Вестник гражданского общества

Иисус Христос в «Движении вверх»


Кадр из к/ф «Движение вверх»


Буквально два месяца назад я написал у себя в ЖЖ: «Второе наблюдение. Кинорежиссеры, снимающие «исторические» ленты, пытаются заполнить собственную пустоту «Духом времени». Для этого они щедро наполняют свои фильмы расхожими историческими стереотипами. Ежели фильм о 70-х, то на экране с первых кадров – алые аппараты для продажи газировки, транспарант на весь экран «Привет участникам спартакиады», салатовая «Волга» ГАЗ-21 или «Москвич» 403».

Я начал смотреть «Движение вверх»*, и в течение 20 первых минут на экране появились и красные аппараты «Газ-Вода», и два такси «Москвич» 403, и аршинный пропагандистский транспарант. Мало того, половина массовки разгуливает в моднейших цветастых рубахах, широченных брюках и кудрях до плеч.

Дело не в том, что в 70-ые не было транспарантов и цветных рубашек. Они там были, но просто посмотрите фильмы тех лет, художественные и документальные. Посмотрите фотокарточки. Может где-то на втором плане вы и заметите в седьмом по счету фильме серый ряд газировочных аппаратов или толпу хиппарей в бохо-штанах.

Порок многих современных фильмов, действие которых происходит в иную эпоху, заключается в том, что они изобилуют кучей деревянных штампов и чугунных клише. Забавно, что это касается не только инвентаря. Герои фильмов тоже волшебным образом превращаются в алые лимонадные аппараты. Подобного рода кинематограф славится нарочитой придурковатостью. Здесь безмозглые персонажи должны считываться бестолковой публикой как герои анекдота.

В «Движении вверх» хитроумные продюсеры, а именно «Усатый шмель» Леонид Верещагин и Антон Златопольский, знают свое дело туго. Характеры баскетболистов в киноленте определяются пропиской. Грузины Саканделидзе и Коркия – усаты и горячи. Литовец Паулаускас – высокомерный диссидент. Белорус Едешко – колхозен и прекраснодушен. Негры – борзы и не расстаются с мячом. Главный чиновник Гармаш – суров, но справедлив. Второй чиновник Смоляков – отзывчив, но не чист на руку. Третий, самый мелкий чиновник Башаров – подл и глуп как пробка согласно штатному расписанию.

Наверняка лет через 20, изображая наше время, режиссеры грядущего сделают половину героев членами «Единой России», а вторую - помощниками штаба Навального. Впрочем, спортивная ретро-драма – это своеобразный жанр, от которого ждать откровений редко приходится. Живое разнообразие эпохи здесь выбрасывается на свалку.

Дело здесь не в отсутствии реализма, а в нехватке правдоподобия. Из телевизора через толстое стекло человеку невозможно выползти, а поющих коз не бывает. Тем не менее, от вида мертвой девочки в «Звонке» люди писаются в штаны, а Людмила Гурченко в «Маме» вызывают умиление уже которое десятилетие подряд. Еще Аристотель писал в «Поэтике», что поэзия (читай: искусство вообще) стоит на двух столпах: наслаждении и мимесисе, то есть подражании. Подражание же невозможно без соблюдения 4 принципов. Один из этих принципов: правдоподобие.

Ведь, что мы на самом деле видим, когда смотрим художественный фильм «Движение вверх»? На самом деле мы видим документальный фильм о том, как актеры и массовка снимаются в 2016 году в художественном фильме «Движение вверх». Однако, во время просмотра мы забываем об этом и верим в то, что видим матч 1972 года по баскетболу и предшествующие ему события. Всякий художественный фильм – есть иллюзия. Задача режиссера и съёмочной группы состоит в том, чтобы «обмануть» зрителя, заставить его поверить в реальность происходящего. Иначе говоря, фильм должен быть правдоподобным. Хороший режиссер пытается обмануть нас, но в случае с «Движением вверх» в первой половине фильма заметно, что Мегердичев шарик достает из кармана, а не из воздуха. Актеры здесь выглядят немного как чукчи из анекдота.

И, все же, сей спортивный блокбастер - это не только самая кассовая в рублевом выражении картина, а согласно рейтингу «Кинопоиска» вообще – «самый лучший фильм» в истории современной России. У фильма есть два бесценных достоинства. 
 
Первое, очень правдоподобно и красочно изображен баскетбольный матч во второй части. И пусть он грешит бессовестной ложью, поскольку в то время в баскетбол играли иначе: без головокружительных прыжков, «томагавков» и «крэдлов». Зато соблюден Аристотелев принцип наслаждения и правдоподобия. Нужно отдать должное оператору Игорю Гринякину, который носился с камерой в шлеме на роликах между игроками, дабы заснять матч во всем его великолепии.

