Вестник гражданского общества

Во власти мутанта

Карикатура Сергея Елкина

           Человек – существо, хотя и имеющее способности к логическому мышлению, но пользующееся ими выборочно, в основном – в отношении окружающих лиц, предметов, событий или явлений, за которые оно лично (существо это) ответственности не несёт. Или не хочет нести.
          Бородатый анекдот «про три конверта» в российской политике продолжает сбываться в своей первой части. По мере разрастания кризиса (пришедшего, конечно же, из-за рубежа, но имеющего также и отчётливые отечественные истоки) всё больше и больше обнаруживается прорех, оставленных Д.Медведеву его предшественником и, по совместительству, нынешним премьер-министром. При этом дуумвират, в глазах соотечественников, выглядит столь же браво, как и при единовластии В.Путина. Разорванность региональных информационных пространств при фактической федеральной монополии на информацию приводит к тому, что динамическую активность лидеров страны наблюдаем мы все, но в каждом из регионов обитают свои собственные «тараканы» (то тут, то там вылезающие проблемы и вспыхивающее недовольство), которые оказываются запертыми в своём «доме». Сор из избы, если и выносится, то предъявляется в виде недовольства маргинальных групп, как было с теми же «праворульными» автомобилистами на Дальнем Востоке, которых федеральная власть «утихомиривала» подмосковным ОМОНом, поскольку свой собственный по определению был бы в этом вопросе на стороне своих земляков. И в самом деле, жителям европейской части России не совсем понятно, чего возмущаться. Подозреваю, что взгляд обывателя на эту проблему изменился бы кардинально, если бы на всём российском авторынке оказались только японские машины.
          Кадровый кризис, который сегодня «вдруг» обнаружился, возник и не прекращался в течение всей истории России нового времени. Однако вместо того чтобы серьёзнейшим образом подойти к реформированию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для всех уровней власти, президент предъявляет общественности «золотую сотню», которая, собственно, и так неплохо известна и состоит зачастую из тех же чиновников, находящихся в депутатском корпусе или временно уходящих из властных структур в бизнес. Даже само количество свидетельствует о крайне короткой «скамейке запасных». Ведь, исходя только из данных о количестве дотационных российских регионов (не менее 70%), можно с уверенностью сказать, что скамейка эта должна быть наполовину разобрана уже в ближайшее время.
          Поскольку российский гербовый двуглавый орёл сегодня воплощён в плоскости практической политики, то и спрос, вроде бы, должен был быть с каждой из голов. Однако ж видна пока лишь активизация движения этих голов. В своё время в сатирическом журнале «Крокодил» такая активность даже имела собственное название и аббревиатуру – ИКД (имитация кипучей деятельности). Скорость вращения двух голов российского орла вокруг созданной ими оси – вертикали власти – равно как и разнонаправленность их движения, вызывает серьёзные опасения за её (и, что более тревожно – наше) здоровье.
          Совсем недавно президентом В.Путиным с многочисленными и многословными обоснованиями производилось повышение порога прохождения для партий в Госдуму до 7%, а сейчас новый президент вводит норму «приставных стульев», когда, вместо нормального пропорционального представительства, партиям, набравшим от 5 до 7% голосов избирателей, предлагается получить по 1-2 места.
          Сама численность партий для их всероссийской регистрации также постепенно снижается – с 50 до 45 и далее – до 40 тысяч членов, демонстрируя тем самым очевидную возвратную тенденцию.
          Третья новость: бюджет 2009 года будет снова приниматься как годовой, а не трёхгодичный. Наконец-то до органов власти дошло, что в условиях кризиса объёмы совершенно лишнего бумагооборота доходят до сумасшедше неприличных. Впрочем, и раньше, когда в нашей стране наблюдался ресурсно-устойчивый экономический рост, российский бюджет всё равно пересматривался многократно (только в 2008 году – четырежды! Причём в последний раз – в ноябре 2008 года). И дело тут не столько в мировом кризисе и его отечественных отголосках, сколько в качестве бюджетного планирования, которое и удовлетворительным-то назвать не решусь. Хотите убийственный аргумент? Пожалуйста! ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» поправлялся вообще пятикратно.
          Вот вам уже налицо три ошибочных решения, которые исправляются без указания того, что раннее было выбрано неверное решение, и того, кто придумал эту глупость и кто за неё должен нести ответственность.
