Вестник гражданского общества

Путь России

Будущее за гуманизмом

Коллаж Екатерины Корневой

           Капитализм, социализм, коммунизм...Что за этими «измами»? Они давно набили оскомину! Им посвящены горы сочинений. И можно было бы не касаться этой темы, если бы не наш извечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Армия социологов и политологов в поисках ответа никак не может выбраться из идеологического плена, куда она попала в результате усердного, но не слишком вдумчивого изучения великого множества научных и околонаучных трудов. Тем не менее, верный ответ необходим. Поэтому приходится возвращаться к этой теме.
          Яснее всего с капитализмом. Это - общество, в котором властвуют капитал, имущество, деньги. Россияне теперь на собственном примере ощутили все прелести этой безжалостной системы. Хуже всего то, что у нас в сливки общества с самого начала попали не те, кто хочет и умеет создавать и приумножать капитал на пользу себе и людям, а те, кому было позволено в одночасье присвоить огромный капитал, ими не созданный. Едва ли в сознании честных и порядочных людей наворованные богатства будут восприниматься как благоприобретённая частная собственность. Мы - не заграница, и сейчас - не шестнадцатый век. Нынешним российским нуворишам нужно очень постараться, чтобы будущие поколения вспоминали о них с таким же уважением, с каким говорят, например, об Альфреде Нобеле, Генри Форде или Билле Гейтсе. А при недостаточно эффективной социально-экономической политике в России этим временам наступить не суждено.
          Перейдём к остальным понятиям. Сколь бы парадоксальным и крамольным ни показалось это нашим учёным мужам, но для уяснения истинного смысла этих понятий нет необходимости погружаться в бездну философских опусов. Достаточно заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию. Слова коммунизм, социализм и гуманизм имеют латинское происхождение. Первое происходит от латинского communis (общий), второе - от socialis (общественный), третье - от humanus (человеческий). Вдумаемся в глубинный смысл этих понятий и сравним их друг с другом. Очевидно, коммунизм - это власть общества, а социализм - это власть общественности. И только понятие гуманизма ставит акцент именно на каждом конкретном человеке. Этот ряд: общее - общественное – человеческое - многое проясняет и имеет гораздо большее философское значение, чем казалось прежде. Отождествление этих ключевых понятий неизбежно заводит в идеологический тупик, порождает путаницу. Разве в истории мало примеров, когда одна часть общества (читай - общественность) вступает в противоречие с другой? Разве неизвестны примеры того, как общественность подавляет волю и достоинство отдельного человека? И наоборот, хорошо известно, как отдельная личность может пренебрегать интересами общества. Всё это имело место во всех известных истории социально-экономических системах. И ни одна из них так и не решила извечную проблему противоречия между теми или иными общественными группами, между человеком и обществом.
          Конечной целью общественного развития в советской идеологии объявлялся коммунизм, с его принципом «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Сегодня в наиболее развитых странах средний уровень жизни высок, и потребности большинства населения неплохо удовлетворяются. Имеется там и реальная возможность для проявления способностей. Но и там не изжиты острые классовые противоречия. Да и сама по себе капиталистическая конкуренция уже по определению означает борьбу интересов, часто крайне жестокую и непримиримую. И только регулирующая роль государства сохраняет жизнеспособность этой системы безудержного конкурентного эгоизма.
          Куда же нам идти? Видимо, идеальное общество может быть разве что в раю! На него не стоит ориентироваться. На поставленный важный вопрос нельзя ответить на основе бесплодных дискуссий в рамках устаревших стереотипов. Путь России зависит не только от благих намерений политиков и героических усилий общества. Он исторически обусловлен объективными законами социально-экономического развития. Эти законы никто не отменял, они продолжают действовать, и без их понимания нельзя рассчитывать на реальное движение страны к прогрессу. Изучением этих законов занимается новая политическая экономия - современная общеэкономическая теория. Основной вывод на нынешнем этапе состоит в том, что Россия, огромная по территории, многонациональная и начинённая ядерными объектами страна, объективно не может долго оставаться в состоянии экономического упадка и социальной несправедливости. Конечно, для России уже невозможен и неприемлем возврат к советскому прошлому. Но и капитализм не может служить вдохновляющим примером. Мировая капиталистическая система в её нынешнем виде не имеет исторической перспективы. Об этом убедительно пишут многие выдающиеся государственные деятели и учёные, чья компетентность не вызывает сомнений. (Мой обзор на эту тему опубликован на сайте http://professor-f.narod.ru).