Мы видим поединок с точки зрения пикирующей пчелы: снизу, сбоку, сверху, слева, справа. Раньше ни один человек никогда не видел матч, да и реальность в таком ракурсе. Не видел, но с приходом летающих камер в телетрансляцию, мы видим замершего Зидана перед ударом в живот Матерацци, видим его финты в рапиде и с высоты птичьего полета. То есть камера творит для нас новую «фильмическую» реальность, а мы не замечаем подвоха. Телевизионный футбол-баскетбол, да вообще все, что угодно на свете стали частью жизни, и Мегердичев с Гринякиным использовали это на полную катушку. В этом-то и заключается основное отличие победоносной картины от десятков кисейных наших мелодрам и телесериалов на историческую тему. В искусстве кино. В работе оператора.

Второе, и самое главное достоинство фильма состоит в идее избавления, спасения.

Посмотрите. Самый популярный фильм «в истории человечества» (на самом деле, согласно IMDB) – «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption). Redemption, если перевести дословно, это – «искупление» или «спасение», иначе говоря, спасение из темницы в тот момент, когда для главного героя уже иссякли последние шансы убежать или выйти на свободу законным образом. Самое великое спортивное событие, по мнению американских болельщиков, - «Чудо на льду» (англ. Miracle on Ice), когда американские студенты обыграли непобедимую «Красную машину» - сборную СССР по хоккею. Самая популярная религия – христианство, в основе которой лежит идея о чудесном спасении Богочеловека из лап смерти. Спастись после того, как просвистел свисток, невозможно. А сборная СССР по баскетболу смогла выиграть уже проигранный матч. Спастись, после того, как испустил дух, немыслимо, а Христос чудесным образом спасся и вознёсся на небеса, то есть совершил «движение вверх». «Три секунды до золота», «Три секунды славы», «Три секунды, которые потрясли мир», Крест, Голгофа и Вознесение. О, это же суп жизни и высший ее смысл!

Идея избавления движет человечество по пути истории. Быть может, когда-нибудь в далеком будущем первый человек станет бессмертным. Именно поэтому на кинематографическом престоле будут еще долго восседать «Побег из Щоушенка» во всем мире и «Движение вверх» в России.

Среди минусов фильма я бы еще отметил то, что Мегердичев лишь вскользь упомянул террористический акт, во время которого палестинцы из «Черного сентября» самым зверским образом умертвили 11 израильских атлетов. Например, одного из них, штангиста Йосефа Романо, арабы оскопили, долго мучали и расстреляли.

Среди плюсов: невеста Александра Белова в исполнении преславной актерки с лисьими глазами из «Гоголь-центра» Александры Ревенко, коварный американский коуч Генри Айба в исполнении знаменитого Джона Савиджа и победный вопль Нины Ереминой.

Кстати, сборная США по баскетболу до 1972 года не проигрывала только на Олимпийских играх, а на чемпионатах мира ее били неоднократно, и в том числе и сборная СССР. Так, в 1959 году в Чили на чемпионате мира советские баскетболисты прибили американцев в два пинка со счетом 62:37.

Как бы там ни было, в России бал правит ностальгический патриотизм. Эта мода пришла к нам задолго до того, как Мединский стал министром культуры. Первой ласточкой еще в глубинах ельцинской эпохи стал телеканал ОРТ во главе с Константином Эрнстом. Социальная реклама «Все у нас получится», новогодние «Старые песни о главном» дали толчок целой лавине ностальгических телепередач. Затем, с приходом Путина, этот тренд подхватило кино. Сначала сняли фильмы про всех партийных и хозяйственных бонз. 7 версий Берии, 10 версий Брежнева и 40 Сталина. Потом переснимали всех звёзд эстрады, начиная с Анны Герман, заканчивая Высоцким. Теперь взялись за спортсменов. Начали с хоккеистов, продолжили баскетболистами. Скоро на очереди «Лед» с фигуристкой. Казалось, что позорный русский футбол оставят в покое. Держи карман шире. На очереди такие киноленты как «Тренер», «Вратарь Галактики» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты».

Все это накануне Чемпионат мира, который пройдет в России. В 2008 году прямо перед Евро на экраны вышел фильм Александра Рогожкина «Игра», где сборная России по футболу в финале мундиаля громит некую команду, предположительно, Германию. В реальности Россия чемпионом мира не стала. Зато именно тогда она впервые в истории вышла в полуфинал Чемпионата Европы. Это был единственный успех сборной России (не СССР) за всю историю ногомяча.
 


* «Движение вверх» - х/ф 2017 года;  режиссёр Антон Мегердичев; продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков; авторы сценария Николай Куликов, Андрей Курейчик; оператор Игорь Гринякин; композитор Джулия Холтер. Производство: Кинокомпания «Студия „ТриТэ“» Никиты Михалкова, телеканал «Россия-1», кинокомпания «Централ партнершип».
 

ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВ


02.02.2018



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.040868043899536