Вестник гражданского общества

Летать можно, шуметь нельзя

          Руководство «Международного аэропорта Шереметьево», после нескольких недель молчания, прокомментировало недавно разгоревшийся скандал, связанный с возведением высотного жилого комплекса, расположенного в 4,5 километрах от взлётно-посадочной полосы и, по мнению замглавы Росприроднадзора Митволя, препятствующего безопасности полётов. Пресс-служба ОАО «МАШ», наконец, выступила с официальным разъяснением ситуации:
          «Руководство Международного аэропорта Шереметьево с пониманием относится к обеспокоенности жителей микрорайона Сходня г. Химки в отношении строительства двух домов на ул. Папанина»,- говорится в сообщении пресс-службы аэропорта.- В отношении безопасности полетов проект строительства не вызывал и не вызывает вопросов, что подтверждается исследованиями и заключениями компетентных органов. Вместе с тем, принимая во внимание то, что местоположение земельного участка под застройку подразумевает наличие особого акустического режима данной территории, имеющего прямое влияние на здоровье граждан, постоянно проживающих в этом районе, строительство многоэтажных жилых домов по вышеуказанному адресу не было согласовано с ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».
          Все…Комментарии излишне…
          Т.е. летать над «сходненскими высотками», подвергая население риску повторения «11 сентября» – не страшно, страшно нарушить покой жителей Сходни шумом. Ответ не только абсурдный, но и аморальный. Зато вполне в духе времени.
          Верить в вопиющую некомпетентность руководства «МАШ» как-то не хочется – но, с другой стороны, ответ пресс-службы аэропорта, распространенный в СМИ, убедительно исчерпывающим и отвечающим на возникающие вопросы тоже не назовешь.
          Ну не может быть, чтобы два высотных здания, получившие по аналогии с нью-йоркской трагедией прозвище «башни-близнецы», постройка которых нарушает нормы авиационной безопасности, вызывая беспокойство не только у жителей, но и у все специалистов мало-мальски разбирающихся в вопросах взлетов и посадок ВС, претензий у ОАО «МАШ» не вызывала.
          И как это получилось, что документов по уровню шумового воздействия самолётов на жильцов Сходни аэропорту не предоставлено? Получается, что разрешительные документы на строительство в Сходне с компетентными органами, на которые ссылается «МАШ», оформлены лишь наполовину? Интересно, а почему юристы «МАШ» не потребовали от застройщиков всей документации и не остановили стройку в самом начале, а дождались момента, когда здания будут возведены до 17 этажа?
          Почему в советское время высотное строительство в Сходне было запрещено, а теперь стало возможным? У нас что, за минувшие 20 лет появились принципиально новые гражданские самолёты, способные на вертикальный взлёт и посадку, или изменились физические законы аэродинамики?
          Не только своими действиями, но и своим последним разъяснением руководство «МАШ» демонстрирует активную поддержку проекта высотной застройки Сходненского микрорайона, выгодного администрации Химок. Может быть, стоило занять более жёсткую позицию, сославшись на статус «зоны отчуждения», присвоенный Сходне ещё в годы СССР? Что важнее для аэропорта - обеспечение безопасности полётов или лоббирование экономических интересов Подмосковья?
          То, что руководство «МАШ» не просто согласилось с проектом высотной застройки Сходни, а настойчиво его отстаивало, подтверждает стенограмма «Круглого стола»  от 25.10.06., который проводился при участии журналистов канала ТВЦ, и был посвящен публичному обсуждению градостроительного генплана Сходни.
          В ходе «Круглого стола» директор по строительству 3-й взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» С. П. Батухтин пытался убедить собравшихся в безопасности высотного строения в 4-5 км от аэропорта и возможностях «вертикального взлёта» пассажирских самолетов, с чем присутствующие на встрече независимые авиационные специалисты согласиться просто не могли. Но мнение оппонентов услышано не было - поэтому, говорить сегодня о непричастности «МАШ» к строительству «башен-близнецов» - значит противоречить хронологии событий, связанных с утверждением плана застройки.
          О связи интересов Совета директоров «Международного аэропорта Шереметьево» с администрацией Московской области СМИ писали неоднократно. Блокирование работы предприятий через давление на суды и контролирующие органы, попытки захвата чужой собственности (один только процесс по отбору у Московской объединённой электросетевой компании новейшей электроподстанции, ею построенной и ею же эксплуатируемой чего стоит!), запутывание документации и ответственности, которую ведут «МАШ» вместе с Химками.
Какая участь ожидает ЗАО «Фирма Мосинтерстрой» и ООО «Геоком» -застройщиков, ведущих высотное строительство в Сходне? Им придётся либо сносить здания, что в период финансового кризиса означает банкротство, либо – посадить себе на шею группу дармоедов, от которых будет зависеть решение вопроса: являются ли здания самостроем или нет. Что же касается людей, ожидающих получить жильё в новостройке, то им придётся хуже всего. Квартир они, скорее всего не получат, а в случае долевого участия останутся вдобавок ещё и без денег.
          В чём-то похожая ситуация складывается и в санитарно-защитной зоне Омского аэропорта, где английская компания «London &Regional Properties», совместно с близкими к правительству Омской области коммерческими структурами ведёт строительство общественно-делового комплекса высотой 80 м, очевидно забыв или не зная, что в этом месте высота зданий не должна превышать 22,6м.
          По-мнению гендиректора ОАО «Омский аэропорт» Сергея Круглова, «спецоперация» по передаче акций аэропорта из федеральной собственности в областную приведёт к более интенсивной застройке, сделав полёты просто невозможными. Кадастровая стоимость этой земли - 90 млрд. руб., ну а рыночная, как правило, при коммерческой застройке - в 1,5-2 раза выше.
          В отличие от руководства ОАО «МАШ», руководство «Омского аэропорта» не пошло на компромисс с совестью и не стало жертвовать безопасностью гражданских авиаперевозок ради чьих-то частных интересов. Коллектив авиапредприятия (1100 человек) 30 ноября 2008 г. обратился к президенту РФ Медведеву и председателю правительства Путину с письмом, в котором просил остановить отчуждение актива, находящегося в собственности Российской Федерации и защитить ОАО «Омский аэропорт» от вынужденного прекращения его деятельности. Но данное обращение было проигнорировано (впрочем, как и многие другие). Сейчас коллектив авиапредприятия готовится к забастовке.
          «В случае дальнейшей эскалации напряженности в отношении ОАО «Омский аэропорт», вопреки прямому указанию президента РФ Медведева Д. А. прекратить «кошмарить бизнес», коллектив оставляет за собой право созвать очередную конференцию работников с целью объявления бессрочной акции протеста в форме приостановки деятельности авиапредприятия», — говорится в заявлении, размещенном на сайте аэропорта.
          Как показывает пример высотного строительства в «зонах отчуждения» «Международного аэропорта Шереметьево» и «Омского аэропорта» - ситуация требует от Дмитрия Медведева экстренного вмешательства, в противном случае земельные споры этих хозяйствующих субъектов, доведённые безответственными чиновниками до критического момента, могут поставить правительство перед жёстким выбором между сохранением стабильности гражданских авиаперевозок или банкротством компаний-застройщиков. А так как безболезненно решить проблему будет уже невозможно, придётся столкнуться лицом к лицу с фактами закрытия десятков предприятий и массовым увольнениям их сотрудников, и как следствие, к акциям протеста, социальной и политической дестабилизации общества. И эти угрозы, заметьте, абсолютно реальны.


КОНСТАНТИН БОЙКО


24.01.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.017058849334717