и Кант. Так вот я об этой морали.
          Политика тоже бывает разная. Есть политика как борьба за власть, удержание этой власти любыми средствами. Независимо от состояния общества, и даже (и чаще) вопреки ему. Это политика тоталитарных (авторитарных) правителей и государств. Мозги народу такие политики в зависимости от личных качеств и общего уровня развития научились пудрить в достаточной мере. Посмотрите, как плебс аплодирует Путину, по их мнению, ловко разрулившему ситуацию в Пикалево. Хотя, по сути, он ситуацию-то усугубил. Да, люди получили зарплаты. Но скоро их проедят. Дальше что? Заставил Дерипаску подписать какой-то договор. Он, этот договор, уже в силу такого принуждения является недействительным. Да и предполагает он, как стало известно, продажу сырья для цементных заводов по цене ниже себестоимости. Скоро начнут бастовать поставщики этого сырья. То, что сделал Путин, это даже не паллиатив. Это действия авторитарного политика-популиста. Безнравственные, неэффективные, дурные действия. С краткосрочным эффектом. Помазал зеленкой прыщик, в то время как весь организм смертельно болен.
         Но есть политика демократическая, понимаемая как система методов и средств, предназначенных для удовлетворения подлинных интересов общества. Такая политика в моем понимании - это создание и обеспечение выполнения правил и условий, способствующих развитию общества. В парадигме капитализма, в которой человечество успешно развивается последние два века - это создание рыночных отношений, правовой среды, поддержание разнообразных институтов и механизмов, регулирующих гражданские отношения, обеспечение прав и свобод граждан, если угодно - это экономическая свобода плюс демократия в широком подлинном понимании этого слова.
          Рынок и демократия есть естественная для человека среда, обеспечивающая его свободное развитие. Опыт развитых стран мира дает мне право утверждать, то капитализм нравственен по своей природе, ибо угоден природе человека, самым высоким проявлениям человеческого естества, способствует их раскрытию. Политику и политиков, которые укрепляют капиталистические отношения, то есть отношения, обеспечивающие предпринимательскую активность, права и свободы, конкурентность, защищенность, обратную связь между обществом и государством, поддержку активности, прозрачность процедур в принятии решений и т.д. и т.д., можно и нужно называть нравственными.
          Такая политика предполагает решение проблем в интересах людей. В случаях наличия противоречий между людьми (группами людей), политик по роду своих занятий должен найти грамотное справедливое оптимальное решение. Насколько это возможно в конкретной ситуации. Исходя из своего понимания интересов общества. Это решение и будет нравственным. К сожалению, у нас часто путают и даже противопоставляют законность и справедливость, другими словами - кодифицированные нормы поведения и нравственность. Есть даже передача на «Эхе Москве», посвященная разбирательствам конкретных случаев, связанных с такими противопоставлениями, «Кейс» называется.
          На мой взгляд, различий между правом и моралью нет. То, что законно, то и нравственно. Должно быть нравственно. Естественно, при условии, что писаные законы отвечают всем критериям Права. С заглавной буквы «П». У Права нет иного источника кроме Нравственности. Той, что изложена в Нагорной Проповеди Христа. Для кого-то еще где-то, не важно, в Декалоге, Коране или книге «Дао Дэ Цзин». Главное, что все это есть те или иные переложения Божественных откровений. Если кто-то назовет другой источник Права, с интересом (или без оного) выслушаю. Так вот, на мой взгляд, интересы людей напрямую связаны с нравственностью. Интересы же, удовлетворение которых идет через преодоление таких нравственных законов, как не убий, не воруй, не лги, не лжесвидетельствуй и т.д., по определению безнравственны, а значит и незаконны. Нравственно, когда в обществе царит безопасность, когда работают суды, когда человек чувствует себя одновременно защищенным и свободным - свободным в труде, доступе к информации, самореализации, выборе своих предпочтений. Нравственно, когда в обществе есть политическая и экономическая свобода. На мой взгляд, свобода - это нравственная категория, потому что она предполагает отсутствие закабаления и диктата с чьей-либо стороны. Политик, настоящий политик, не политикан, не кукла, на бейджике которой написано «политик», обязан увеличивать количество степеней свободы в обществе, а не уменьшать. А это приводит к расцвету общества, что и есть цель политики и политиков.
          Помимо этого, все политики – люди, и отказывать им в наличии нравственности нельзя, ибо человек нравственен по своей природе. Нет абсолютно безнравственных людей, в даже, казалось бы, совсем потерявшем человеческий облик шевелятся остатки совести. Необходимость принятия для политика порой непопулярных решений совсем не говорит о его безнравственности. Говорит о его трудном положении - это да. Противоречивом и сложном, требующем максимального включения всех имеющихся у него ресурсов - ума, опыта, работоспособности. И нравственности. В первую очередь, нравственности.
          Человек - в первую очередь - нравственен. Это его главная черта. А политик должен быть нравственен двойне, втройне, потому что от него, от его действия и бездействия зависит благополучие и жизни множества других людей. Безнравственный политик - профнепригоден. Думаю, не надо показывать пальцем на тех, кого я имею в виду.
          Два слова о нравственности бизнеса. Я и бизнес считаю исключительно нравственным делом. И могу это попробовать доказать.
          Бизнес имеет целью извлечения максимальной прибыли. Извлечение максимальной прибыли возможно тогда, когда продукт, произведенный бизнесом:
          а) отвечает высоким потребительским стандартам;
          б) имеет широкий спрос;
          в) доступен по цене;
          г) соотношение нормы рентабельности и объема продаж оптимально по искомому критерию.
          Второй тезис отвечает чаяниям широким народных масс по наличию качественных и доступных товаров? Отвечает. Согреет это сердце народу? Согреет. Хорошо греть сердце народное? Хорошо. Морально это? Морально.
          Настоящая политика и настоящий бизнес моральны по своей сути и предназначению. Это мне и хотелось доказать. Удалось ли - не мне судить.


АНВАР УСМАНОВ


10.06.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.018100023269653