          В своих книгах, изданных в 1993-2004 г.г., Джордж Сорос, Збигнев Бжезинский, Генри Киссинджер, Ален Турен, Игнасио Рамоне, Джозеф Стиглиц, Эммануил Валлерстайн в один голос предупреждали о надвигающемся системном кризисе мировой капиталистической системы. Они отмечали необоснованное преувеличение ортодоксальными либералами благотворной роли рыночных принципов, подрывную роль ничем не ограниченной коммерческой свободы, обострение глобальных проблем и необходимость коллективных действий для их преодоления, острую потребность в контроле над обогащением как самоцелью, непопулярность либеральных идей в «посткоммунистических» странах, потребность в новых идеях и новых формах частной и коллективной жизни, опасность глобального неравенства как главной проблемы наступившего века, нарастающую неуправляемость и нестабильность в мире, неуклонное снижение роли США как ведущей мировой державы. Выражались и серьёзные сомнения в действенности российских рыночных реформ. Теперь мы видим, что многое подтверждается.
          Пессимизм западных аналитиков не случаен. Он объективно отражает реальные тенденции в современном мире. Он в полной мере согласуется с выводами современной общеэкономической теории (см. В.Ш.Фельдблюм. «К общеэкономической теории через взаимодействие наук», 1995; Владислав Фельдблюм. «Вторжение в незыблемое: путь химика в политическую экономию», 2007). Вывод очевиден: фундаментальные перемены в системе современного капитализма - лишь вопрос времени. Подобно тому, как ранний капитализм времён laissez faire был вынужден во избежание гибели преобразоваться в более цивилизованный современный капитализм, и у нынешней капиталистической системы теперь только один выход - исторически своевременная трансформация в более справедливое, гуманное и жизнеспособное общество. В такое общество, где проблема выживания и развития человечества на фоне нарастающих глобальных угроз получит приоритет перед безудержным эгоизмом конкурирующих групп.
          Россия не сможет остаться в стороне от столбовой дороги мирового развития. Покончив с советским прошлым, наша страна не должна идти по неперспективному пути скрупулёзного воспроизведения капитализма. Наша страна, с её богатым историческим опытом, уже испытала на себе все известные «измы». Нам не нужны ни прошлый советский социализм, ни эфемерный коммунизм, ни нынешний дикий капитализм, ни его припудренная разновидность в виде государственного капитализма. России необходимо новое гуманное общество, которого ещё не знала мировая история. И это общество - не утопия, а наша единственная реальная альтернатива.
          В основе будущего российского общества - социальное демократическое государство, которое обеспечивает национальную безопасность во всех её аспектах, планирует и реализует всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулирует функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализует в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращает недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантирует основные демократические свободы и законные права личности, способствует превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие. 
          Главным приоритетом в таком обществе является каждый конкретный человек, вокруг которого выстраивается система общественных институтов, цель и смысл деятельности которых - повышение качества жизни людей. Но и каждый человек в таком обществе, чувствуя свою сопричастность к общей цели, сознательно и эффективно работает для её достижения. Некоторые могут упрекнуть меня в попытке реанимировать под другим соусом утопическую идею коммунизма. Я не принимаю эти упрёки. Уверен, что будущее докажет правильность моих выводов и прогнозов.


ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДБЛЮМ


09.02.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.020040035247803