          Анализ недавно принятой Концепции стратегии РФ до 2020 года (Собрание законодательства РФ, 2008, №47, ст. 5489) свидетельствует, что слова и дела наших правителей серьёзно расходятся, причём зачастую – в противоположные стороны (см. Н.Л.Хананашвили «Так, конь – иль трепетная лань?» ). Страна одновременно и заявляет о стремлении к инновациям и модернизации и собирается вкладываться в освоение арктического шельфа, что изначально разнонаправлено и потому, скорее всего, нереализуемо.
          Для осуществления хоть каких-либо изменений необходим определённый уровень знания пространства, в котором находишься, и владения инструментарием мониторинга происходящего. Иначе будет так, как происходит сейчас, когда мы живём, «не чувствуя под ногами страны». Но в нашей стране информация напрочь сокрыта от публичного взора, а обращающиеся в стране финансы находятся наполовину в тени, так что даже высококлассные специалисты отказываются что-либо всерьёз прогнозировать.
          Фактически, сегодня страна находится в кризисе системообразования. У нас наблюдаются следующие дефициты.
          А) Дефицит ресурсный.
          Казалось бы, парадоксальное заявление. Однако, это так. Мы имеем широчайшее разнообразие ресурсов, самым ценным из которого до сих пор остаётся человек и его способность к открытиям новых знаний. Но, даже заявляя о приоритетности вложений в человека, власть с бараньим упорством продолжает уповать лишь на энергосырьевую иглу и осуществлять вложения именно в сырьевой сектор, уверяя окружающих нас партнёров в том, что на этой игле мы гарантированно сможем просидеть не менее 100 лет (о чем заявил премьер-министр В.Путин во время одной из пресс-конференций). Мы-то сможем, только, учитывая пресловутое, но в целом справедливое, «ресурсное проклятие», стоит ли столь долго ждать позитивных изменений в России? Да и соседи, похоже (вспоминая всё ту же программу выхода из кризиса, заявленную нынешним президентом США Б.Обамой), вовсе не собираются сидеть на импортируемых природных ресурсах.
          По существу, речь идёт о том, что при управлении страной её руководители опираются на невосполнимые, хотя и относительно долгосрочные, ресурсы. Это, конечно, не полное, но несколько более растянутое во времени соответствие сколь крылатой, столь же и циничной фразе Людовика XV: après nous le deluge (После нас – хоть потоп).
          Б) Дефицит управленческий.
          Указание нынешнего президента перестать «кошмарить бизнес», наверное, можно было бы как-то реализовать, но кто это будет делать? Представители системы управления и т.н. «правоохранительных органов», которые охраняют что угодно (и, прежде всего, собственное «кормление»), кроме права, и которые, собственно, и были науськаны на бизнес в период предыдущего президентства? Российский современный «менеджмент» в исполнении государственных структур – это бюрократическо-силовое рейдерство, способное только к внеправовому, но основанному на использовании правовых институтов и законодательно закреплённых процедур и способов, отбору чужого и последующему паразитированию на успешно организованном бизнесе. Пожалуй, единственным очевидным сигналом в исправлении ситуации с «закошмаренным» бизнесом было бы прекращение травли бывших руководителей ЮКОСа. Вместо этого власть выдвигает против М.Ходорковского и П.Лебедева новые, более чем абсурдные обвинения.
          Управленческий дефицит в качестве следствия приводит и к росту бюрократической ренты, которая, естественно, является наиболее простым способом заработка при отсутствии или игнорировании других инструментов, особенно в период кризиса. Собственно, поэтому непомерно растут энерготарифы на ЖКХ в то время как в разы снижаются мировые цены на энергоносители. Да ещё и потому, что структура цен на эти тарифы для нас, потребителей, остается абсолютно непрозрачной, а управляющие компании в большинстве случаев – «естественными» монополистами.
          Вместо динамичной и основанной на праве и прозрачной процедуре санации фактически обанкротившихся предприятий, владельцами которых являются бывшие и нынешние олигархи, сделавшие свои состояния на «залоговых аукционах», государство истратило примерно 40% золотовалютных резервов страны на спасение неэффективного бизнеса в руках тех, кто к эффективной деятельности в условиях кризиса попросту не способен. Быть успешным и гламурно-жирующим в период экономического роста не сложно. Сложнее выплывать тогда и там, когда и где тонут многие прочие.
