Вестник гражданского общества

Смутная история

Записки ревизиониста

Владимир Сафронов «Петр I и Иван Грозный»

          Вы, конечно же, будете смеяться, но я вам сейчас расскажу о нашей истории. Вернее не о самой истории, а о том, как ее нам представляют государственные идеологические департаменты, будь то образовательное ведомство графа Уварова с его «православием, самодержавием и народностью», отдел ЦК КПСС или же нынешние пиарщики от «Единороссов». А потому отображенная в наших учебниках историческая линия - это скорее мнимая кривая, которую с удивительным постоянством гнет последние лет триста официальная историография.
          Причем гнет в самых болезненных для нашей национальной судьбы местах. Скажем, что вам «втюхивали» со школьной скамьи по поводу новгородской вольницы? Напомню конспективно: там была гнилая демократия, потому что они никак сами с собой договориться не могли, а потому периодически устраивали потасовки на вечевой площади, подстрекаемые олигархами. Ну и, конечно же, верхом (или низом?) морального падения новгородцев, несовместимым с высоким званием великороссов, было якшанье с коварным Западом и, прости Господи, (страшно подумать!) – деловые контакты с католиками.
          Про все остальное, включая то, что Новгородско-псковские земли были самыми экономически развитыми и культурно продвинутыми, в школьных анналах говорится скороговоркой, будто не это и главное. А что главней?
          А то, что потом туда приходили коренные москвичи Иван III и IV (в миру Грозный) всех построили, кого не построили – утопили в Волхове, и замаячила на просторах русских непокобелима…, тьфу, непоколебимая и сияющая в своей непогрешимости вертикаль власти без единой демократической червоточинки. Это у нас называется объединением русских земель вокруг Москвы и торжеством, безусловно, прогрессивной централизации власти.
          Не менее прогрессивным представляется в нашей официальной истории борьба царей с ретроградами боярами, которые только и могли, что заседать в своей боярской думе на лавках и тихонько пукать от скуки в свои собольи шубы. И вообще они выступали за старину, в то время как Иван Грозный, Петр I и прочие великие самодержцы земли Русской днем и ночью только и пеклись о крепости и нерушимости русского единства и самодержавности.
           Ну, а если все назвать своими именами…
          То земля русская пошла, конечно же, не из Москвы и даже не из Киева, а именно из новгородских городищ. Однако признать это, значит пойти супротив идеологической линии! Ну, действительно, не из рассадника же демократического вольнодумства выросло наше государство! Весьма сомнительная родословная для непорочного и монолитного процесса централизации Руси, у истоков которого может стоять только сияние чистого разума какого-нибудь централизатора. А потому вести свою родословную наше государство будет с большей радостью даже от скупердяя Ивана Калиты, не раз закладывавшего свою душу поганым, чем не дай Бог, признать за собой «грязное» республиканское прошлое.
          И пленение новгородского вечевого колокола означало на самом деле гибель русской гражданской цивилизации и окончательный поворот Руси к цивилизации институциональной, которая ввела нас в братский союз азиатских деспотий, в коем мы обретаемся и душой, и разумом по сию пору. А то думаете, с чего это лихой чеченец Рамзан Кадыров есть подлинное alter ego нашего Владимир Владимировича? Оттого и любовь их, хотя по-мужски немногословна, но взаимна.
          Однако вернемся к временам давним. Тут стоит заметить, что гражданская воля новгородцев была сломлена еще Александром Невским, которого наша церковная и государственная традиция возводит в ранг святых фактически за поворот нашей государственности строго в восточном направлении. И борьба с боярской «ретроградской» стариной была на самом деле борьбой с зачатками сословного представительства (из которого, между прочим, вырастает парламентаризм) во имя самодержавности чисто восточного типа, из которой ничего другого не вырастает, кроме пресловутой вертикали власти. Растет, пока не рухнет под собственной тяжестью. И, судя по прогрессирующему размножению чиновного люда, к тому сейчас дело идет в очередной раз.
          Судить, какое отделение небесного рая лучше - православное или католическое, мне пока трудно, однако, что касается земной благодати, то заслуга тог же Невского выглядит, прямо скажем, сомнительно. Как живет Запад и как живет Восток, мы можем, к счастью, сравнить теперь не только по святому писанию газеты «Правда» и «Блокнота агитатора», коими промывали наши мозги в советском прошлом.
          Впрочем, что касается времени нынешнего, то самые темные века у нас как раз начинаются именно с приближением ко дню сегодняшнему. И чем ближе к современности, тем темнее суть вопроса. Одно ясно: пора заняться ревизией нашей истории, иначе так и будут нашим детям и внукам рассказывать про объективно прогрессивных Ивана Грозного и Петра I. Первый из них подхватил у Орды самодержавный ханский халат, второй с удивительной ловкостью натянул на него европейский сюртук, и оба они умудрились выдать утверждение восточной деспотии и воздвижение бюрократического рая за цивилизаторство России.


ГЕОРГИЙ КИРЕЕВ


18.04.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.017982959747314