Вестник гражданского общества

Сомнительная популярность

Паспортный контроль в «Шереметьево-2»
Фото: Илья Князев

           «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) занял лидирующее место по итогам ежегодного рейтинга «Топ 100 самых упоминаемых брендов Рунета». Оно и неудивительно, если учесть что только лишь одна статья «Шереметьево - добро пожаловать в ад», в первые же дни публикации и только лишь на одном сайте собрала более 120 комментариев, в целом солидарных с заголовком.
          Кому-то в «Шереметьево» нахамили, у кого-то украли багаж, кто-то, польстившись на обещания быстрой и комфортной доставки, воспользовался услугами «Аэроэкспресса», после чего, измучившись, проклял миг, когда такая идея пришла ему в голову, кто-то простоял в автомобильной пробке и опоздал на рейс.
          Шереметьевский аэропорт, как никакой другой, щедр на «сюрпризы». Познав все «прелести» «главных воздушных ворот страны», люди винят, разумеется, только себя, недоумевая: как это их угораздило, ведь были же наслышаны, знали же, знали, но… Наиболее сознательные граждане пишут в интернете, желая выразить своё негодование, а заодно предостеречь соотечественников от неприятностей. Подобным записям в форумах и блогах нет числа, их объём неуклонно растёт, обеспечивая «Шереметьево» довольно сомнительную популярность. Думаю, именно эти выражения народного гнева и вывели скандально известный аэропорт в сотню самых упоминаемых брендов.
          Не стоит, конечно, упускать из вида и заслуги информационной службы аэропорта, которая забрасывает отраслевые СМИ оптимистичными докладами о повышении качества обслуживания, росте объёмов перевозок, успешной реализации грандиозных планов реконструкции. Однако пассажиры реальных улучшений почему-то не видят и продолжают обмениваться друг с другом, мягко говоря, нелесными впечатлениями.
          Так в чём же дело: то ли пассажиры слепы, то ли заявления пресс-службы аэропорта приукрашены? Ситуацию, вероятно, могли бы прояснить специалисты, выразившие своё компетентное и объективное мнение, но они, как правило, молчат. Почему? Прежде всего, потому что зависимы от Минтранса и боятся гнева его главы И.Левитина, председательствующего в совете директоров «Международного аэропорта Шереметьево». А если специалисты-транспортники и решаются что-то сказать, отраслевые СМИ их мнение не публикуют – им тоже есть, что терять.
          Но даже и не отраслевые СМИ не очень-то охотно пропускают критику ОАО «МАШ», всё-таки Левитин – «силовик», друг Путина, человек авторитетный и не бедный, специалист по освоению бюджетных средств и поклонник госмонополий. Назвать Левитина и его соратников (того же директора «Шереметьево» Василенко) некомпетентным – значит оскорбить всю «вертикаль» власти.
          Приведу лишь один пример: 24 июня газета «Известия» проводила 2-х часовую онлайн-конференцию с Генеральным директором аэропорта «Шереметьево» Михаилом Василенко на тему: «Международный аэропорт «Шереметьево» о стратегии развития: от новых терминалов к единому Московскому авиаузлу».
          Как было заявлено в анонсе, Михаил Михайлович Василенко должен был рассказать об улучшении качества сервиса пассажиров, повышении уровня безопасности полетов, открытии новых регулярных рейсов, строительстве новых терминалов, а также перспективах создания единого Московского хаба.
          Он и рассказал об этом, отвечая на вопросы в студии, – удивительно только, что задаваемые вопросы были сформулированы именно таким образом, чтобы Михаил Михайлович мог поведать обо всех преимуществах «Шереметьево».
          Из 48 вопросов, озвученных на пресс-конференции, критика аэропорта прозвучала только в нескольких – по поводу мини-юбок обслуживающего персонала, очередей на паспортный контроль, да дороговизне в буфетах и такси. Да и это не вина «МАШ» – все это проблемы пограничников, таможенников, милиционеров, структур общепита и пр.
          Мы с коллегами, имеющими солидный опыт работы в гражданской авиации, заготовили не менее десятка вопросов, непосредственно относящихся к аэропортовой деятельности, но ни один из них не прошёл. Ни один…