          Следовательно, именно сегодня система государственного управления должна в первую очередь нацелиться на поиск и привлечение тех специалистов, чьи компании процветают не благодаря удачной конъюнктуре, а вопреки выпадающим во времена кризиса испытаниям. И уж ни в коем случае не раздавать льготных кредитов (в том числе межгосударственных), повышая при этом ставку рефинансирования ЦБ. Поскольку в итоге мы получаем кредитный ступор в банковской системе, а смерть в этой системе наступает не столько от отсутствия в ней средств, сколько от их застоя.
          Многократные заявления о необходимости борьбы с коррупцией пока не сопровождаются внятными законотворческими и управленческими действиями. И это подтверждает очевидную мысль: шаманские заклинания о борьбе с коррупцией не приведут к реальному изменению положения дел.
          Следующим приоритетом государственного управления должна стать срочная и повсеместная ликвидация дефицита кадрового.
          В) Дефицит кадровый.
          Президент нашёл «золотую сотню»!? Маловато будет для огромной страны, всегда славившейся талантами. Изменить положение может только кардинальное обновление и довольно резкое, хотя и пошаговое, расширение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Причём пирамиду нужно начинать строить снизу. А «низа» в этом вопросе, по крайней мере, два: территориальный, т.е. уровень местного самоуправления и возрастной, который находится в системе среднего образования.
          На уровне местного самоуправления нужно создавать курсы муниципального менеджмента – далеко не только потому, что необходимы «новые» чиновники, т.е. обладающие новыми качествами (они, конечно, тоже необходимы), а для того, чтобы обычные, хотя и неравнодушные, граждане начинали осваивать азы муниципального управления и механизмы самоуправления. Разгул коррупции ещё и потому столь силён, что невероятно вольготно ему в непросвещённой российской среде.
          Возрастные «низы», на уровне которых необходимы форсированные усилия – это школа. Сегодня школьник осваивает множество предметов технического, естественнонаучного и гуманитарного характера. Однако в ряду изучаемых предметов лишь случайно и только в отдельных школах можно обнаружить практико-ориентированное, интерактивное обучение азам самоуправления. Некоторые вопросы государственного управления в школе встречаются, но «до бога – высоко, до царя - далеко!». Молодой человек, выслушав даже целый курс лекций по государственному управлению и госстроительству, не увидит в нём реальных практических знаний для своей собственной ближайшей жизни в окружающем его мире, а скорее всего, воспримет это как ещё одну «взрослую» и скучную тягомотину.
          Г) Дефицит политический.
          Политическая монополия доведена до почти полного абсурда. Единственно зримая оппозиция присутствует в лице полумаргинальной КПРФ, институциональные предложения в которой не идут далее подзабытого понятия народного контроля, а предложения – идеи «отнять и поделить».
          Контроль за реализацией государственных планов поручается одной политической силе. Правда, и он, по сути, бессмыслен, поскольку апологеты даже при особом желании увидеть слабые места (чего у них и в мыслях никогда не было) довольно слабо себе представляют, как именно необходимо осуществлять заявленный контроль.
          Нет и речи о понимании самой властью, что такое контроль за её действиями и что контроль этот состоит, по меньшей мере, из трёх элементов:
          - контроля государственного;
          - контроля корпоративного (в соответствующей профильной области);
          - и контроля гражданского (контроля профильных общественных и иных неправительственных некоммерческих организаций).
          Нет ни выработанного и правовым образом закреплённого инструментария и процедур контроля, ни достаточного количества подготовленных специалистов, способных его осуществлять. Нет и соответствующего финансирования этого контроля. Для контроля же должны выделяться денежные средства, примерно 3% от осваиваемых средств. Наконец, нет самого простого – понимания, что эти средства необходимо выделять. Зато после громких коррупционных скандалов есть очередные начальственные окрики, которые в нашей стране и стали привычным способом управления ею.
          Д) Дефицит инфраструктурный.
          У нас ведь в бедах не только дороги, но и всё хозяйство в целом. И опять-таки государственные лидеры объявляют очередные стройки века, обещая:
          - возвести полтора десятка высокотехнологичных медицинских центров по стране – забывая о том, что не налажена устойчивая и сплошная система оказания не то что высокотехнологичной, а подчас и просто первичной медицинской помощи остро нуждающимся в ней, а огромное количество медицинских учреждений требуют ремонта, по своей оснащённости обычным медицинским оборудованием отстают на десятилетия, а если и имеют современное оборудование, то не обладают специалистами для работы на нём и средствами для обучения таких специалистов;
          - открыть столько же федеральных университетов – вместо того, чтобы восстановить и поддержать сотни уже существующих и подчас физически разрушающихся. Поддержать как совершенствованием системы кадрового обеспечения (чтобы вернуть уезжающих молодых специалистов и даже уехавших и уже успешных), так и путём закупки нового оборудования взамен устаревшего и изношенного. Сейчас же в сфере образования даже та 1000 рублей, которая должна выделяться школьным классным руководителям по нацпроекту «Образование», выплачивается через судебные предписания;
          - построить новые нефте- и газопроводы международного значения, как бы упуская из виду, что до настоящего времени в самой стране почти 40% хозяйств не газифицированы. И вроде бы даже как-то и невдомёк им, что ликвидация дефицита энергообеспечения граждан лежит не в плоскости построения всё новых газо- и нефтепроводов, а в конструировании и широком промышленном производстве автономных, небольшой мощности, инновационных систем энерговыработки и снабжения;
          - инвестировать неимоверные средства в очередные «стройки века», например, остров Русский или ту же сочинскую Олимпиаду – и это при том, что огромное количество российских граждан по всей территории страны проживают в требующих ремонта, а то и в полуразрушенных и в аварийном состоянии зданиях, общежитиях, хибарах;
          - прокладывать современные высокоскоростные магистрали, не замечая, что даже в Москве межуличные проезды зачастую представляют собою сплошные рытвины и ухабы, а с востока на запад страны проехать насквозь на автомобиле просто невозможно (громко разрекламированная автотрасса, на открытие которой приезжал (как Президент) В.Путин, так до сих пор и не построена).
          Замечаете общие для всех вышеперечисленных примеров черты управленческого большевизма? В каждом из названных действий он не просто проглядывает – кричит!
          Обращу внимание на то, что и здесь «виною» – дефицит управленческих знаний и навыков. Нет его в нашей стране, потому что страна всегда выезжала на «горбу» своих подданных. Но сегодня именно этот ресурс – человеческий – из-за многосотлетнего варварского отношения к нему начинает подходить к концу, давать сбой в программе. Потому и по-сталински закручивать гайки в нашей стране уже никак не удастся, кому бы и как бы этого ни хотелось. Но до тех пор, пока не исчезнет из нашего сознания облик взъерошенного имперского двуглавого орла-мутанта, России не стать цивилизованной страной, не угрожающе поднимающейся с колен, а хотя бы просто просыпающейся от нетрезвости наркосырьевого забытья.
          Наша страна не просто «ходит по кругу», но при этом ещё и движется в замкнутом пространстве сочетания дефектных парадигм мышления, управления и идеи о своем «особом пути». Наше мышление сконцентрировано не просто на нас самих, что вполне естественно, но и на центральной роли России в мировой истории, что всегда было опасно, но уже давно не соответствуют современной действительности и вряд ли когда-либо соответствовать будет.
          Наша самостоятельность (пресловутый «подъём с колен») закончилась ровно в тот момент, когда рухнули цены на нефть. С этого момента изменилась и речевая мода. Сегодня популярны слова о внешнем происхождении кризиса. Однако в этом случае желательно помнить, что и возрождение не было результатом нашего труда. И - самое главное - упускаемое для серьёзных изменений и кардинального расширения ресурсного пространства время работает не на нас, а на уничтожение, проедание фонда будущих поколений, которые, предполагаю, дадут должную оценку таким действиям.
          Основной дефект системы управления, построенной на старом мышлении и применяемых в соответствии с ним методах, прежде всего, имперски репрессивных и манипулятивных, не позволяет нынешней власти понять, что вследствие ее действий непрерывно растёт опасность разрушения огромной страны, которая скорее рухнет, чем окрепнет под тяжестью очередной партийно-бюрократической вертикали. Последствия этого разрушения могут оказаться значительно более тяжёлыми, чем распад СССР.


НОДАР ХАНАНАШВИЛИ


03.04.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.014746904373169