          Не обошлась конференция и без примечательного курьёза. Некая Нина Михайловна сравнила «Шереметьево» с французским аэропортом «Шарля де Голля» – традиционно входящим в пятёрку худших аэропортов мира. Не распознав юмора, PR-служба «МАШ» не успела отреагировать, а господин Василенко, радуясь столь удачному, с его точки зрения, сравнению, сердечно поблагодарил Нину Михайловну.
          Что ж, с такими понятиями о комфорте и безопасности Михаилу Михайловичу действительно есть чем гордиться – второе место от «хвоста» всё-таки достижение. Согласно опросу, проводимому ежегодно путеводителем «Guide to Sleeping in Airports» среди туристов, худшим аэропортом мира вновь признан аэропорт «Шарля де Голля» в Париже. На втором месте оказался московский «Шереметьево». По мнению иностранных путешественников, здесь слишком грязно, тесно и темно. Они также жалуются на сигаретный дым и грубый персонал, от которого «не дождешься помощи». Среди комментариев, опубликованных на сайте «Guide to Sleeping in Airports», есть заявления: «Добро пожаловать в ад на земле!» и «Если Путин действительно хочет очистить страну, ему следует начать отсюда».
          Необходимо отметить, что международные респонденты оценивали состояние аэропортов, опираясь исключительно на собственные впечатления. Между тем, гражданская авиация – это не только комфорт, но ещё и безопасность, о которой могут судить только специалисты, проработавшие многие годы в области аэропортового обслуживания и управления. А их мнение звучит однозначно сурово – «Шереметьево» не отвечает международным нормам безопасности. Впрочем, об этом официально говорить не принято, т.к. чревато последствиями.
          И всё-таки скандал, связанный с предложением лишить «Шереметьево» международного статуса, разразился. Крамольную мысль озвучил замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь, обеспокоенный строительством в 4,5 километрах от взлётно-посадочной полосы со стороны Сходни 20-ти этажного жилого комплекса. Данное высотное строение находится под линией глиссады и мешает заходу самолётов на посадку.
          На протяжении нескольких недель руководство «МАШ» никак не комментировало ситуацию, очевидно, полагая, что она как-нибудь сама рассосётся. Но два здания, уже достроенные до 17-го этажа, не рассосались, а в СМИ стали появляться предположения о возможном коррупционном сговоре администрации аэропорта с химкинскими чиновниками, цель которого – высотная застройка Сходни.
          Первое официальное заявление «МАШ» было таким: строительство не влияет на безопасность полётов, но документы о согласовании «особого акустического режима» аэропорту компании-застройщики «Геоком» и «Фирма Мосинтерстрой» не предоставили (http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/487) .
          Чуть позже, поняв, что судебного разбирательства по иску, поданному жителями Сходни во главе с замглавы Росприроднадзора Олегом Митволем, не избежать, гендиректор «МАШ» Василенко направил главе городского округа Химки Владимиру Стрельченко письмо, в котором говорится о нарушении законодательства при строительстве высоток.
          «В соответствии с пунктом 131 третьей главы федеральных правил использования воздушного пространства РФ просим обязать лиц, допустивших нарушения, за свой счет произвести снос незаконно построенных сооружений», — отмечается в письме.
          Так что же получается: сначала господин Василенко заверяет всех в том, что высотные строения в Сходне угрозы ни для аэропорта, ни для местных жителей не представляют, а несколько недель спустя пишет письмо с требованием снести здания. Спрашивается: где же в его словах истина?
          Увы, нынешнее руководство «МАШ» никогда не говорило правду ни прессе, ни премьер-министру, ни даже президенту, заменив объективное информирование пиаром или открытой ложью. Но главная беда даже не в этом. Как уже говорилось ранее, гражданская авиация – это, прежде всего, безопасность, а наличие отраслевой диктатуры, проводимой руководством «МАШ» с опорой на Игоря Левитина, отсутствие в таких условиях трезвой критики со стороны, в конечном итоге может привести к большой трагедии. 


ВАДИМ СМИРНОВ


17.02.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.022792100906372